Конспект урока по литературе на тему «Образ Насти и Митраши»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по теме «Образ Насти и Митраши»


Цель:

О - знакомство с образом Насти и Митраши

Р- осмыслить конфликт между Настей и Митрашей, его причины и следствия;

- осмыслить роль природы, её участие в судьбе героев.

В - воспитание

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Тест

1. Жанр произведения:

а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

2. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны; в) после войны;

б) во время Великой Отечественной войны; г) в наши дни.

3. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «мужичок в мешочке»; б) «мальчик с пальчик»;

в) «золотая веснушка»; г) «носик-курносик».

4. По весне дети стали собираться в лес:

а) на охоту; б) за грибами;

в) за сладкой клюквой; г) за подснежниками.

5. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник - это:

а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

6. В чём смысл истории сосны и ели?

а) Это элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

б) Это рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;

в) Это предыстория конфликта между Митрашей и Настей.

7. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор использует:

а) метафору; б) сравнение; в) антитезу; г) гиперболу.

8. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему», «они впивались сухими сучьями в живые стволы…» - используется:

а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение; г) антитеза.

9. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

а) стона деревьев; б) раскатов грома; в) воя волков; г) сильных порывов ветра.

10. Собирая клюкву, Настя испугалась:

а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

11. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя; б) собака Травка; в) односельчане;

г) ему самому удалось вылезти и спастись?

12. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:

а) принципа «Один за всех и все за одного»;

б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;

в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».

13. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:

а) болото с залежами торфа; б) деревья, цветы, живые существа;

в) золото, драгоценные камни; г) доброе, любящее сердце человека.

14. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

а) богатых залежах торфа на болоте;

б) душевном богатстве людей;

в) богатом растительном и животном мире лесов.

15. В произведении описываются события:

а) времён первой мировой войны; б) периода Великой Отечественной войны;

в) наших дней.

16. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

б) взаимоотношения между людьми;

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

17. Повествование в произведении ведётся от лица:

а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни.

18. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство;

б) бесспорное первенство сестры;

в) преимущество брата.

19. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение;

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»;

в) внешне она никак не отличалась от остального болота.

20. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить:

а) для других; б) для себя; в) для природы.

21. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко.

23. Рассказ о тетереве - косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».) представляет собой:

а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

24. В предложении: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:

а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола.

25. Сколько лет Митраше?

а) Десять с хвостиком; б) Девять с хвостиком; в) Восемь с хвостиком.

26. Митраша младше сестры

а) на 2 года; б) на 3 года; в) на 1 год.

27. Митраша и Настя отправились за клюквой

а) осенью; б) весной; в) летом.

28. Настя всю свою клюкву

а) отдала детям; б) выбросила; в) заготовила впрок.


  1. Новая тема

Найдите в тексте образы детей, расскажите о них

Настя

«Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

«… Умненькие и дружные ребята».

«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

«Как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она своё любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

«Так она ссыпает горсточку за горсточкой, всё чаще и чаще, а хочется всё больше и больше».

«Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться… Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».

«Испуганная лосем, Настенька изумлённо смотрела на змею… Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она».

«Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».

Митраша

«Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

« «Мужичок в мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

«Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани.

Но, кроме бондарства, на нём лежит и всё мужское хозяйство».

«Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался в дружбе».

«Строптивый брат».

«Это был мальчик упрямый и сильный».

«- Был мужичок, - отвечали другие, - да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».

2 Беседа.

  • Какое событие является завязкой повествования? (спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии.)

  • Какую роль в развитии событий играет природа? (Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в её описании делают её маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк - друг и враг человека: «одичавшая собака…выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Сюда-то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой - облако, которое «как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце». Тревоги добавляет ветер, из-за которого «сосна простонала», а «ель зарычала».)

  1. Выразительное чтение по ролям сцены спора Насти и Митраши(от слов «В это время, отдохнув на камне…» до слов «…деревья…на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали»)


  1. Беседа по прочитанному отрывку.

    • Обратите внимание на то, как ведёт себя природа. (разгоревшийся между детьми спор воспринимается с большей остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создаётся природой.Доказывая преимущества своего пути, Митраша рассердился, решительно ответил, резко повернул. Не уступает брату и Настя: ей было обидно подчиниться; она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему. Зло царит в природе: самец-ворон долбанул косача; злой ветер рванул; деревья, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.)

    • Можно ли определить, на чьей стороне автор? (отчуждённость, непонимание, возникшие между детьми, удвоенные и подчёркнутые грубой силой необузданной стихии, раскрывают волнующую мысль писателя о той нравственной высоте, на которой должен находиться человек, не уподобляясь в своих действиях неуправляемым силам природы.)


  1. Работа в группах.

Вопросы для работы группы (Митраша)

1. Что заставило Митрашу пройти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.

2. Выделите одно из описаний природы в истории блужданий Митраши. Прочитайте его вслух. Подумайте, как автор помогает понять этим описанием значение того, что происходит.

Вопросы для работы группы (Настя)

1. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.

2. Выделите одно из описаний природы в истории блужданий Насти. Прочитайте его вслух. Подумайте, как автор помогает понять этим описанием значение того, что происходит.

Вопросы для работы группы (рассказ о ели и сосне)


  1. Найдите в тексте рассказ о ели и сосне со слов «Лет двести тому назад…» до слов «ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». Прочитайте его.

  2. Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён перед появлением детей в лесу?

  3. Вспомните, что такое олицетворение. Какую роль играет олицетворение в данном эпизоде?

Обсуждение результатов работы учащихся.


  1. Дискуссия по теме «Кто прав - Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?»

«Лобастый» Митраша избирает дорогу «исследователя», о которой в своё время говорил отец, твёрдо веря в то, что человек должен «открыть» природу, а не бояться её. Горячность и опрометчивость мальчика, чуть было не стоившие ему жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой. В борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника - волка.

Во всём этом заложена авторская мысль о важности творческого начала в человеке, о необходимости поисков и открытий, о неизбежных трудностях и борьбе на пути к лучшему в жизни.

Благоразумная Настя идёт проторенной дорогой, проверенной многими. Путь «осваивателя» более спокойный и лёгкий. Но и здесь, по мысли Пришвина, победа возможна лишь тогда, когда человек не забывает о других. Настя сумела победить свою минутную слабость и была вознаграждена: её ждала радостная встреча с братом.

Одним из героев сказки-были является природа. Писатель стремился показать единство человека и природы, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле. Своей сказкой-былью Пришвин выражает мысль, что природа может быть человеку и другом, если он бережно открывает её «кладовые», является разумным хозяином, и врагом, если человек теряется в столкновении с природой или использует её в корыстных целях.


  1. Итоги урока.

На чьей вы стороне? Насти или Митраши?


  1. Домашнее задание.


  1. Приготовить рассказ о Травке и Антипыче.






© 2010-2022