Игра литературное лото в 11 кл по роману Булгакова

Для проведения игры используется методика работы в микрогруппах, целью  которой является проверка знания изученного произведения;  углубление представления о поэтике прозы писателя, подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку, развитие коммуникативных навыков (умений работать в команде).                        Задания представляют собой комментирование художественных явлений или   цитаты из    романа. Предполагаемые ответы (здесь: курсив) – умозаключения, выводы, имена персо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Толстовская СОШ Тамбовский район Амурская область 2014

Настольная учебная игра - литературное лото в 11 классе

по теме: «Художественные особенности романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Автор проекта: Купряшова Людмила Константиновна Цель: познавательные: углубление представления о поэтике прозы писателя,

проверка знания изученного произведения во временной дистанции;

подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку,

личностные: умение оценивать поступки персонажей

регулятивные: развитие навыков индивидуальной работы, самоконтроля.


Игра разработана и логически выстроена по следующим блокам:

1) персонажи романа и их поступки, особенности личности;

(колонки с чёрными цифрами на игровых полях)

2) позиция автора в отношении некоторых проблем или героев;

(колонки с красными цифрами на игровых полях)

  1. особенности композиции, стилистические фигуры речи в тексте романа;

(колонки с лиловыми цифрами на игровых полях)

  1. признаки орнаментальной прозы в произведении;

(колонки с зелёными цифрами на игровых полях)

  1. тропы как изобразительно-выразительное средство языка

(колонки с цифрами вишнёвого цвета на игровых полях)

Приготовлены 4 игровых поля для 4 групп по 3 чел. в составе. Каждое поле на листах папки для акварели формата А2 (420/584) разделено на 5 колонок в 4 строки (20 квадратов). 11 заданий каждого поля размещены в правой верхней половине клеток (обычный шрифт), в левой верхней - цифры (их наличие облегчает контроль за состоянием игрового поля, а цветовое решение способствует акцентированию внимания обучающихся на тематике блоков, составляющих игру, а конечном итоге - комментирование произведения.

Задания представляют собой комментирование художественных явлений или цитаты из

романа.

Ход игры

Знакомство с правилами игры

1. Установите порядковый номер своей команды (1-ая, 2-ая, 3-ая, 4-ая).

3. Команда имеет своё специальное игровое поле с 11 заданиями, к каждому из которых

вам необходимо определить фишку с ответом, приложив её к заданию.

4. Ведущий (учитель, так как урок предельно информативен, насыщен терминами), озвучивает фишку с ответом, команды решают, принадлежит ли им этот ответ.

Обсуждение (по необходимости) - одна минута.

Указывать порядковый номер ответа.

5. В случаях неоднозначного решения команда аргументирует свою позицию, почему вы

считаете ту или иную фишку соответствующей заданию в клетке на своём поле. При

положительном решении ведущего команда получает резервное очко

(его стоимость - 0,5 балла)

Максимальное количество баллов - 11 (с учётом возможного резерва)

6. Победители определяются по количеству правильно подобранных ответов-фишек за

определённое время. В случае одинаковых результатов побеждают те, кто сумеет

наиболее убедительно аргументировать решение группы.


Этапы проведения игры

В начале урока - обеспечение учителем мотивации обучающихся на необходимость предложенного вида работы: знакомство с блоками, представляющими содержание игровых полей.

Краткое описание содержания игровых заданий.

Знакомство с правилами игры.

- Представьте, что вам надо разъяснить правила игры своему однокласснику, который по какой-либо причине не слышал их.

Знакомство с таблицей взаимооценки членов группы

- Изучите материалы своего игрового поля. Очень важно, если вы сделаете свои предположения, учитывая блоки в изучаемых колонках, послушайте предположения товарищей.

Этот этап прошёл в раздумьях, сосредоточенности, обсуждениях вполголоса. Потребовалось определённое время - 6-7 мин.

Проведение игры

Игра интеллектуальная, с глубокими раздумьями. Ребята поблагодарили меня, сказали, что здорово всё, удивительно, как за малое время на уроке столько сделано.

Считаю, что этот этап урока цели достиг. Но… нет предела совершенству! Игру можно легко трансформировать в зависимости от целей, изменить или добавить блоки, игровые поля, убрать цветовое решение, уменьшить количество групп и т.д.

Подведение итогов. Оценка группой результативности работы каждого уч-ся Выставление баллов в накопительный банк оценок Поощрение учащихся за активную работу. Выставление оценок

Таблица взаимооценки деятельности группы (1правильный ответ - 1 балл)

Участник

Персонажи

Позиция автора

Композиция, стилистические фигуры

Орнаментальная проза

Тропы

Кор Коррект-

ность

в

общении























Итого по группе:

Пример игрового поля


1



9


2

5



11

3

6

7



4


8

10




Задания - ответы

1 Кадровый офицер, он оказался перед выбором: выполнить приказ командования, которого уже по существу нет, и погубить мальчишек-юнкеров или на­рушить приказ и взять ответственность на себя.

Полковник Малышев


2 В его душе живет мечта о

подвиге. Он человек чести: «Слова не должен нарушать ни один человек, пото­му что нельзя будет жить на свете».

Николка Турбин


3 Боевой армейский командир, гусар. Его сущность раскрывается в вещем сне Алексея Турбина, где он предстает в облике рыцаря. Наяву спасает юнкеров ценой собственной жизни.

Полковник Най Турс

4 Он считается «цветом» белой армии - он окончил военную академию.

Он рас­четлив и циничен, он не обременен понятиями чести и долга.

Сергей Тальберг

5 Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, в котором не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, - а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие.


По мысли автора, Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. Революция же вступает в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры, обездолить



6 Автор утверждает ценность жизни, дома, семьи даже в нечеловеческих условиях революционных волнений. Не о поражении белого движения, а о побе­де жизни, о преодолении человеком войны и страха говорится в этом романе.

Гуманистический пафос (идея) романа М. Булгакова «Белая гвардия» 7 Красота и легкомысленность быв­шего модного магазина

мадам Анжу сменяется бесприютностью военного штаба (Марс появляется там, где царствовала Венера). Оказавшись в этом магазине, Алек­сей недоуменно спрашивает себя:

- Почему бомбы в ее мага­зине легли рядом с пустыми картонками?

Противопоставление как фигура речи, как художественный прием чувствует- ся на протяжении всего романа


8 Что же, в самом деле, будет? Как будут жить семьсот тысяч людей здесь, в Городе, под властью загадочной личности, которая носит такое страшное и некрасивое имя - Петлюра?"

Риторические вопросы

в "потоке сознания" Николки служит большим художественным целям, дают представление об обстоятельствах, о его смятенном чувстве, о сквозной теме произведения: как жить людям?


9 Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лизы из "Пиковой дамы", Тараса Бульбы, ведьмы - панночки (Явдоха), Наташи Ростовой, героини "Капитан­ской дочки». Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа Ростова. Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Не­красова, современные Булгакову футуристы.)

Подключенность к общекультур-ным источникам также харак-теризует орнаментальную прозу.

10 «…На лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетённый час жизни - половину шестого… В её глазах … тоска и решимость бороться с бедой…»

Стрелки на лице Елены - печаль­ные складки - прием, характерный для орнаментальной прозы:

мир изображается при помощи метафорических соответствий,

обнажающих бесконечность их смыслов, делает произведение неисчерпаемым


11 Капор [женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком] с интересом слушал, и щеки его светились жирным красным светом.

Метафора

12 Он отнюдь не комик, этот персонаж, он человек серьёзный и высокопорядочный. Но совсем иного, чем Турбины, поля ягода. Его драма - жена изменила - на фоне разворачивающейся вокруг кровавой драмы не принимается всерьёз.

В его образе сказывается необычайное авторское жизнелюбие, которое побеждает любые тяготы и несчастья.

Лариосик (Ларион Суржанский), племянник Тальберга из Житомира


13 Честный и храбрый офицер.

С ним появляется в романе мотив недовольства воен­ной интеллигенции своим штабным управлением: гетманом и немецкими союз­никами. Настоящий вояка, хорошо знающий военное дело. Полковник Малышев не нарадуется на него, «настоящего офицера», который может в мгновение ока поднять настроение дивизиону или обес­печить гимназию электрическим освещением.

Поручик

Виктор Мышлаевский

14 Он хочет спрятаться от окру­жающего кошмара в тишине, за закрытыми ставнями, пересчитывая и пряча ку­поны, дрожа за свою шкуру.

Инженер Лисович


15 Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство

Сергей Тальберг


16 Эта особенность композиции романа помогает читателю оценить в полной мере глубину личности персонажей, утверждая вечные нравственные ценности, свойственные конкретно тому или иному герою и которые начинают терять своё значение в «реальном» мире романа.

Сны героев


17 "А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь?

Нет. Никто.

Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет».

Внутренний монолог Алексея Турбина заканчивается лирическим авторским умозаключением, имеющим в высшей степени общечеловеческое значение

18 Небесное знамение - кровавое солнце, встающее над Городом в мут­ной мгле.

О грядущих ужасах предупреждают «две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Венера символизирует красоту, любовь, мир. Марс - страх, ненависть, войну


Страницы романа часто соотносятся с реминисценциями (черты, наводящие на воспоминания о другом произведении) из «Слова о полку Игореве».

Такие приёмы - приметы орнаментальной прозы.


19 Этот спасительный островок - образ-символ тепла и света среди бурь революции и Гражданской войны.

Дом Турбинных


20 "Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся. …Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?"

Орнаментальному стилю подчинен и финальный аккорд романа, подчёркивающий его незаконченность,

принципиальную незавершаемость, разорванность, в котором отразились разорванность и незавершенность самой эпохи



21 В городе царят неразбериха и суматоха: «Немцы!! Немцы!! Немцы !!», «Петлюра. Петлюра. Петлюра. Петлюра», «Патрули, патрули, патрули».

Катаклизмы, происходящие в жизни. писатель нередко подчеркивает с помощью лексического повтора

22 Голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжелое время живительный и жаркий.

Сравнение


23 Он до последнего не уходит с боевых пози­ций, во многом напоминает Петю Ростова из романа JI.H. Толстого «Война и мир».

Юнкер Николай Турбин


24 Хороший певец, поклонник Елены Турбиной, франт, любящий прихвастнуть ради щегольства. В этом образе есть крайне много легкомысленных черт характера, которые сильно выделяют из круга друзей Турбиных. И всё-таки большой мечтатель и влюбленный молодой человек. Вместе с тем настоящий офицер, именно он оповестил об опасности друзей: падении гетманской власти и о бегстве штаба, чем неоценимо помог им, ни от кого другого эту информацию получить было невозможно.

Леонид Юрьевич Шервинский,

гвардейский улан, адъютант князя Белорукова


25 Он смотрит, на чьей стороне сила, и примыкает к этой силе. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом, потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. Он олицетворение позора, бесчестия, бесславия белой армии.

Сергей Тальберг

26 Если после известия о бегстве гет­мана капитан Студзинский рыдает, то этот персонаж деятельно предлагает пол­ковнику «поджечь здание гимназии», чтобы не оставлять Петлюре орудия и цейхгауз.

Удрученный предательством гетмана, признается другу, что уважает большевиков «за смелость».

Поручик

Виктор Мышлаевский


27 Во сне Алексей Турбин видит, что в раю нашли прибежище вместе и белые, и красные. Он не может понять этой милости к убийцам и разрушителям, но Бог устами вахмистра Жилина, сослуживца Турбина по полку, отвечает ему: "Все вы у Меня... одинаковые, в поле брани убиенные"


Авторская позиция о гражданской войне глубоко христианская - это молитва за все жертвы братоубийственной войны, молитва за тех и за других. Ведь в гражданской войне нет победителей - есть только побеждённые.


28 В романе провозглашается сила человека, (особенно окруженного любящей семьей), утверждается его способность преодолевать тяжелые обстоятельства, оставаясь при этом человеком чести, му­жества, благородства.

Одна из идей романа


29 Первый абзац романа напи­сан в стиле летописи. Как летописи, в нем указываются точные даты событий, описываются знамения и чудеса, предше­ствующие тому или иному повороту истории.

Одна из особенностей композиции - мастерство стилизации писателя


30 «Отец Александр блестел и искрился у золотеньких огней, и дьякон мрачно рокотал слова церковного прощания маме, покидающей своих детей».

Несобственно-прямую речь Николки можно выделить по пронзительно-лирической и вместе с тем наивной интонации, «детской» тематике и лексике, и, кроме того, любимому его междометию «эх... эх...»






31 «Часы играли гавот… В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем. К ним так привыкли, что если бы они пропали каким-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнёшь. Но часы, к счастью, совершенно бессмертны…»

Булгаков прибегает к приему, характерному для орнаментализма, как бы меняющему местами пропорции реального - значимое с незначимым, представив хрупкое и беззащитное, скажем, старинные часы или изразцы печи как опору, дающую возможность личности не потерять себя в страшную эпоху русской смуты.


32. «Пуховый платок обнимал Елену, и белые ее руки лежали на зеленой равнине стола, и Шервинский, не отрываясь, глядел на них. В длинных пальцах была женская мощь и какая-то уверенность, примирение и спокойствие»


Еще с античности белый цвет имеет символическое значение «чистоты», устремленности к духовной простоте героя. И это тоже составная часть эстетики орнаментальной прозы


33 Замечательная печь, милые старые обои, живительный изразец, и чашки с нежными цветами.

Эпитеты


34 Он решает: «На свою совесть беру и ответственность все!.. все!» Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Ему не в чем упрекнуть себя: «Своих я всех спас. На убой не по­слал! На позор не послал!»

Полковник Малышев


35. Он выполняет долг чести перед командиром: среди кромешного ада воюющего города находит его близких, чтобы сообщить о героической смерти командира и достойно похоронить его.

Юнкер Николай Турбин


36. Иззлучает любовь, свет и добро, всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага, семейных традиций.

Елена Турбина-Тальберг,

его Хранительница, его Берегиня.


37 В его понимании создать

уют - изобрести в квартире хитрую систему тайников, сохранив тем самым покой в это смутное время


Инженер Лисович


38 "Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? "


В этих словах, возможно, главная авторская мысль: призыв к миру, справедливости, правде на земле.



39 Семей­ная хроника Турбиных в первых главах - одна из особенностей композиции романа. Это тоже своего рода история. Ведь для людей важно, прежде всего, то, что близко и дорого им.

Это немного сентиментальная элегия об ушедшей мирной и спокойной жизни с милыми деталями быта.


40 Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор…


Градация














41 - Мой муж, - сказала она, вздохнувши… - Мой муж…

Капор с интересом слушал, и щёки его осветились жирным красным цветом. Спрашивал:

- А что за человек твой муж?

- Мерзавец он. Больше ничего! - сам себе сказал Турбин, в одиночестве через комнату и переднюю от Елены. Мысли Елены передались ему и жгли его уже много минут.


Удивительный прием речевой динамики в орнаментальной прозе: к внутреннему монологу персонажа «подключается» другой, отвечая на вопросы не видимого и не слышимого в это время «собеседника»



42 Печь со старинными изразцами, кремовые шторы, голубые гортензии, "красного дерева бронзовые пастушки на фоне часов, играющих каждые три четверти часа", мебель красного бархата, "чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок".


Все эти детали домашнего обихода, становясь лейтмо-тивами повествования,

в орнаментальной прозе призваны "приподнять" простые родственные отношения, романтизировать семью как воплощение гармонии и устойчивости


43 В финале романа герои спят и видят сны. У взрослых сны тяжёлые, горестные, Елена, вскрикивая, горько рыдает.

А маленький Петька Щеглов увидел во сне алмазный шар на зелёном лугу. «Задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами».


Булгаков словно говорит нам: «Планета наша такая же бесценная, как тот камень.

Тихо! Не будите ребенка! Пусть он досмотрит свой прекрасный сон! Пусть он его не поймет, но он будет счастлив, обязательно будет! А если будет счастлив ребенок, будем счастливы и мы! Тихо! Спит ребенок…»




44 …Уже второй день на исходе после захвата Петлюрой Города. Вернулся только Николка. Анюта в угнетении и печали:

«Целы ли разноцветные глаза? Будет ли ещё слышен развалистый шаг, прихлопывающий шпорным звоном - дрень… дрень…»


Синекдоха - разновидность

метафоры



© 2010-2022