Пути повышения культуры восприятия лирики школьниками. Из опыта работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Поэзия делает Землю красивей…»

Пути повышения культуры восприятия поэтических произведений школьниками

(Из опыта работы)

Часть 1

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить, -

так высоко ценил силу поэтического слова поэт Вадим Шефнер.

Огромна роль лирики в становлении, развитии юношества. Интерес к поэзии - показатель духовности человека, его эмоциональной отзывчивости, без которой трудно себе представить отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда. "Чувства добрые", "души прекрасные порывы" - вот что, говоря словами поэтов, дает поэзия.

А если голос стиха не услышан, не воспринят, не понят? Тогда это богатство лирики идет мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо. Если организация чтения является серьезной методической проблемой, то она является проблемой в квадрате, когда речь идет о самостоятельном чтении лирики. Многочисленные свидетельства методистов и учителей убеждают, что культура восприятия стиха значительной частью школьников невысока, отсюда малая популярность лирики среди учеников, либо нетребовательность в чтении, когда в числе любимых оказываются стихи весьма низкого уровня, либо субъективность восприятия, привнесение в стихотворение собственных сиюминутных чувств читающего.

Причины низкой культуры восприятия стиха в значительной мере связаны со специфичностью трудного для учащихся рода литературы: непривычная по сравнению с прозой бессюжетность лирики, насыщенность образа-переживания, многозначность, концентрированность, "спрессованность" поэтического слова, метафоричность, расшифровка которой трудна для неопытного читателя.

Значит, тем более важно в школе формировать культуру восприятия стиха, последовательно знакомить учеников со специфическими чертами лирики как рода литературы, развивать поэтический вкус. А это не всегда получается в школьной практике. И стихов в школьной программе по литературе не так уж много, и анализ их не всегда проходит на высоком уровне. Нередки сетования учителей на то, что уроки по анализу лирических произведений не получаются, нет того эмоционального накала, который необходим для восприятия поэзии. И совсем уж редко возникает возможность разговора о специфике лирики, о том, говоря словами Николая Асеева, "кому и зачем нужна поэзия".

"Лирика, раскрывая сложные, многообразные, глубоко личные, интимные переживания человека, связанные с его отношениями к природе и обществу, к близким людям, с мечтами и тревогами, с радостью и печалью, раскрывает человеку его самого, пробуждает и развивает его чувства, его мысли. Лирика затрагивает такие стороны души человека, такие "уголки мозга", до которых, по выражению В.В.Маяковского, ничем другим, кроме стиха, не достанешь. Но именно эта особенность лирики - непосредственное изображение, раскрытие внутреннего мира человека - делаете сложным родом художественной литературы при всей кажущейся общедоступности".

В поэзии немало сказано о "муках слова", о том, как поэту трудно высказать себя. Стоит вспомнить строки В.В.Маяковского:

Поэзия -

та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн словесной руды,-

чтобы подтвердить эту мысль.

И неслучайно, что лирика тяготеет к усложненной, лаконичной, метафоричной речи, к глубокой образности, которая трудна для неопытного читателя.

В любом лирическом произведении рождается определенный образ, который читатель должен "увидеть", представить себе. Поэтический образ не всегда совпадает с понятием. Часто отдельные слова для учеников понятны, а цельного, правильного образа не создается. Непонимание образности и метафоричности стихов школьниками идет от того, что порой сами учителя не понимают глубокого смысла поэзии. Да и стихов в школьной программе по литературе не так уж много, особенно в 5-8 классах. Чтобы нагляднее ощутить минимальное количество стихов в школьной программе скажем, что на изучение лирики отводится примерно 1/7 времени, выделенного на изучение литературы в 5-8 классах. И это при огромной сложности лирики как рода литературы и большой потребности учеников в поэтическом слове!

Часто анализ стихов проходит не на самом высоком уровне, что является еще одной причиной низкой культуры восприятия лирических произведений учащимися 5-9 классов. Проблема анализа лирики является очень актуальной в современной методике преподавания литературы. Современные методисты отмечают, что школа пока более успешно готовит читателя прозаических произведений, чем лирических. И это неслучайно. Эпическое произведение имеет, как правило, законченный сюжет, систему образов, оно легче "поддается" анализу, его проще разъяснить, разобраться в отдельных частях. И в то же время эпические произведения больше отвечают возрастным особенностям школьников. Находясь на стадии "наивного реализма", ребята интересуются остросюжетными произведениями, не обращают внимания на психологические тонкости, на внутреннее состояние героя, на детали, пропускают пейзажные зарисовки, так как хотят побыстрее узнать "что потом".

В этом возрасте ребята бывают глухи к поэзии. Наша задача - пробудить в них любовь к поэзии, научить школьника читать и ценить лирические произведения.

Одно время в методике преподавания литературы бытовало мнение, что "стихи вообще не следует анализировать, достаточно прочесть их, найти для урока соответствующее музыкальное сопровождение, и у учащихся возникнет нужная эмоциональная реакция". Но ведь эмоции, которые не подкрепляются размышлениями, могут воспитать читателя восприимчивого, но не глубокого. Учитель должен совершенствовать восприимчивость к поэзии и воспитывать художественный вкус. А без анализа стихов этого не добиться. Приемы анализа лирических произведений должны быть направлены на то, чтобы ребята поняли красоту поэтического слова, глубину созданного образа, своеобразие лирики. Учитель должен привить учащимся любовь к поэзии, повышать культурный уровень, а это зависит от того, какие методы и приемы анализа будут использованы учителем. Выбор приемов зависит от специфики лирики как рода литературы. Нередко учителя используют так называемый "методический стереотип" урока по лирике: сначала учитель объясняет новые слова, потом говорит, когда и о чем написано стихотворение, потом читает и ставит вопросы к каждой строфе или даже строчке.

Итак, мы попытались доказать, что существует много причин, которыми обусловлен низкий уровень восприятия лирики школьниками. Среди них выделяют как субъективные, так и объективные.

Объективные причины - это трудности лирики для восприятия (метафоричность, образность) и минимальное количество стихов в школьной программе.

К субъективным относятся причины, зависящие от качества уроков анализа. Важно, как преподносятся стихи на уроках литературы, на каком уровне они анализируются.


© 2010-2022