Конспект урока по литературе Урок –творческая мастерская «И на прекрасное откликнется душа» ( анализ рассказа И. С. Тургенева «Певцы») 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок -творческая мастерская «И на прекрасное откликнется душа»( анализ рассказа И.С.Тургенева «Певцы»)

Цель: формирование навыков анализа художественного текста.

Задачи:

  • продолжить работу над содержанием рассказа И.С. Тургенева «Певцы»;

  • развивать образное мышление, творческое воображение через зрительные, звуковые, словесные ассоциации, умение видеть красоту в окружающем мире.

  • воспитывать чувство прекрасного

Оборудование:

Магнитофон (с записью русских народных песен), картины русских художников, рассказ И.С. Тургенева «Певцы», песня «Не одна то ли во поле дороженька»

Комментарии к проведению урока:

Класс делится на группы, по 4-5 человек в каждой

Ход занятия:

  1. Зачитывается отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы» ( на фоне мелодии «Элегии» С.Рахманинова в исполнении русского народного оркестра):

… Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке - словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...

Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу над содержанием рассказа И.С.Тургенева «Певцы». Занятие у нас будет интегративным: мы объединим музыку и литературу.

  1. Прослушивание мелодии без слов.

Задание для групп:

  1. Подберите слова -эпитеты и сравнения, отражающие характер мелодии.

  2. Попробуйте определить, в какой стране она могла родиться.

Группы комментируют сделанное.

  1. Группы получают текст песни и, слушая мелодию со словами, озаглавливают и подбирают картину, созвучную настроению этой песни.

Группы защищают свое название, содержание песни, выбранную репродукцию.

  1. Работа над текстом рассказа (примерные вопросы учителя):

  • О чем говорится в рассказе?

  • Кто главный герой?

  • Где происходит действие рассказа?

  • Почему И.С. Тургенев выбрал именно эту песню, обратил на нее внимание.

  • Что хотел показать автор, создавая рассказ?

Слово учителя:

И.С. Тургенев светлел душою, слушая русские народные песни. Часто бывая за границей, он вспоминал о них с тоской, так же, как и о белых березах, колокольных звонах, потому что он был русским душою.

5. Работа в группах.

Задание:

Сравнить обе песни, найти ключевые слова, записать их, сделать вывод, почему победил Яков, и какое воздействие оказало его исполнение на слушателей.

Группы защищают свои ответы.

Задание:

Под прослушивание русских народных песен зарисовать те картины, которые ассоциируются у учащихся с этими мелодиями.

Группы защищают свои рисунки.

Задание:

Сочинить четверостишие, где присутствовало бы название урока: «И на прекрасное откликнется душа».

Учащиеся зачитывают свои сочинения.

  1. Выводы по занятию.

  2. Д.З. Закончить работу, начатую в классе: дорисовать рисунок, сочинить четверостишие.

Не одна-то ли, да одна,

Ай во поле дорожка,

Во поле дороженька,

Не одна-то ли дорожка,

Ай, дорожка пролегла,

Она пролегла.

Эх, частым ельничком доро…

Ай, дорожка зарастала,

Она зарастала.

Молодым-то ли да горьким,

Ай, горьким осинничком

Ее заломало.

Как по той ли по дороженьке,

Ай, по той ли дорожке

Нельзя ни проехать,

Ой, да ни поехать, ни пройти….

С душою юной,

Как у малыша,

Взираю я на этот мир.

Такой же юный

Смотрю я на восходы.

И замираю чуть дыша…

Ведь на прекрасное откликнулась душа!


© 2010-2022