Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Морфологический разбор причастия

Предмет

Русский язык

Класс

7

Автор урока (ФИО, должность)

Доманова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение

МБОУ «Шалакушская СОШ» структурное подразделение «Шожемская основная школа»

Область

Архангельская

Район

Няндомский

Методическая информация

Тип урока

(мероприятия, занятия)

Урок «открытия» нового знания

Цели и задачи урока

(образовательные, развивающие,

воспитательные)

  • - систематизировать знания о грамматических признаках причастия;

  • - познакомить ребят с порядком морфологического разбора;

  • - научить производить морфологический разбор причастия

  • - развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

  • - развивать умение мыслить самостоятельно;

  • - развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

- способствовать воспитанию культуры общения;

  • - продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Используемые педагогические

технологии, методы и приемы

Методы: устная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, дифференцированный подход.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.

Время реализации урока

1 урок, 45 минут

Знания, умения, навыки и

качества, которые

актуализируют/приобретут

/закрепят/др. ученики в ходе

урока

В ходе урока учащиеся:

- актуализируют следующие понятия: причастие, морфологические признаки причастия

- приобретут умения и навыки морфологического разбора причастия;

- закрепят навыки морфологического разбора причастия.

Необходимое оборудование и

материалы

Персональный компьютер учителя, мультимедиа проектор, картины осеннего пейзажа, учебник, тетрадь.

Презентация к уроку «Морфологический разбор причастия»

Дидактическое обеспечение

урока

Демонстрации механических, звуковых, магнитных, тепловых явлений.

Список учебной

и дополнительной литературы

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.

Подробное описание всех

этапов урока.

Этапы урока:

1.Организационный момент. Мотивация.

( слайд № 1)

Добрый день,ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души»

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

2. Актуализация знаний.

- Устная работа с классом. ( работа со слайдом № 2)

Обратите внимание на экран. Перед вами слова с пропущенными буквами. Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенную букву и объяснить её написание.

ОсеННий, жЁлтый, дОждливый, ветреНый, безветреННый, бАгряный, ярко-красный.

- Ребята, слова какой части речи перед вами?

- А какая другая часть речи похожа на прилагательное, но ещё имеет и свойства глагола?

- Молодцы! Продолжаем работать дальше.

- Фронтальная работа с классом. (работа со слайдом « 3)

Обратите внимание на экран. Перед вами 4 словосочетания. Ваша задача записать эти словосочетания в столбик. Не забудьте отступить строчку для написания новой темы.

Листва, которая пожелтела

Цветы, которые увяли

Птицы, которые улетают

Листья, которые шуршат

- О каком времени года идёт речь?

А теперь замените выделенные конструкции причастиями. Выделите у них суффиксы, найдите главное -слово, зависимое слово и задайте вопрос. Для того, чтобы вы приступили к работе, разберём первое словосочетание вместе. (разбираем первое словосочетания: учитель на доске, учащиеся в тетрадях)

А теперь оставшиеся словосочетания разбираете в своих тетрадях. (ученики по очереди выходят к доске и записывают получившиеся словосочетания).

- Какой частью речи являются зависимые слова?

(Работа со слайдом № 4)

- Что такое причастие?

- Вы знаете, что причастие долгое время считали особой формой глагола. Почему? Но потом выяснилось, что оно имеет и признаки прилагательного. Какие? Причастие разделилось на 2 группы. Какие? Оказалось, что у причастия могут быть разные суффиксы. Какие суффиксы у действительных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? Какие суффиксы у страдательных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени?

- Молодцы!

3. Изучение нового материала.

Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. А сегодня мы с вами узнаем, как выполняется морфологический разбор причастия. Поэтому тема нашего урока - это… (слайд № 5).

Какую цель мы с вами ставим на уроке? (слайд № 6)

Правильно, но перед тем, как начать выполнять морфологический разбор причастия, давайте познакомимся с планом разбора. (слайд № 7). Откройте учебники, с.65. Ознакомьтесь с планом разбора. (учащиеся читают план разбора вслух по очереди).

Вы, надеюсь, заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова.

Откройте с.66. Вам дан образец разбора причастия.

Вот мы с вами и познакомились с порядком морфологического разбора причастия.

а) Первичное закрепление нового материала.

- Фронтальная работа с классом.

( работа со слайдом № 8). Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради.

Лес, давно уставший от осени, ждёт снега.

Находим причастие и выполняем его морфологический разбор. ( учитель у доски, учащиеся в тетрадях)

Уставший - причастие.

  1. лес ( какой?) уставший

  2. Н.ф. - уставший

Пост.призн.: действ.пр., прош.вр., сов.в.

Непост.призн.: И.п., ед.ч., м.р.

  1. Какой лес? уставший.

Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

4. Физкультминутка ( слайд № 9)

Ребята, хорошо мы с вами работаем. Давайте немножко отдохнём, восстановим силы для дальнейшей работы.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

5. Закрепление нового материала.

- Индивидуальная работа класса

(работа со слайдом № 10) Обратите внимание на экран. Перед вами 3 предложения. (ребята читают).

Берёзы покрыты золотой листвой, сверкающей на солнце.

На пожелтевшей траве лежали разноцветные листья.

Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

Вы будете работать по вариантам. (1, 2, 3 варианты). Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия. (один учащийся от каждого варианта работает у доски).

Обратите внимание на доску.( Каждый вариант проверяет выполненную работу учащимся у доски.)

- Кто выполнил всё верно?

- Так что необходимо знать при выполнении морфологического разбора причастия?

- (Работа со слайдом № 11). Обратите внимание на экран. Как вы заметили, это задание состоит из двух уровней. Если вы будете выполнять задание из 1 уровня, вам надо списать предложения, расставить знаки препинания и обозначить причастный оборот.

- Что такое причастный оборот?

- Кто выберет задание из 2 уровня, то вам необходимо из предложений выписать в левый столбик причастия, а в правый - прилагательные.

Выбираете любой вариант и приступаете к работе. (музыка П.И.Чайковского).

- А теперь вы побудете в роли учителя. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем. (слайд № 12). Поставьте оценку за работу и поменяйтесь тетрадями обратно.

- Кто выполнял 1 уровень? Выберете из любого предложения причастие и выполните его морфологический разбор. Кто выполнял 2 уровень? Перепишите любое предложение с причастием и выполните его морфологический разбор. (устная проверка работы учащихся).

- Фронтальная работа.

На магнитной доске части предложений.

- Среди деревьев петляла дорога, - ,выкрашенные к празднику,

- Тишина изредка прерывалась звуками, - освещённая бледной луной.

- Светились серебром луга, - долетавшими издалека.

- Дома смотрелись как новые. - припудренные утренним инеем.

Составьте предложения.( учащиеся подходят к доске и составляют предложения).

-Молодцы! Спишите понравившееся вам предложение в свою тетрадь.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? самым трудным?

7. Задание на дом. ( слайд № 13)

- Учитель выводит на экран домашнее задание, объясняет его;.

- Учащиеся записывают задание. ( слайд № 14)Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

Рефлексия деятельности на уроке.

Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)


Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

ничего не понял

хорошо поспал

Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

отличный урок

есть над чем подумать всё не так, как я зол

Домашнее задание (если это

необходимо на уроке)

С. 65, выучить план разбора причастия, выполнить работу в тетради.

Ссылки на использованные

интернет-ресурсы


Конспект урока по русскому языку Морфологический разбор причастия (7 класс)

© 2010-2022