Урок-презентация по творчеству А. П. Чехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К 155-летию А.П.Чехова

Урок ,посвященный жизни и творчеству А.П.Чехова ,

с элементами театрализации.

Урок-презентация по творчеству А.П. Чехова

Данный урок проводится в 5-7 классах.

Тип урока - урок с элементами театрализации.

Заранее готовятся инсценировки таких рассказов А. П. Чехова: "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Лошадиная фамилия", «Хирургия», «Хамелеон» , «Злоумышленник».

Также заранее готовятся "обложки" рассказов, иллюстрации к произведениям, мини-газеты о жизни и творчестве А. П.Чехова, оформляются доска и кабинет.

Парты лучше поставить "ёлочкой", чтобы перед доской было большое пространство для исполнителей.

В конце урока в ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности юмористических рассказов Чехова, а дома попытаться сочинить рассказ.

Тип урока - урок с элементами театрализации.

Оформление;

1. Портрет А. П. Чехова

2. Выставка книг Чехова

3. Листы с открытками из жизни А. П. Чехова

4. Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова

5. Оборудование к инсценировкам:

  • «Толстый и Тонкий» (шляпа, плащ, палка и др. костюмы)

  • «Лошадиная фамилия» (перо, чашки, самовар, щипцы, графин с водкой, миска)

  • «Хирургия»(мед. инструменты,просфора в платке,красная нитка на руке дьякона)

  • «Хамелеон»(лукошко с крыжовником, пальто для полиц.надзирателя, собачка)

  • «Злоумышленник» (гайка,грузило)

Ход урока

1. Слово учителя

Сегодня мы побываем в мастерской художника слова.

И этот художник - Антон Павлович Чехов. (*Обращает внимание на портрет и на выставку)

Произведения этого писателя вы хорошо знаете. Это «Каштанка», «Хирургия», «Налим»,«Толстый и тонкий».

Этот мастер слова умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его

рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу?

Некоторые секреты он нам сегодня откроет.

2. О писателе (презентация)

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - Бог благословил их многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил - знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван - оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.

В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов.

Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Рувер, Крапива, Уллис их было огромное количество

Работа в журналах научила Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить глубокое содержание.

В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал своё решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства.

Презентация

3.Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание рассказов Чехова, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть. 4. «Толстый и тонкий».

Итак, «Толстый и тонкий»

Вот один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...

* Инсценировка рассказа Описывает ли здесь Чехов состояние героев? (Нет)

А что он описывает? (действие)

5. Вспомним рассказ писателя - «Хамелеон»(Инсценировка рассказа)

Какая тема сближает рассказ «Хамелеон» с рассказом «Толстый и тонкий»? (Тема чинопочитания, самоуничижения)

Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический)

Что он высмеивает?

Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?

Чехов часто использует говорящие фамилии

6.Рассказ «Лошадиная фамилия» -это рассказ- анекдот.

Что такое анекдот? (Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе-анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.

Что такое «курьёзное»? (Смешное, странное, диковинное)

Курьёзные подробности и действия

* Инсценировка рассказа

Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное)

Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом)

Какие черты характера Булдеева проявляются в речи? (Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим)

Найдите слова, которые это доказывают («Ну? Ну что же? Скорей думай!»)

Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Черт тебя возьми», «к черту депешу пошлёшь», «накося»)

Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера.

Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет)

Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.)

Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательностью)

Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.

Мы с вами посмотрели 3 инсценированных рассказа Чехова

-Почему их легко инсценировать?

Давайте посмотрим еще две сценки «Злоумышленник» и «Хирургия»

  • Диалог

  • Нет описаний

  • Мало повествования

  • Индивидуализированность речи персонажей

Итак, давайтеподумаем над секретами рассказов Чехова:

1 секрет: Описывать действия, а не состояние героев

Какой приём использует Чехов?

2секрет: Метафора, доведённая до гротеска

Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

Найдите гротеск в этой сиене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?(Герои не названы по именам, толстый - это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого)

Чехов избегает описаний

Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

3секрет: Отсутствие описаний

Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)

Почему стало противно и кому? (Толстому)

Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира.

Что у юмора и сатиры общее? (высмеивают)

А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?(сатирический)

Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества - чинопочитание)

Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал?(Чинопочитание, рабское угодничество)

4. Говорящие фамилии

Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они «говорят»?(Червяков - подчёркивает его ничтожество, Бризжалов - вызывает ассоциации с брюзгой, человеком, который постоянно распекает, брызжет слюной)

5. Мало действующих лиц

6. Несоответствие причины и следствия
Так это называется в литературоведении.

Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.

За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства)

Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом)

9. Речевые ошибки персонажей

В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной», он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей)

А теперь проведём конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий». Запишите их в тетрадь.

Кто больше вспомнил? Зачитайте.

Но вернёмся к главным героям. Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)

Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул»)

Удалось ли_____________ передать эти метаморфозы?

Понравилось ли вам, как______________ сыграл Булдеева? Чем?

Рассказ-анекдот отличает простота композиции.

10. Простота композиции

Что в композиции занимает главное место? (Диалог)

11. Диалог занимает главное место.

Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)

Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном)

Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче? (Это человек, который не занимается своими прямыми обязанностями, его даже выгоняют с работы, видимо, за пьянство.)

Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.

12. Анекдотичное слово

Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают)

Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия».(Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия)

Какие несоответствия делают эту сцену комичной?(«Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)

Найдите развязку в сюжете рассказа.

Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту)

Это юмористический или сатирический рассказ?(Юмористический)

Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный?(Добродушный)

Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах, «среди людей нужно сознавать своё достоинство»)

Кто же лучший актёр и почему?

Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали обложки к рассказам

Чехова.

Чья обложка вам больше нравится и чем?

Какой же вы вывод сделали их урока, какие качества Чехов изобличал и какими качествами должен был обладать настоящий человек по его мнению ?

Домашнее задание.

Попробовать себя писателем и написать рассказы по секретам Чехова, оформить и проиллюстрировать.



© 2010-2022