Реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Реальное и фантастическое в сказке К. Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели: 1) Учебные:

А) обучать навыкам выразительного чтения художественного произведения и основам актерского мастерства;

Б) расширить знания обучающихся о реальности и творческом вымысле в художественном произведении;

В) углубить и расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, в частности, об эпитетах.

2) Развивающие:

А) формировать коммуникативные УУД - оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить работу в общении с классным коллективом, с учителем;

Б) формировать познавательные УУД - уметь работать с учебником, анализировать и отбирать необходимый материал из художественного текста; уметь делать вывод из прочитанного;

В) формировать регулятивные УУД - уметь ставить цель и давать ее словесную формулировку; уметь оценить результат своей учебной деятельности; уметь осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

3) Воспитательные:

А) воспитание уважительного отношения к животным;

Б) воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, умения исправлять свои ошибки, воспитание взаимовыручки и умения прощать;

В) воспитание внимательности и наблюдательности;

Г) воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование: учебник литературы для 5 класса, автор - Коровина В. Я.; портрет К. Г.Паустовского; книги писателя и о писателе (для мини-выставки в классе); для инсценирования - звуки метели (воспроизведение на музыкальном центре), кусок хлеба, изображение головы лошади на палке.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Инсценирование фрагмента сказки.

Участие в целеполагании учебной деятельности. Формулирование и письменная фиксация цели урока. Чтение учебника, выписывание и заполнение таблицы. Слушание, устная и письменная работа по картине. Выразительное чтение вслух фрагментов художественных текстов. Анализ прочитанного и заполнение таблицы. Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.

Виды деятельности учителя на уроке:

Направление в целеполагании. Направление в овладевании знаниями. Контроль над выполнением заданий. Стимулирование учебной деятельности обучающихся. Оценивание результатов деятельности обучающихся на отдельных этапах урока и по итогам урока.

Ход урока.

Организационный момент, включение обучающихся в учебную деятельность.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Актаулизация знаний.

А) Инсценировка (заранее подготовлены три ученика: автор, Филька, конь).

На стуле сидит Филька с куском хлеба. Раздается стук в дверь: конь, просящий хлеба.

Автор: «В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной избе».

Филька: «Да ну тебя! Дьявол!» - и наотмашь ударил коня по губам. - «На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!»

Конь уходит. Раздаются звуки метели. (Благодарим участников инсценировки.)

Б) Беседа по содержанию произведения по составленному дома плану:

1. История раненого коня.

2. Панкрат-колдун.

3. Трудная зима.

4. Филька по прозвищу «Ну тебя».

В) Аналитическая беседа по идейному содержанию сказки-были по вопросам (работа с текстом):

1. Как вы думаете, Филька был злой? Найдите ответ в тексте. («Молчаливый, недоверчивый».)

2. Почему его прозвали «Ну тебя»? (Это его любимое выражение и его формула жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться от всех.)

3. Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конем? (Жестоким, злым.)

4. Почему разыгралась метель? (Выразительное чтение по ролям рассказа бабки: автор, бабка, Филька.) Можно ли поправить Филькино злодейство?

3. Мотивация обучающихся к целеполаганию.

- Ребята, вы познакомились с содержанием сказки-были (именно так определил жанр своего произведения сам автор - К. Г.Паустовский). Почему так необычно - сказка-быль?

- Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься, что обсуждать?

- Проблемная ситуация: как в одном небольшом по объему художественном произведении совместились сказочные и реальные мотивы?

4. Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых знаний.

А) Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Реальное и фантастическое в сказке К. Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Б) Работа над идейным содержанием сказки-были.

1) Выявление лексического значения слова «теплый» (проверка домашнего задания):

· дающий, источающий тепло;

· защищающий тело от холода («теплый свитер»);

· хорошо сохраняющий тепло («теплая комната»);

· отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

- В каком значении употреблено слово «теплый» в отношении названия произведения? (В 1и 4.)

- Как называются такие слова, которые являются не просто определением, а неким образом? (Эпитеты.)

- Приведите примеры эпитетов из самого начала произведения К. Г.Паустовского (первые три абзаца). Запишите их в тетради.

- Кроме теплого хлеба есть еще и теплый ветер. Это тоже эпитет?

Вывод 1-й: Если в художественном произведении прилагательное использовано в прямом значении, оно обычно не является эпитетом, а если данное определение имеет переносное значение и некоторый подтекст, создает образ - то такое прилагательное чаще всего и есть эпитет.

2) Смысл названия.

- Почему сказка названа «Теплый хлеб»?

- Прямое или переносное значение слова «теплый» имеет в виду автор? (Прямое значение в тот момент, когда хлеб только что испечен, а переносное - когда имеется в виду не температура, а душевное тепло, осознание Филькой своих ошибок и способность их исправить; хлеб - путь к прощению и примирению.)

- Что хотел сказать нам своей сказкой-былью К. Г.Паустовский? Можно ли отнести это произведение ко всем нам или оно касается только таких людей, как Филька?

- Как пришло к людям спасение? (Совместная работа, взаимопонимание, умение не зациклиться на ошибках, а стремление помочь, особенно когда дорога каждая минута.)

Вывод 2-й: Когда же хлеб становится теплым? (Общая радость, когда согреты теплом души.)

5. Первичное закрепление. Фантастическое и реальное в произведении К. Г.Паустовского.

Работа в группах. Учащиеся разделены на две группы (по вариантам). Одна группа выписывает реально происходившие события, другая - сказочные мотивы произведения. Самостоятельная работа в тетрадях (на выполнение задания дается 5-10 минут).

А) Запись на доске и в тетрадях результатов групповой работы:

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик.

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

3. Решение Фильки идти за помощью к людям.

4. Совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

5. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.

2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.

Вывод: Сделайте сами вывод о жанровой принадлежности произведения. Почему - сказка-быль?

Б) Рефлексия. Выравнивание знаний. Проверка правильности заполнения таблицы. Оценивание учителем наиболее удачных ответов.

6. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения.

А) Беседа по вопросам:

1. Что помогло преодолеть небывалую стужу? (Умение простить, помочь, совместный труд.)

2. Как изменился Филька? (Сам исправил свою ошибку, повинился перед конем, заслужил прощение.)

3. В чем мудрость этой простой сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, но лучше хорошо подумать, чтобы никому и никогда не причинять зло.)

7. Рефлексия. Оценивание учителем в конце урока.

8. Домашнее задание:

Составить рассказа о главном герое сказки;


© 2010-2022