Урок по русскому языку на тему Изложение Последний листок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над изложением «Последний лист»

(отрывок из новеллы О.Генри «Последний лист» )

I.Пояснения для учителя.

Изложением «Последний лист» продолжается работа над повествованием.

Для текстов повествовательного типа речи характерны такие особенности: их содержание составляет действие в своем развитий-от начала и до его завершения. В общем виде повествовательный текст отвечает на вопросы:

что? где? когда? как? В основе повествования находится какой-либо случай, факт или событие. Это и определяет его композиционную схему: 1.Сообщение о месте и времени происходящего. 2.Указание на действующих лиц . 3.Сообщение о том, как развивается действие. 4.Сообщение о завершении действия.

Рассказ «Последний лист» учит тому, чтобы даже в самые напряженные моменты жизни нельзя отчаиваться и терять надежду. Надо верить, надеяться и ждать.Поверить можно во многое: в жизнь, в человека, в свои дела и поступки...

В рассказе две сюжетные линии: болезнь бедной девушки и искусство художника.

II.Слово учителя.

Американский писатель Уильям Сидни Портер хорошо знаком во всем мире как писатель О.Генри. Непревзойденный, настоящий мастер короткого рассказа О.Генри вошел в историю литературы на фоне бурного развития капитала и бизнеса.Чувство дружбы,самопожертвования, любовь к ближнему,стремление создавать добро были подавлены буржуазной действительностью.Поэтому О.Генри в своих героях стремится развить чувство к прекрасному, разбудить ум,человечность. Одним из лучших драматичных рассказов автора является «Последний лист».Это рассказ с напряженным сюжетом и неожиданным концом.

III.Чтение текста. Текст изложения размножить и раздать ученикам.

Последний лист

На окраине одного города стоял небольшой двухэтажный дом.В этом доме на

втором этаже жили две сестры, а на первом-старый бедный художник. Сестры

были очень бедны,но жили дружно и очень любили друг друга. Художник часто

приходил к сестрам в гости и разговаривал с ними.

Однажды осенью младшая сестра тяжело заболела.У нее появился сильный кашель,поднялась температура, ей было трудно дышать. На последние деньги

старшая сестра пригласила доктора. Врач пришел, послушал, осмотрел больную

и сказал: «Ей надо лежать, пить лекарство, не выходить на улицу, потому что у

нее больные легкие»

Старшая сестра очень жалела младшую сестру. Она подавала больной лекарства, была очень внимательна к ней, делала все для того, чтобы девочка

поправилась. Но больной становилось все хуже и хуже.

Она уже не вставала, лежала на кровати с открытыми глазами и почему-то

все время смотрела в окно.

Напротив стоял соседний дом. Из окна была видна его желтая стена без окон.

Около этой стены росло единственное дерево. Была уже глубокая осень, и

желтые листья падали на землю, на дереве их становилось все меньше и меньше. Больная девочка смотрела как падают листья, и каждвй день считала:

10...7...5. Она решила,что умрет, как только упадет последний лист.

Старшая сестра рассказала об этом их соседу-художнику.Он очень хотел помочь бедной девочке.

И вот на дереве осталось только три листа.Потом остался один. Девочка

грустно смотрела в окно и ждала, когда упадет этот последний лист.Но он не

падал.Прошло два дня. Днем и ночью шел дождь, дул сильный ветер. Но лист

все еще был на дереве. Потом прошла неделя, другая. Уже выпал снег, а лист

оставался на дереве.

Девочка постепенно выздоравливала.Когда опасность прошла, сестра рас-

сказала ей,что их друг, замечательный художник, ночью нарисовал лист на стене другого дома. А девочка думала, что это настоящий лист на дереве.

Так доброе сердце и большое искусство старого художника спасли жизнь больной девочки.

Стадия осмысления.

Понравился ли вам рассказ? Определите тему и основную мысль текста.

IV.Беседа по тексту изложения.

  1. Кто поселился в доме на окраине города?

  2. Зачем старшая сестра пригласила доктора?

  3. Как проявляется бескорыстная дружба сестры?

  4. Почему больная девочка смотрела в окно и что она решила?

  5. Кому рассказала сестра о решении бедной девочки?

  6. Как последний листок выдерживает ненастье?

  7. Воодушевила ли к жизни девочку стойкость листочка?

  8. О чем рассказала сестра девочке после ее выздоровления?

V.Составление плана.

Примерный план.

1.Две сестры и сосед-художник.

2 Нелегкое испытание.

3.Чем меньше листвы, тем меньше надежды выздороветь.

4.Листочек помог преодолеть болезнь.

5. Художник подарил лист надежды.

VI.Чтение и языковой разбор текста.

В грамматико-стилистическом отношении при работе над изложением необходимо уделить особое внимание употреблению глаголов: жили,заболела,

пригласила, пришел, послушал, осмотрел, лежать, падали ,смотрела,решила и др. Предложение с прямой речью помогает живо представить тревожное состояние сестер.В рассказе автор дает краткое, попутное описание художника:

старый бедный, сосед-художник, замечательный друг. Обратите внимание как автор описывает глубокую осень: Желтые листья падали на землю.Днем и ночью шел дождь, дул сильный ветер.Уже выпал снег.

Слова и словосочетания, нуждающиеся в объяснении:

окраина-удаленная от центра часть города;

больные легкие-нарушение деятельности органа дыхания учеловека;

опасность- возможность,угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья;

доброе сердце-переносное.стремление делать благие дела от всего сердца; искусство-воспроизведение действительности в художественных образах.

VII.Чтение текста и запись изложения.

Урок по русскому языку на тему Изложение Последний листок



© 2010-2022