Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

5 класс

«Почему корень, суффикс, приставка и окончание - значимые части слова»

Учителя русского языка и литературы

Коломийцевой Ольги Михайловны

МБОУ СОШ № 26

с. Краснокумского

Георгиевского района

Ставропольского края

ТЕМА: Почему корень, суффикс, приставка и окончание - значимые части слова.

(5 класс)


Образовательная

дать понятие о корне и суффиксе как значимых частях слова; развивать навык морфемного разбора слова с учётом его значения, части речи и грамматической формы.

Развивающая

развивать орфографическую грамотность на основе морфемного анализа слов;

Воспитательная

воспитывать интерес к слову ; понимание необходимости правильной устной и письменной речи.


УУД


Планируемые результаты


Личностные


Коммуника

тивные


Познавательные


Регулятивные


Предметные


Метапредмет

ные


Личностные


устойчивый познавательный интерес к русскому языку


слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности


проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя


принимать решения в дидактической проблемной ситуации


опознавать морфемы, членить

слово на морфемы, выполнять морфемный разбор слова


М/п: владеть различными

видами аудирования, осуществлять информацион

ную переработку текста(схема)


Уважение к русскому языку как носителю нравственных и культурных ценностей русского народа


Решаемые учебные проблемы: Закрепление понятия морфемы как значимой части слова; обучение правилам и навыку морфемного разбора слова; развитие орфографической зоркости. Умение использовать алгоритм правила морфемного разбора.

Вид используемых на уроке средств ИКТ Электронное приложение к учебнику §20 .


Этап урока


Форма работы


Содержание


Деятельность учителя


Деятельность ученика


I.Орг. момент


Беседа


О каких частях слова говорит учитель?


Сформулируйте тему урока.


Сравните её с темой (с. 41)


Организует учащихся к уроку через проблемную беседу

Сегодня мы продолжим путешествие в мир огромный и удивительный! Мир частей слова.

-Как называются эти части?

- Каково их общее название?

-О какой морфеме более подробно говорили на предыдущем уроке?


Настраиваются на плодотворную работу


II. Проверка домашнего задания через орфографический тренинг


Беседа у.109


- О чём рассказал предложенный текст?

Что отражено в заголовке: тема или основная мысль?

- Почему в тундре подберёзовики называют надберёзовиками?


организует проверку д.з и взаимопроверку по образцу на доске (1 чел. выписывает слова с пропусками букв, подбирает проверочные слова)


проверяют в парах


III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Проблемная беседа по у.110


У.110 (по заданию)


Организует беседу


Связно, полно отвечают на вопросы


Объяснительный диктант


I. Выделить приставки в словах. Найти прилагательное, строение которого соответствует схеме: Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова.

Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света.
Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот великолепный покой.


Организует работу, контролирует выполнение


*Предлагает дополнительные задания

- Выпишите формы одного и того же слова. Докажите

Выполните морфемный разбор слов из последнего абзаца.


Записывают диктант в тетрадь, оформляя орфограммы, выполняя морфемный разбор слов.


Изучающее чтение текста на лингвистическую тему


У. 111


*Выпишите предложение, отражающее основную мысль, дополните её.


Организует работу в парах


Читают текст, пересказывают по частям,

устно отвечают на вопрос учебника.

Записывают ответ в виде предложения


Работа с алгоритмом


Организует повторение правила морфемного разбора и сравнивает его с материалами справочника с. 300


Проговаривают алгоритм, проверяют в парах


IV. Физминутка


V. Практикум


У. 112


Организует работу по упражнению


Углубляют понятие о морфемах как значимых частях слова и их роли в правописании слов


VI. Подведение итогов,


рефлексия,


Продолжите предложение:

Сегодня я узнал, что….

Сегодня я научился….

Я не совсем понял…


Организует работу


Делают вывод о том, почему корень, суффикс, приставка - значимые части слова.


VII Домашнее задание


У.111(правило),

карточка (по заданию, графически обозначьте орфограммы)


Приложение

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3.

Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому)

2. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу.
Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - прилагательные, Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - глаголы,Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - существительные.

5 класс Домашнее задание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3.

Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому)

2. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу.
Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - прилагательные,Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - глаголы,
Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - существительные.


5 класс Домашнее задание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3.

Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому)

2. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу.
Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - прилагательные,Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - глаголы,Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - существительные.


5 класс Домашнее задание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях 1, 3.

Прибл_жались сумерки но мы прод_лжалибр_дить по лесу. К_залось, лесные п_лянынал_вались густой темн_той. Она ползла откуда-то из земли ложилась у наших ног на растения. Птицы постепенно зам_лкали. Скоро стало трудно разл_чатьоч_ртания веток. След знакомой тр_пинки стал пропадать в тр_сине тумана, но скво(з,с)ь него еще в_днелись лучи со_нца. (По К. Паустовскому)

2. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам, разобрать их по составу.
Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - прилагательные,Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - глаголы,Почему корень, суффикс, приставка и окончание – значимые части слова - существительные.


© 2010-2022