Инновационные методы и формы проведения уроков литературы

Данная методическая разработка призвана помочь преподавателям литературы разнообразить формы проведения уроков с целью повышения интереса учащихся к предмету «Русская литература». Использование инновационных методов на уроках литературы и организация нестандартной подачи материала способствуют формированию эстетически восприимчивого и активного читателя, осмысленно и вдумчиво анализирующего художественное произведение, освоившего гуманистические ценности русской литературы и готового к социокуль...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные методы и формы проведения уроков литературыВВЕДЕНИЕ


«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский.

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Как же сделать урок литературы интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • необычные условия работы;

  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Классификация необычных уроков литературы

I. УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ:


  • Урок - литературная прогулка;

  • Урок - заочная экскурсия;

  • Урок - экскурсия;

  • Урок- путешествие в прошлое.

Методика проведения:

Ученики получают задания заранее - подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.

Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме.

Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей.

II. УРОКИ С ИГРОВОЙ И СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВОЙ:

  • Урок - конкурс;

  • Урок - турнир;

  • Урок - эстафета;

  • Урок - дуэль;

  • Урок - кроссворд;

  • Урок - викторина;

  • Урок-концерт;

  • Урок - ролевая игра;

  • Урок - деловая игра.

Методика проведения:

В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, литературным героем и т.п.

Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других творческих работ.

III. УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • Урок-исследование;

  • Урок-эксперимент;

  • Урок-интервью;

  • Урок-репортаж;

  • Урок-сценарий;

  • Лабораторная работа;

  • Проектная работа.

Методика проведения:

Данные поисково-исследовательские уроки проводятся на этапах усвоения и закрепления учебного материала. В ходе уроков обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа материала. Для чёткой организации самостоятельной работы обучающихся используются карточки-инструкции, карточки с алгоритмическими предписаниями, в т.ч. с указанием способа самоконтроля. Учитель руководит самостоятельной работой обучающихся, контролирует основные этапы выполнения работы, оказывает индивидуальную консультационную помощь.

На уроках оптимально сочетаются индивидуальная, групповая и коллективная работа. Задания максимально индивидуализированы (задание может быть единым для всех, но каждый работает индивидуально над исследуемым материалом или работает над разным фактическим материалом).

IV. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ:

  • Литература - изобразительное искусство;

  • Литература - русский язык;

  • Литература - биология (естествознание);

  • Литература - информатика;

  • Литература (научный стиль речи) - любой предмет;

Методика проведения:

Интеграция учебных предметов - это работа целого творческого коллектива учителей, а не только учителя-словесника. Возможная интеграция естественнонаучной и гуманитарных культур помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира.

Проведение интегрированного урока требует большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся: сбор и анализ необходимой учебной информации, изучение дополнительной литературы, выполнение творческих домашних заданий. Изучаемый программный материал разных учебных предметов должен органично сочетаться и соответствовать цели и задачам интегрированного урока.

IV. УРОКИ, ИМИТИРУЮЩИЕ ПУБЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ:


  • Урок-суд;

  • Урок-диспут;

  • Урок-следствие;

  • Урок-патентное бюро;

  • Урок-ученый совет;

  • Урок-телемост.

Методика проведения:

За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, тележурналистов, судей и подсудимых, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д.

Разработка урока.

Урок - пресс-конференция по теме «Судьба русской крестьянки в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Предварительная подготовка учащихся к пресс-конференции

Прочесть часть «Крестьянка» из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и подготовиться в соответствии со своей ролью. Если класс многочисленный или недостаточно сильный, можно разделить подготовку по группам: одна работает с главами I - IV части "Крестьянка», другая - с главами V - VIII.

Для проведения пресс-конференции распределяются роли:

2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;

1-2 «крестьянки» с задачей отвечать на предполагаемые вопросы «журналистов»;

Остальные учащиеся-«журналисты» с задачей сформулировать репродуктивные или продуктивные вопросы о судьбе и характере крестьянки.

Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «крестьянки» и работу ведущих.

Триединая задача урока:

Сформулировать представление о бесправии крепостной крестьянки в семье и обществе, о проблеме женского счастья.

Работать над развитием логической речи учащихся, анализом художественного текста.

Воспитывать гуманизм, чувство собственного достоинства.

Оборудование урока: репродукции картин А.В.Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянская девушка с теленком», «Крестьянка с васильками»; аудиозаписи «Я ли в поле да не травушкой была», «Что ты жадно глядишь на дорогу».

Запись на доске: Тема пресс-конференции;

План темы:

1. Жизнь в семье родителей.
2. Замужество. В семье мужа.
3. Радости и трудности жизни крестьянки.

Оформление класса: стол для ведущих пресс-конференцию и отвечающих на вопросы: зал для журналистов.

ХОД УРОКА

I. Начинается с прослушивания песни «Я ли в поле да не травушкой была».

Слово учителя.

Цель нашего урока - узнать о положении крепостной крестьянки в семье и обществе, о проблеме счастья, в частности, женского счастья.

II. Ход пресс-конференции

1 ведущий. Сегодня мы встретились, чтобы, как говорится, из первых уст узнать о жизни русской крестьянки, о её чаяниях и трудностях жизни. Наглядное представление о жизни крестьянки нам помогут получить картины художника Алексея Гавриловича Венецианова, который прожил с 1780 по 1847 год и стал одним из основоположников бытового жанра в русской живописи. Как художник он учился у Боровиковского, а с 1819 года поселился в Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян. Представленные сегодня вашему вниманию картины отражают реальную действительность, но одновременно несколько идеализируют, приукрашивают образы крестьян и крестьянской жизни, воспевают красоту труда и природы. Крестьян, изображенных А.Г.Венециановым, отличают человеческое достоинство, благородство, простота, а порой - черты идеальной красоты внешнего облика. В конце своей жизни художник занимается педагогической деятельностью, им создана как направление в живописи Венециановская школа.

2 ведущий. Сегодня на ваши вопросы о положении крестьянки в России будет отвечать Матрена Тимофеевна Корчагина из деревни Клин, прозванная «губернаторшей». Перед нами

Осанистая женщина
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Прошу, господа, задавать ваши вопросы.
Далее «ведущие» регулируют очередность вопросов, а «журналисты» задают вопросы, предварительно называя издание, которое они представляют. Были придуманы следующие названия журналов и газет учениками-«журналистами»: «Путь России», «Крестьянский союз», «Либеральный голос», «Вопросы эмансипации в России», «Голос эпохи», «Русский вопрос», «Новое время», «Петербургская жизнь», «Московские ведомости», «Губернские новости», «Отечество», «Современник», «Русская жизнь».
Примерные вопросы «журналистов»:

- В какой семье вы росли и чему вас учили? Что вы помните о своем детстве, учились ли вы грамоте? К чему вас готовили родители? Чему учили? Счастливым ли было ваше детство; а в чем же счастье, если вы начали работать с 5 лет?

- Расскажите историю вашего сватовства.

- Как вас засватали и как вы к этому отнеслись? Каковы были ваши обязанности и положение в семье мужа? Как вам жилось в семье Корчагиных и почему? Почему вы терпели свое бесправие в доме мужа? Как вы считаете, насколько муж помогал вам жить в семье его родителей? Как относились к вам его родственники? В чем вы провинились, когда муж ударил вас? Любили ли вы своего мужа только из чувства долга или на самом деле? Почему из всех родственников мужа вы выделили Савелия-богатыря?

- Извините, что заставляю вас вспоминать о трудном, но расскажите об обстоятельствах гибели вашего первенца. Обвиняете ли вы себя в смерти первенца, кого вы вините больше всего? Как вы пережили несчастье с Демушкой? Что вам помогло пережить смерть первенца? Если вы любите своих детей, то почему отдали ослабленного Федота в подпаски? Что заставило вас, женщину, лечь под плети, пережить позор?

- Что произошло с вами в тот год, который вы называете для себя трудным? Почему вы послали детей по миру? Как отнеслась родители мужа к его рекрутчине? Почему вы решили отстоять мужа, что вами двигало, был ли у вас план действий? Как вы решились пойти к губернатору, легко ли было попасть к нему, что вы предприняли для этого? Всякая ли крестьянка поступила бы также? Почему жена губернатора помогла вам? Почему вы не оставили Лиодора в семье губернатора: из-за любви или по расчету? Как вы считаете, вам повезло в том, что вы отстояли мужа, или кроме везения есть что-то ещё? Почему, Матрена Тимофеевна, странникам, которые ищут счастливого, посоветовали найти вас? Видимо, среди крестьян вы слывете счастливицей? В чем же ваше счастье? Как бы вы ответили на вопрос: есть ли счастье женское? Какими словами вы могли бы выразить свое женское и человеческое самоощущение, своё «я»?

Исполнительница роли Матрены Тимофеевны при ответе на вопросы должна придерживаться следующих критериев: отвечать близко к тексту, используя лексику, интонации, присущие поэме; использовать цитаты, выражающие особенно значимые моменты жизни крестьянки, её характера.

Ведущий. Позвольте, господа, констатировать, что время нашей пресс-конференции истекло, а также поблагодарить Матрену Тимофеевну за искренний рассказ о себе.
Прослушивание песни «Что ты жадно глядишь на дорогу».

III. Подведение итогов урока-пресс-конференции, экспресс-опрос учащихся:

Как бы вы оценили положение крестьянки в семье и обществе?

Как бесправное

Какие цитаты выражают личность Корчагиной и её представление о счастье?

«Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!.»

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!»

Насколько, по-вашему, соотносятся иллюстрации А.Г.Венецианова и прослушивание песни с рассказом Н.А.Некрасова о судьбе крестьянки?

Логичен ли выбор такой формы, как пресс-конференция с крестьянкой?

Да, потому что Матрена Тимофеевна рассудительная, разумная, держится достойно, в общем «продвинутая» крестьянка, её не смущает внимание и вопросы крестьян-странников, а значит, и «журналистов».

IV. Заключительное слово учителя

- Судьба русской крестьянки тяжела: в семье она «раба последняя», в обществе бесправна: «до бога высоко, до царя далеко». Но некрасовская крестьянка видит счастье не только в том, чтобы «домом править, растить детей», но и в том, чтобы быть независимой. Она не смиряется со своим положением, у неё «гневное сердце», что явилось выражением революционно-демократических взглядов Некрасова.

V. Анализ и оценка учителем и учениками вопросов «журналистов» и ответов «крестьянки».

VI. Домашнее задание по группам:

Составить викторину или кроссворд по материалу 3-ей части поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянка».

Составить план сочинения по теме урока.

Рекомендации по проведению нестандартных уроков

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом "с детьми и для детей", ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

  • Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;

  • Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

  • Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

  • Включает нестандартные уроки в систему своей работы.


6


© 2010-2022