- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Нестандартные уроки литературы - виртуальные экскурсии
Нестандартные уроки литературы - виртуальные экскурсии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цоц М.К. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Преподаватель МсВУ Цоц М.К.
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм
организации учебного процесса.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность учащихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие обучающегося.
Наибольшее распространение в настоящее время получают так называемые «нетрадиционные» уроки, как одна из форм развивающего обучения, где за основу берется развитие познавательного интереса. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии.
Преимущество виртуальной экскурсии состоит в отказе от схоластических методов преподавания, в развитии у учащихся наблюдательности, умения анализировать, навыка самостоятельной творческой работы. Без такой экскурсии сегодня нельзя представить преподавание учебных предметов в образовательном учреждении.
Выделяют несколько видов виртуальных экскурсий:
1) Обзорные, где собраны элементы нескольких виртуальных экскурсий, объединенных общей темой.
2) Тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определённые темы.
3) Биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
На практике деление экскурсий на виды носит довольно условный характер. Часто в рамках одной виртуальной экскурсии представлены не только достопримечательности, связанные с теми или иными событиями, но и характеризуются персонажи, связанные с этими достопримечательностями.
Итак, рассмотрим алгоритм работы над виртуальной экскурсией:
Этот алгоритм напоминает работу над проектом, в свете требований ФГОС эта работа необходима.
Шаги
Что делаем
Пример
1
Определяем идею экскурсии. (Проблему)
Все то, чего коснется человек.
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
(Влияет ли атмосфера, в которой жил писатель (поэт) на его творчество?)
2
Ставим цель.
(Цель должна быть соизмеримой и прогнозируемой).
проникнуть в атмосферу жизни писателя (поэта), подготовить к восприятию произведений.
3
Определяем задачи.
(Задачи должны быть путем к цели).
-
познакомить с местами, связанными с жизнью и деятельностью писателя; экспонатами дома-музея, памятниками писателю (поэту);
-
раскрыть значение мест, связанных с судьбой писателя (поэта);
-
воспитывать уважение к историческому и культурному наследию Родины;
-
вызвать эмоциональный отклик у учащихся.
4
Ожидаемые результаты
Предметные: знакомство с личностью поэта, погружение в атмосферу эпохи способствует усвоению знаний и расширению представлений о жизни писателя (поэта), истоках его творчества.
Метапредметные: Формирование умений систематизировать материал, навыков сотрудничества со сверстниками в ходе учебного общения, навыков исследовательской и творческой деятельности.
Личностные. Воспитание эмоциональной культуры личности, а также ценностного отношения через творчество писателя (поэта) к искусству, литературе.
5
Содержание экскурсии
(Отбираем материал, информацию, предполагаем, что мы хотим увидеть, показать, с чем познакомиться, намечаем маршрут)
Объекты экскурсии - размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы и т.д.
6
Подбираем техническую составляющую экскурсии
Фото Есенина upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Sergey_Yesenin.jpg
Дом Есениных esenin.niv.ru/esenin/museum/memorialnaya-usadba.htm
Рассказ о тополе: В.П.Башков. В старинном селе над Окой. Путешествие на родину С.Есенина, М., "Просвещение", 1991.
Дом Есениных: museum-esenin.ru/exhibit/parent_house
esenin.niv.ru/esenin/museum/memorialnaya-usadba.htm
Усадьба Есениных: moslit.ru/nn/0918/8.htm
Земская школа. museum-esenin.ru/exhibit/school
Спасс-Клепиковская школа museum-esenin.ru/exhibit/klepiki
Музей поэмы: museum-esenin.ru/exhibit/anna_snegina
Литературная экспозиция. museum-esenin.ru/exhibit/literary
Церковь Казанской иконы Божией Матери museum-esenin.ru/exhibit/church
Стихи Есенина: klassika.ru/stihi/esenin/kraj-lyubimyj-serdcu.html
stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin51.html
klassika.ru/stihi/esenin/kraj-ty-moj.html
klassika.ru/stihi/esenin/melkolese-step-i.html
Почему сегодня появилась необходимость преподавателю использовать виртуальные экскурсии в своей педагогической деятельности? Потому что данная форма обучения развивает метапредметность: дети учатся находить и обрабатывать информацию, сжимать, анализировать, синтезировать, уметь ориентироваться. Кроме этого, виртуальные экскурсии развивают визуальное мышление. Получив навыки составления экскурсии - обучающийся сможет ими воспользоваться на всех уроках. Данная форма работы развивает и исследовательское мышление. ФГОС хочет видеть выпускника самостоятельным, креативным, находчивым, ответственным, любящим свой край и Родину - все это и можно развить у обучающихся, применяя такую форму организации обучения.
Показ виртуальной экскурсии в Константиново. «Музей С.Есенина»
Возрастная группа экскурсантов - учащиеся 7 классов.
Актуальность: В год 120-й годовщины со дня рождения великого поэта как никогда прежде возрастает интерес к его творчеству, к местам, которые являлись источником вдохновения Сергея Александровича Есенина.
Цель экскурсии: познакомить учащихся с малой родиной Сергея Есенина.
Задачи экскурсии:
-
расширять кругозор обучающихся;
-
прививать познавательный интерес к поэзии С.А.Есенина;
-
воспитывать любовь к своей родине и гордость за нее.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация Microsoft Office PowerPoint-2003, колонки.
Ожидаемые результаты: повышение познавательной активности учащихся, расширение кругозора, осознание значимости каждого отдельно взятого населенного пункта в истории страны.
Маршрут экскурсии:
-
Церковь Казанской иконы Божией Матери;
-
Усадьба Есениных;
-
Земская школа;
-
Спас-Клепиковская школа;
-
Музей поэмы "Анна Снегина";
-
Литературная экспозиция;
Использованные ресурсы:
Фото Есенина upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Sergey_Yesenin.jpg
Дом Есениных esenin.niv.ru/esenin/museum/memorialnaya-usadba.htm
Рассказ о тополе: В.П.Башков. В старинном селе над Окой. Путешествие на родину С.Есенина, М., "Просвещение", 1991.
Дом Есениных: museum-esenin.ru/exhibit/parent_house
esenin.niv.ru/esenin/museum/memorialnaya-usadba.htm
Усадьба Есениных: moslit.ru/nn/0918/8.htm
Земская школа. museum-esenin.ru/exhibit/school
Спасс-Клепиковская школа museum-esenin.ru/exhibit/klepiki
Музей поэмы: museum-esenin.ru/exhibit/anna_snegina
Литературная экспозиция. museum-esenin.ru/exhibit/literary
Церковь Казанской иконы Божией Матери museum-esenin.ru/exhibit/church
Стихи Есенина: klassika.ru/stihi/esenin/kraj-lyubimyj-serdcu.html
stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin51.html
klassika.ru/stihi/esenin/kraj-ty-moj.html
klassika.ru/stihi/esenin/melkolese-step-i.html