Урок литературы в 11 классе Войной начинается память

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - впечатление по теме «Войной начинается память» (Поэзия Великой Отечественной войны).

Цели и задачи:

  1. Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны.

  2. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

  3. Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.

  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Интегрированный урок.
Личностно ориентированная работа, чтение и анализ стихотворений, работа в группах.

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.

  3. Желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны

Основные умения и навыки:

  • развивать навыки работы с текстом,

  • навыки связной речи,

  • умение слушать,

  • делать записи, выводы.

  • Выразительное чтение стихотворений.

Оборудование:

  • Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

  • Презентация

Выставка книг о Великой Отечественной войне.

  • Мультимедиа программа «От Кремля до Рейхстага».

  • Музыка в исполнении учащихся песни А.Суркова «В землянке».

  • 7 -ая симфония Шостаковича

  • Песня «Давным-давно была война…» из кинофильма «Командир счастливой щуки»

ТСО: Компьютер.

Учащиеся разделены на группы, индивидуально работают историки, литераторы - теоретики.

Историк. ( Предварительное задание - сообщение на 1-2 мин).

Литератор - эксперт. Особенности поэзии военных лет.

1.»Когда грохочут пушки, музы молчат»

2 .Основная тематика поэзии военных лет (слайд)

Работа в группах.

1 группа: «У войны не женское лицо» (Работа на компьютере: подготовка презентации рассказ о поэте, чтение стихотворений.)


  1. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина - подобрать фотографии, несколько стихотворений)

2 группа: «Поэты, не вернувшиеся с фронта»

  1. Изучить сведения о гибели поэтов( Павел Давидович Коган, Михаил Валентинович Кульчицкий, Николай Петрович Майоров, Муса Мустафович Джалиль.

  2. Указать год рождения, подобрать фотографии.

  3. Выбрать из творчества яркие строчки о военных буднях.

3 группа :«Как рождается песня»

  1. История создания песни К.Симонова «Жди меня»

  2. Повторить тропы.

  3. Анализ языковых средств стихотворения. Вывод.

Ход урока.

Эпиграфы урока.

Сквозь время - везде и всегда

Мучительно помню про это:

Пришла в сорок первом беда,

И лишь в сорок пятом - победа.

К.Ваншенкин

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда врагам не отдадим!

И.Молчанов.


  1. Организационный момент.

(Звучит песня из кинофильма «Командир счастливой «щуки» - «Давным - давно была война…»)

С чего начинается память?

С берез?

С речного песочка?

С дождя на пороге?

А если с убийства!

А если до слез!

А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания - как

Живое становится мертвым?

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

Войной начинается память.

(К.Симонов)

Слово учителя: Какие слова являются опорными на нашем уроке?

Почему войной должна начинаться память?

Прав ли он, утверждая это?

Ученик: Великая отечественная война - самая кровавая и одновременно священная для наших людей, показала примеры подлинного героизма, любви к своей Родине, беззаветного служения человечеству, делу мира и добра на Земле.

( Демонстрация фильма с кадрами о Великой Отечественной войне.)

Историк:

30 апреля - этот день особенный.

30 апреля 1945 года советские воины-освободители, разведчики 150 стрелковой дивизии М.А.Егоров и М.В. Кантария водрузили красное Знамя Победы над рейхстагом в Берлине.
Великий день! Мы так его назвали.
Пред ним - стеною дым пороховой,
Над пеплом, гарью, грудами развалин
Им поднят стяг Победы боевой!

Этого великого события советские люди ждали долгих 1418 дней и ночей. Война унесла более 27 миллионов жизней, разрушила и уничтожила 1710 городов, более 70 000 сел и деревень, 84 000 школ…

В то памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.

«Родина - мать зовет!» - плакат - призыв художника Ираклия Тоидзе.

У многих Великая Отечественная война ассоциируется именно с этим женским образом

матери, призывающей на помощь своих сыновей.

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская

Никогда врагам не отдадим!

!

Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали

Родину, разделяя страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат. Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…»

(Звучит песня В.Лебедева-Кумача «Священная война» сначала тихо, затем громче, после первого куплета выключить).

Литератор:

Звучали слова песни Лебедева - Кумача «Священная война». Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда».А чуть позже была исполнена песня «Священная война» краснознаменным ансамблем под руководством А.В. Александрова. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, эта песня-присяга, песня -гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. В статье « Как вошла « Священная война» в мою жизнь» А.В.Александров писал: «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия фашизму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими на фронт, эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особенным порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы - исполнители - нередко плакали».

Литератор: «Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Так,

прежде всего звучали стихи военных лет, дошедшие до сердца читателей.
Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и

доказать, что это самый оперативный, популярный жанр военного периода.

Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.

(Звучит стихотворение К.Симонова «Родина).

Родина.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941г.

Эти строки выразили всю гамму чувств, которые испытывали люди во время войны: любовь к своей отчизне, к родной земле, желание защитить ее любой ценой..

Литератор - эксперт: Особенности поэзии военных лет.
(Заранее подготовленный ученик называет тезисы, иллюстрируя их кадрами презентации.)

Слайд 1. Мотивы военной лирики:

  • Родина,

  • война,

  • смерть и бессмертие,

  • ненависть к врагу,

  • боевое братство и товарищество,

  • любовь и верность,

  • мечта о победе,

Учитель:

В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем -за жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось невозможно было выжить. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей. Поэзия Великой Отечественной войны - поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Да, время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, надевшие военную форму.

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим-

Это нужно не мертвым,

Это надо живым.

(Работа в группах. Презентации подготовлены заранее)

1 группа: «У войны не женское лицо».
1.Чтение стихотворения Юлии Друниной «Я ушла из детства»…

Юлия Друнина. Когда началась Отечественная война, ей было 16, она без колебаний записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена.

Звание - старшина медицинской службы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ «…негоден к несению военной службы».
Но война не ушла из её жизни, из её памяти. Она всю жизнь продолжала всё пропускать через призму этой памяти

В коротком стихотворении отражены все чувства, которые пережили юные бойцы, пришедшие на фронт от школьной скамьи. Эпитеты «грязная теплушка», «санитарный взвод», «дальние разрывы» говорят об обыденности военных будней. Воспоминания о цикле стихотворений А.Блока о Прекрасной Даме подчеркивают ужасы войны.

2.Ольга Берггольц. Биографические сведения о поэтессе. Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц. Звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу. Они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. Ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы.

(Чтение стихотворения «Сестра моя, товарищ, друг и брат…»)

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

Ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют - Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом.

Двойною жизнью мы сейчас живем:

В кольце и стуже, в голоде, печали,

Мы дышим завтрашним,

Счастливым, щедрым днем, -

Мы сами этот день завоевали.

И ночь ли будет, утро или вечер,

Но в этот день мы встанем и пойдем

Воительнице - армии навстречу

В освобожденном городе своем.

(Звучит музыка - 7 симфония Шостаковича)

Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища: "Никто не забыт...". Они станут своеобразным паролем нашей памяти. Звучали стихи. Они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу.

И Победа пришла. На следующий день Ольга Берггольц пишет стихотворение "Встреча с Победой" (приводим из него несколько строф).

Здравствуй…

Сердцем, совестью, дыханьем,

Всею жизнью говорю тебе:

Здравствуй, здравствуй,

Пробил час свиданья,

Светозарный час в людской судьбе.

Я четыре года самой гордой -

Русской верой - верила, любя,

Что дождусь -

живою или мертвой,

все равно, -

но я дождусь тебя.

Вот и дождалась тебя живою…

-Здравствуй…

что еще тебе сказать?

Губы мне свело священным зноем,

Слезы опаляют мне мне глаза.

Ты прекраснее, чем нам мечталось, -

Свет безмерный,

Слава,

Сила сил.

Ты - как день, когда земля рождалась,

Вся в заре, в сверкании светил.

Ты такая…Ты пришла такая,

Ты дохнула в мир таким теплом…

Нет, я слова для тебя не знаю.

Ты - Победа. Ты превыше слов.

Вторая группа - поэты- песенники.

Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?

Стихи и песни звали русский народ на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Эти слова были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.

(Звучит песня на стихи К Симонова «Жди меня».)

Языковые особенности военной поэзии.

Задание для практической работы.

Почему прозвучавшая песня стала мгновенно популярной, любима многими до сих пор?( Учащиеся проводят анализ стихотворения. Тексты лежат на партах)

Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

Мгновенный и всеобщий успех таких песен, как «В землянке», «Священная война», «Темная ночь» и многих других показал, насколько велика была в народе потребность в песне. Эти тексты песен переписывались, вырезались из газет, их посылали вместо писем. Песня помогала сохранить в себе человеческое в самых тяжких обстоятельствах.

Третья группа -« Строки, оборванные пулей» (Поэты, не вернувшиеся с фронта).

(Презентация)

Слова А.Твардовского передают чувства, которые испытывали те, кто остался, жив. Поэтому слова А.Твардовского мы взяли эпиграфом к нашей презентации, посвященной поэтам, не вернувшимся с фронта.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там….

Павел Давидович Коган 1918 -1942

Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

Михаил Валентинович Кульчицкий 1919 - 1943

Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда -
Черна от пота-
Вверх
Скользит по пахоте пехота.

Николай Петрович Майоров 1919 - 1942

Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
И умирали
За эту жизнь.
Не кланяясь свинцу.

Муса Мустафович Джалиль 1906 -1944

Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (100 лет со дня рождения)
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Иосиф Павлович Уткин 1903- 1944

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с

переднего края в 1944 году.

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

И.Уткин «Из письма»

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю,

я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
Минута молчания.

III Обобщение и выводы.

Поэзия заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить испытания.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твардовский

Творческая работа с классом - составление синквейна на тему «война», «память»

IV. Домашнее задание.

На выбор:
1.Анализ стихотворения.
2.Эссе на тему «Мир нужно беречь от войны»








9

© 2010-2022