Программа кружка «Юный корреспондент»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование занятий кружка «Юный корреспондент»


Пояснительная записка

Кружок «Юный корреспондент» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, практических навыков работы с компьютером, всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы и города, выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне. Подготовка статей для школьной газеты, выпуск радиопередач требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, работа в прямом эфире радио.

Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего и старшего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.

Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутри личностные проблемы учащихся. Ребята изменяются, развивающий характер такой работы подтверждается. Во-первых, у школьника развиваются следующие способности: умение делать выбор, умение быть ответственным за свои решения. Школьное издательство - это и работа по профориентации. Во-вторых, работа по созданию школьной газеты связана с соотнесением собственного замысла с восприятием этого замысла другими, как сверстниками, так и взрослыми. В-третьих, учащиеся в статьях используют знания по разным учебным предметам, а компьютерная верстка заставляет изучать информатику углубленно. В-четвертых, деятельность по созданию газеты схематична, то есть, показав один раз порядок создания, в следующий раз они могут создавать газету самостоятельно.

Журналистская деятельность - мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса, становлению личности.

Программа кружка предназначена для обучения школьников в возрасте 14-17 лет основам литературного творчества и журналистской работы, компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может насчитывать от 5 до 15 детей. Общее количество часов за период учебного года-102 часа, рассчитывается исходя из трех занятий кружка в неделю.




Цели программы


Образовательные:


  1. Систематизировать знания о стилях, типах речи.

  2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

  3. Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

  4. Научить самооценке своей работы.


Развивающие:

  1. Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

  2. Развить диалогическую и монологическую речь.

  3. Развить память, воображение, мышление.

  4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

1. Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.

2 Формирование основных этических норм и понятий.

3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции.

Цели и задачи:


  1. объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности, развитие творческих интересов и способностей;

  2. всестороннее воспитание молодежи: литературное, языковое, коммуникабельное;

  3. овладение старшеклассниками современными методами получения информации;

  4. патриотическое воспитание учащихся;

  5. эстетическое воспитание молодежи;

  6. компьютерная грамотность;

  7. пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений;

  8. воспитание и обучение корреспондентов, художников;

  9. социальная адаптация детей в условиях временного коллектива;

  10. педагогическая и психологическая поддержка детей;

  11. создание условий для получения школьниками дополнительного образования по всем видам литературного творчества, журналистской деятельности, компьютерной грамотности.

Результаты обучения и практических занятий:


  1. Развитие творческих способностей - свободное владение языком, знание основных моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание стилистических и других особенностей написания газетных статей.

  2. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализация ребят.

  3. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики. Профориентация.

  4. Для реализации программы кружка необходимо: помещение для занятий, посещение компьютерного кабинета; блоки чистой бумаги, краски (в т. ч. краска для компьютера).


Тематическое планирование



темы

Темы занятия

Количество

часов

Формы работы

1

Знакомство. Анализ газет других школ. Распределение ролей.

1

Беседы. Заполнение индивидуальных бланков.

2

Инструктаж. Работа в редакторе Word.

Знакомство с клавиатурой. Набор текста

1

Лекция, ИКТ, работа в группах.

3

Введение. Журналистика-профессия и призвание.

Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики».

1

Круглый стол. Практическое занятие.

4

Газетная журналистика. «Как делать газету?». Инструктаж.

Разбор рубрик, разделов газеты.

2

Лекционное занятие.

5



Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.

2

Лекционное занятие.

Практическое занятие.

6

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

2

Лекционное занятие.

Практическое занятие.

7

Сходство и различие художественного и публицистического стилей.

1

Практическое занятие.

8

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.

1

Лекционное занятие.

9

Организация работы корреспондентов хроникеров.

1

Практическое занятие. Круглый стол.

10

Работа с набросанными статьями.

Работа с текстом.

1

Практическое занятие. Работа по бригадам.

11

Редактирование материала.

1

Практическое занятие. Работа в парах.

12

Жанры газетной журналистики.

Подготовка материалов. Работа с текстом.

2

Лекционное занятие.

Практическое занятие.

13

Оформление газетной статьи.

1

Практическое занятие. ИКТ.

14

Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение лицейских событий.

1

Лекционное занятие.

15

Работа с текстом.

Импорт картинок и фото.

1

Экскурсия. Обсуждение снимков.

16

Работа с цифровым фотоаппаратом.

Пейзаж.

1

Лекционное занятие. Практическое занятие.

17

Работа с цифровым фотоаппаратом.

Портрет.

1

Лекционное занятие. Практическое занятие.

18

Фотоаппарат и ПК.

Обработка фотографий.

2

Практическое занятие. ИКТ

19

Редактирование материала.

2

Практическое занятие. ИКТ

20

Интервью и интервьюирование.

1

Лекционное занятие.

21

Деловая игра «Мое первое интервью».

1

Практическое занятие. Ролевая игра.

22

Интервью друг у друга. Работа с текстом.

1

Практическое занятие.

23

Интервью по телефону. Работа с текстом.

1

Практическое занятие.

24

Интервью-монолог.

1

Практическое занятие.

25

Интервью-зарисовка.

1

Практическое занятие.

26

Коллективное интервью.

1

Практическое занятие. Ролевая игра.

27

Анкетирование.

1

Практическое занятие. Ролевая игра.

28

Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов.

1

Практическое занятие.

29

Интервью-зарисовка. Работа с текстом.

1

Практическое занятие.

30

Редактирование материала.

2

Лекционное занятие. Практическое занятие.

31

Подготовка репортажа. Подбор материалов. Работа с текстом.

2

Работа в группах.

32

Событийный репортаж

1

Практическое занятие. Работа в группах.

33

Тематический репортаж

1

Практическое занятие. Работа в группах.

34

Постановочный репортаж

1

Практическое занятие. Работа в группах.

35

Репортаж с места. (Про классный час).

1

Практическое занятие.

36

Репортаж с места событий. Работа с текстом.

1

Практическое занятие.

37

Работа с набросанными статьями. Работа с текстом.

2

Практическое занятие.

38

Работа с архивами. Работа с текстом.

1

Практическое занятие.

39

Материал из глобальной сети. Работа с текстом.

1

Практическое занятие. ИКТ.

40

Редактирование материала.

2

Круглый стол. Практическое занятие.

41

Литературное редактирование материалов массовой информации.

1

Лекционное занятие. Анализ предложенного материала. ИКТ

42

Практикум по литературному редактированию.

1

Работа в парах. Подготовка сообщений.

43

Слово в радио, телеэфире, газете.

1

Лекционное занятие. Практическое занятие.

44

Радиожурналистика.

Подготовка радиоэфира.

1

Практическое занятие.

45

Работа современного радиовещания. Работа журналиста-ведущего на радио.

1

Лекционное занятие.

Обсуждение подготовленного материала.

46

Экскурсия на местное телевидение.

Журналистские профессии на ТВ.

2

Беседы. Экскурсия.

47

Написание рецензии на телепередачу.

Работа с текстом.

2

Практическое занятие.

48

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Работа с текстом.

2

Лекционное занятие. Анализ предложенного материала.

49

Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Работа с текстом.

2

Практическое занятие.

50

Работа с источниками. (Библиотека).

1

Круглый стол. Практическое занятие.

51

Работа с источниками (Интернет).

1

Круглый стол. Практическое занятие. ИКТ

52

Заметка. Заметка информационного характера. Работа с текстом.

1

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки.

53

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.

1

Практическое занятие.

54

Заметка на дискуссионную тему.

1

Практическое занятие.

55

Заметка- благодарность.

1

Практическое занятие.

56

Заметка-вопрос. Заметка-просьба.

1

Практическое занятие.

57

Написание заметки с выводами и предложениями.

2

Практическое занятие.

58

Корректировка материала.

1

Практическое занятие.

59

Газетные иллюстрации.

Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Работа с текстом.

2

Конкурс творческих работ. Работа в группах.

60

Рисунок в компьютере. Работа с текстом.

2

Лекционное занятие. Практическое занятие. ИКТ.

61

Час общения.

«Если бы я был редактором…». Работа с текстом.

2

Беседы с членами кружка. Речевая компетенция.

62

Час общения.

«Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» Работа с текстом.

2

Круглый стол. Практические занятия.

63

Час общения.

«Роль газеты в жизни моей семьи». Работа с текстом.

2

Круглый стол. Практическое занятие.

64

Обучение практике верстке номеров газет.

2

Практическое занятие в группах. ИКТ

65

Подбор материалов для выпуска номера.

1

Практическое занятие.

66

Речевой этикет. Этикетные формы общения.

1

Лекционное занятие.

67

Невербальные средства общения.

Этикет деловой речи.

1

Ролевая игра.

68

Ролевая мини-игра. Корректировка материала.

1

Практическое занятие.

69

Деловая беседа.

1

Лекционное занятие. Практические занятия.

70

Написание корреспонденции. Статья.

Передовая статья. Работа с текстом.

2

Практическое занятие в группах.

71

Проблемная статья. Работа с текстом.

2

Практическое занятие.

72

Написание статьи. Работа с текстом.

2

Практическое занятие.

73

Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.

2

Лекционное занятие. Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет.

74

Теория и практика литературной правки.

Анализ материала.

2

Работа с заготовленным материалом.

75

Интервьюирование учителей и лицеистов по итогам учебного года.

1

Практическая работа всех членов кружка.

76

Анализ работы за год. Смотр достижений.

1

Подведение итогов.







Литература для учителя


  1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. - Л.: Лениздат, 1971.

  2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. - СПб., 2000.

  3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно - публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

  4. О печати: закон РФ.

  5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. - М., 1986.

  6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981.

  7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.

  8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. - М., 1997

9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

11. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
12. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2000.
13. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
14. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

Литература для учащихся


  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980

  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. - М., 1997

  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969

  4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

  5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989.

Программа кружка «Юный корреспондент»

© 2010-2022