Правописание глаголов

Данный урок – один из уроков повторения по теме «Глагол», проводимых перед изучением темы «Глагол» в 6 классе. Урок можно провести также в начале или конце учебного года при повторении изученного в 5 и 6 классе. Урок поводится с применением интерактивной доски. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:of... Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи планирования урока на доске, сохранять записи для будущих уроков. Файлы занятия можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, фронтально выполнять необходимые пометки, записи, рисунки на экране, которые можно убрать по ходу урока или в конце урока. Выполнение заданий на интерактивной доске и работа с презентацией Smart Notebook способствует созданию элемента новизны на уроке как в области создания материала, так и в методах. Тем самым оказывает существенное воздействие на детей.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Урок с применением интерактивной доски

Тема: «Повторение по теме «Глагол». Правописание глаголов».

Тип урока - повторительно-обобщающий.

Продолжительность: 1 урок

Цели урока:

Предметные: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме; применение изученных орфографических правил на письме;

Развитие речи: составление связного высказывания на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Метапредметные цели: развивать способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам (информатика); умение находить грамматические и речевые ошибки и исправлять их.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.

Оборудование: 1 персональный компьютер; интерактивная доска Smart Board.

Технологии обучения: информационно - коммуникационная, личностно - ориентированная.

Описание урока

Данный урок - один из уроков повторения и обобщения по теме «Глагол» в 5классе.

В качестве домашнего задания к уроку учащимся нужно будет повторить весь изученный теоретический материал по теме «Правописание глаголов».

Методы обучения, используемые на уроке:

  • словесные, наглядные, практические;

  • методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

  • информационные методы - интерактивная доска, презентация Smart Notebook.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, изложение, чтение, письмо.

Применение ИКТ на уроке.

На данном уроке применение интерактивной доски с маркером делает занятие интересными и увлекательными. За счёт её использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки позволяют не тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре.

Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи планирования урока на доске, сохранять записи для будущих уроков, осуществлять самопроверку, используя подсказку - приём «скрытого текста».

На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Тест, схему или рисунок можно выделить. Это позволяет преподавателю и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы.

Работа с интерактивной доской позволяет учителю выполнять необходимые пометки, записи, рисунки на экране, которые можно убрать по ходу урока или в конце урока.



Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Цель: проверка готовности к уроку.


Приветствует учащихся, определяет отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Мотивационно - ориентированный



Правописание глаголов

Слайд 1


Побуждает учащихся сформулировать тему урока.

Включает презентацию

слайд 1.

- Посмотрите на экран и сформулируйте тему урока.

Верно. На данном уроке мы повторим изученное по теме «Глагол».


Надеюсь, что этот урок будет полезным для каждого из вас.


Формулируют тему:

«Повторение изученного по теме «Глагол». Правописание глаголов».



Правописание глаголов

Слайд 2

Включает презентацию

слайд 2.

Предлагает записать тему урока в тетрадь.

Побуждает учащихся сформулировать цель урока.


Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.


Правописание глаголов

Слайд 3

Включает презентацию

слайд 3

- Скажите, насколько важна для каждого из вас данная тема?

- Для чего каждому из вас необходимы знания о глаголе?

Обобщает сказанное.


Формулируют цель:

- Повторить правописание глаголов, употребление глаголов в речи в соответствии с нормами произношения.

Высказывают своё мнение о необходимости знаний о глаголе.

Слайд 4



  1. Планирование

Правописание глаголов

Слайд 5

Предлагает учащимся проанализировать свои знания о правописании глаголов:

- Какие орфограммы вызвали у вас трудности в написании глаголов?

Записывает на доске предложения учащихся.

Анализирует предложения учащихся. Благодарит за работу.

Включает презентацию слайд 5.

Предлагает следующий план повторения темы с учётом пожеланий учащихся.


Предлагают повторить орфограммы:

- Не с глаголами;

- Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения;

- Мягкий знак после шипящих в глаголах;

- Правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

  1. Реализация плана

Правописание глаголов

Слайд 6

1. Предлагает начать работу с выполнения задания по орфоэпии.

Задание.

Расставить ударение в глаголах, провести самопроверку.

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 6.

Вызывает учащегося к доске, просит выполнить задание. После выполнения задания предлагает осуществить самопроверку, используя подсказку: приём «скрытого текста» (возможности интерактивной доски учащимся известны, правая часть доски закрыта шторкой).

Благодарит за работу.


В это время остальные учащиеся работают в тетрадях. Ученик у доски осуществляет самопроверку (сличение с образцом).

Учащиеся

обмениваются тетрадями (работа в парах), проверяют выполненное задание по образцу. Затем анализируют свою деятельность, аргументируют ответы.

Правописание глаголов

Слайд 7



Правописание глаголов

Слайд 8

Правописание глаголов

Слайд 9


Правописание глаголов

Слайд 10




Правописание глаголов

Слайд 11











2. Повторение орфограммы «Не с глаголами».

Предлагает послушать грустную историю «Сила любви».

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует поочерёдно слайды 7, 8, 9, 10, 11.

Слайды

озвучены учителем.

Грустная история «Сила любви»

Грустную и упрямую частицу - НЕ - полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Частица постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица -НЕ- никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды -НЕ- говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь и привезёшь мне прекрасную розу, выращенную Маленьким принцем».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, произведениям.

Когда же он возвратился после долгой разлуки к своей возлюбленной, она, всё же скучая по нему, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»

И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

Слушают историю о Частице -НЕ - и Глаголе, сопровождаемую показом слайдов.







Устно формулируют правило о правописании

-НЕ- с глаголами и записывают в тетрадь примеры.









Правило:

-отрицание не с глаголами (в личной форме и инфинитиве) пишется раздельно;

- пишутся слитно с не глаголы, которые без -не- не употребляются (негодовать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить, нездоровится.

Правописание глаголов

Слайд 12

Предлагает закрепить изученное правило.

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 12

Задание.

Определить, как пишутся глаголы с частицей -НЕ-. Распределить глаголы по столбикам.

Задание предлагается выполнить по вариантам

(I вариант - написание с

-не- слитно,

II вариант- раздельно).

Учащиеся поочерёдно выходят к доске и перемещают слова в соответствующие столбики.

Остальные проверяют написанное в тетради.


5. Гимнастика для глаз

Цель: Снятие зрительного утомления

Гимнастика для глаз

Проводит гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз.




На небе заблестели звёзды. Мы любовались ими с замиранием сердца. Казалось, что их зажигает волшебник.


Слайд 13

2.Повторение орфограммы «Буквы е -и в корнях с чередованием».

-Перечислите изученные корни с чередованием е-и.

-Расскажите

о правописании букв е-и в корнях с чередованием в предложениях данного текста (слайд 13)

Учащиеся записывают на интерактивной доске корни:

пер-пир

мер-мир

бер-бир

блест-блист

дер-дир

стел-стил

стер-стир

тер-тир

жег-жиг

чет-чит


Правописание глаголов

Слайд 14


Повторение орфограммы «Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения».

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует (слайд14) Используется приём «скрытого текста». Алгоритм спрятан за шторкой. По мере повторения шторка опускается.

- В каких случаях мы пишем букву е, а в каких и в личных окончаниях глаголов?

- Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Гнать, держать, смотреть и видеть; слышать, дышать, ненавидеть; и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь И,

Вот как мы пишем, сюда посмотри:

Я вижу Мы видим

Ты видишь Вы видите
Он видит Они видят

Используя алгоритм, представленный на

слайде 14, учащиеся рассказывают о правописании глаголов с безударным личным окончанием.



Слушают рифмовку, вслух произносят

слова-исключения.


Правописание глаголов

Слайд 15

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 15

Задание:

записать глаголы во 2 лице ед. ч.

Наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует правильность выполнения задания. Рефлексия:

Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности.

- Какую орфограмму вы вспомнили, написав эти слова?


Работают, выполняя задание в тетрадях.

Поочерёдно выходят к доске, образовывают глаголы 2 лица ед. числа и записывают их,

обозначая орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа»,

а также уделяется внимание орфограм-мам «Глаголы с -тся, -ться», «Буква е-и в корнях

с чередованием».



Игра «Найди ошибки».


Без людей непроживёш.

Хочиш есть калачи, так несиди на печи. Станиш ленится- будеш с сумой волочится.

Потерянного времени неворотиш.


Слайд 16


-Игра «Найди ошибки».

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 19

Просит найти ошибки в орфограммах, связанных с темой «Правописание глаголов».

Все работают на местах, а один ученик выходит

к интерактивной доске и при помощи электронного пера исправляет ошибки.



  1. Итоговая работа


-Составить словарный диктант по орфограммам, которые повторялись на уроке (20 слов).

- Работа в парах.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы (критерии выставления оценок даны на доске).

Далее учитель вызывает к доске две пары учащихся.

В конце урока учитель собирает тетради и проверяет правильность выставления оценок.


Подбирают слова на пройденные орфог-раммы, записывают их в тетрадь.

Учащиеся выходят к доске.

Один записывает, другой диктует придуманные им слова на разные орфограммы и проверяет правильность написания этих слов.

Класс помогает в случае затруднения.

В итоге работы на доске появляются слова на орфограммы в глаголах (20 - 30 слов).


  1. Рефлексия.


Задаёт вопросы, побуждая учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

  • Чем данный урок был полезен для вас?

  • Какие пробелы в знаниях помог восполнить

Благодарит за работу на уроке, объявляет оценки и даёт домашнее задание.

Д/з:

Отвечают на вопросы учителя, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на уроке.


На данном уроке формировали следующие универсальные учебные действия:

регулятивные: планировать последовательность действий, осуществлять самооценку, самокоррекцию;

познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию, строить логическую цепь рассуждений по проблеме;

коммуникативные: использовать различные виды речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками, точно, правильно, логично, выразительно излагать свою точку зрения по теме, соблюдать нормы устной и письменной речи.

© 2010-2022