Предания старины с моей родины

Традиции, и обычаи всех народов свидетельствуют о глубокой нравственности, духовности и мудрости людей в отношении к окружающему миру. Люди древности хорошо понимали, как им нужны живущие вокруг них животные и звери, окружающие целебные воды и растения. Непрозрачность, изменчивость судьбы требовали постоянной подстраховки. Эта основа дала толчок для формирования верований и первобытных религий, которые свойственны всем народам мира. И всё человечество, бессильное перед грозной Приро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подарок Духов Тайги

«Говорят, что Хозяева Тайги и Леса (Ой, ХYбшын Эзэд) очень любят слушать сказки и легенды. Так вот, говорят, что жил-был в стародавние времена, когда наши горы были кочками, а остроконечные и недоступные вершины Саян - чуть немногим выше этих болотных кочек, а священное Байкал - Море (Байгал - Далай) - лужицей, удачливый охотник и большой знаток бурятских улигеров и онтохонов.

Это было в такие давние времена, что теперь и имени того охотника никто и не помнит. Отправился он однажды, как и всегда, на охоту. Петлял и блуждал он целый день по тайге, но удача на этот раз обходила его стороной. Утомившись, прилёг он отдохнуть и незаметно для себя заснул. Проснулся охотник от многоголосого шума и разговоров. Оглянулся и поразился: его окружало несметное количество незнакомцев в национальных дэгэлах. Не успел он прийти в себя, как все они, увидев, что охотник проснулся, вдруг разом закричали: «Расскажи нам сказки и легенды, которые мы так любим слушать. Быстрее рассказывай, мы ждём их с нетерпением. Именно для этого мы собрались сегодня, чтобы тебя послушать, а ты, как мы знаем, большой знаток улигеров и онтохонов своего края». Нужно сказать, что этот охотник был не только большим любителем и знатоком народных преданий, но сметливым и ловким человеком. Он сразу понял, что оказался в обществе непростых людей, а среди Хозяев Леса и Тайги…

Протёр он глаза, встал, чтобы устроиться лучше и хотел начать рассказывать одну из своих нескончаемых преданий, но не тут-то было. Наш охотник оказался в самом центре собравшихся Духов Тайги: вокруг него сидело огромное количество Местных Хозяев, а присесть ему было некуда. Огляделся он, повертелся, а присесть - то негде. Всё же, приметил он вдруг одного из Хозяев, который выделялся из всей окружающей толпы Духов Тайги невыразимо высоким и большим Носом. Делать было больше нечего, пришлось нашему горе - охотнику присесть на этот огромный нос, выделяющийся среди всей бесконечной чреды Хозяев. Присел он, оглянулся. А вокруг него - нескончаемый круг любителей сказок, жаждущих послушать его. Не выдержал он, смешным и очень забавным показалось ему сидеть на носу одного из Местных Хозяев.

Расхохотался от души тогда охотник, да так громко и раскатисто, что вздрогнули от неожиданного смеха сидящие вокруг него Духи…

Нужно сказать, что все Хозяева очень обидчивы и не воспринимают никаких шуток по отношению к себе. Как рассказывал позже этот охотник, все Духи возмутились смелости и хохоту охотника, принявшие его смех как оскорбление по отношению к ним и сказали на прощание:

«Что же, смеялся и веселился ты от души, охотник! Видимо, смеялся ты над нами. Что у тебя есть в этой жизни? Разве только лось, дарованный нами!»

Говорят, что охотник еле дождался утра, чтобы живым и здоровым добраться до своей юрты. К его большой радости, он этого дождался. А утром, к его удивлению, у его балаганчика его ждал огромный лось. Он стоял, будто привязанный.

Стало понятно охотнику, что это - подарок Местных Духов.

А сейчас послушайте и вторую легенду о Хозяевах Природы:

Говорят, что жил в одном улусе лекарь. Был он знающим в своём деле человеком. Вылечил много народа, никому не отказывал он в помощи. Приходилось ему принимать и роды. Были у него «лёгкие» руки, (хYнгэн гартай эмшэн байгаа) поэтому за лечение какой бы болезни он не брался, всё у него получалось на «отлично».

Постучались к нему однажды ночью с просьбой о помощи роженице. Собрался быстро лекарь, отправился с ночным гостем в долгий путь. Ночь была тёмная, но всё же было понятно, что едут они только лесом, да по горным перевалам. Доехали, наконец, путники до нужного жилища, вид которого поразил простого улусного лекаря.

Дом находился в лесной глуши и был огромным, а внутреннее убранство поразило воображение простого человека. Понял тогда он, что находится в гостях у Хозяина Местности (Дайдын Эзэндэ). Жена Духа Местности, действительно, сильно страдала. Лекарь постарался, применив всё своё мастерство, и женщина благополучно разрешилась мальчиком. Сильно обрадовался Хозяин Местности, что у него родился наследник, наградил он благодетеля за благополучный исход родов. Радостный, счастливый отец увёз обратно домой лекаря, который помог самому Духу Тайги стать счастливым отцом.

Но, перед прощанием Хозяин Тайги попросил: «Я бываю часто среди людей, если где-нибудь ты встретишь меня, сделай вид, что не знаешь меня. Но если ты забудешь о моей просьбе, то за это я могу жестоко наказать, так что не забывай о моей просьбе никогда».

Неизвестно, много ли времени с той поры ушло, сколько воды утекло. Забыл про этот случай наш лекарь. Но однажды на народном празднике он вдруг увидел Хозяина Местности. Забыл он про всё, обрадовался встрече со знакомым и закричал: «Здравствуйте!» (Сайн байна!) И в тот же миг ослеп.

Вот так, говорят, наказан был тот лекарь за забывчивость и ослушание…

Что может сулить встреча с Духами Местности (Дайдын Эзэдтээ):

Говорили раньше, что если встретишь Хозяина Местности, то его можно узнать по внешнему облику. Считается, что у него отсутствуют брови, а одет он, может, быть, по-разному, смотря по обстоятельствам: он может быть и в национальном бурятском одеянии, и в современной одежде. Привидеться он может в разных обликах. Нас ещё в далёком детстве учили, как следует поступать, если доведётся встретиться с Хозяином Местности. Нужно, в первую очередь, поздороваться с ним, выказывая почтение и послушание, попросить у него исполнения трёх желаний: богатства, наследников и грамоты.

Если же забудешь попросить хоть одно желание, то его не даруют Местные Хозяева (Дайдын Эзэд.) О встрече же с Духом Местности, о разговорах с ним нельзя рассказывать кому - либо, так говорили старожилы моего улуса.

Рассказывали, что у нас в далёкой дремучей тайге, довольно далеко от Тохорюкты есть две совершенно одинаковых горы, похожих на девичьи груди. Считалось, что Хозяйками этих гор являются девушки - близнецы. Так вот, у подножия этих гор находилось зимовьё (Yбэлжоонэй отог) одного охотника. Это был молодой, неженатый парень, а звали его Гурожапом. В один из долгих зимних вечеров забежали к нему две девушки, поразительно похожие друг на друга. Были они в богатых дэгэлах, увешаны дорогими украшениями. Гурожап понял, что на его вечерний огонёк забежали Местные Хозяйки, иначе, откуда в глухой тайге могли появиться эти прекрасные девушки? А ему было известно, что Дайдын Эзэд очень любят слушать сказки. Так вот, эти девушки стали просить охотника, чтобы он им рассказал известные ему легенды и предания. Нужно сказать, что охотник особо никогда не отличался находчивостью и умом, не был он и знатоком древних легенд. Как мог, он всё же сумел убедить девушек, чтобы они пришли к нему попозже, когда он узнает более подробно легенды и предания старины…

А наутро, ни свет, ни заря, отправился парень к себе домой. Ну, а его мать, в отличие от сына, была женщиной умной, шустрой и дальновидной. Научила она, как могла, своего сына известным ей сказкам и отправила в тайгу, наказав Гурожапу, чтобы он попросил Хозяек об исполнении трёх его желаний. Видимо, сумел он угодить Девушкам - Хозяйкам. С тех пор люди заметили, что дела охотника пошли в гору.

Позже его потомки несказанно разбогатели. И далеко за пределами нашего края гремело имя купца Гурожапова. Не было в наших местах человека, богаче его. Рассказывали, что стада его, пасшиеся в удинской долине были до того тучными, что, когда их гнали в город Верхнеудинск для продажи, у них по дороге отваливались копыта, не выдержав их веса и дальней дороги. Такую историю я слышала в детстве.

Правда, потом знающие люди поговаривали, что забыл Гурожап попросить у Местных Духов попросить знаний. Потому у них в родословной не было грамотных и образованных людей.

А следует добавить, что знаменитый купец Гурожапов - реальная личность. Вот такие предания старины я слышала в далёком детстве.

(Фамилия купца изменена по этическим соображениям)

© 2010-2022