Конспект урока пр русскому языку в 8 классе Тема: «Сложносочинённые предложения (на основе творчества поэтов Прикамья»)

Данная разработка урока будет интересна в первую очередь учителям Пермского края, так как разработка урока основана на региональном компоненте. Но сама идея урока для каждого учителя подойдёт. Урок тесно связан с уроком литературы.На уроке ученики вспоминают понятия - буриме, метафора, эпитет. сравнение, гипербола, олицетворение. Материал, представленный в разработке урока может использован и на классном часу по теме «Образ малой Родины» .Задания различной сложности заставляют  учащегося развива...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по русскому языку


Тема: «Сложносочинённые предложения (на основе творчества поэтов Прикамья»)

Цели:1. Познавательная: повторение и отработка правил пунктуации в сложносочинённых предложениях, составление схем предложений

2. Развивающая: развитие письменной и устной речи учащихся на основе творчества поэтов Прикамья.

3. Воспитательная: воспитание способности находить правильные решения при выполнении заданий; воспитание чувства уважения к поэзии родного края, любовь к малой Родине.

Тип урока: Повторение и закрепление ранее полученных знаний.

Метод: репродуктивный

Межпредметные связи: информатика, литература.

КМО: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

  1. Повторение темы «Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Виды сочинительных союзов»

  2. Отработка правил на основе поэтических текстов.

  3. Заключительная часть: подведение итогов, творческое домашнее задание.

Сценарий урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, учащиеся. Сегодня наш урок, может быть, необычный и начнём мы его тоже не как всегда - тему сегодняшнего урока определите вы сами, но чуть попозже. Начнём наш урок с разминки. Перед вами рифма:

ЛЕТО,

ПРИХОДИТ,

ПОЭТА

НЕ НАХОДИТ.

Для вас задание, учащиеся, составьте буриме. Что это такое? (Буриме- это четверостишие по заданной рифме), (работаем в парах 2 минуты). Итак, что же у вас получилось? (учащиеся приводят примеры). Молодцы! А сейчас давайте послушаем, как звучат строки у Анастасии Юшковой - Березниковской поэтессы.

Из года в год приходит лето,

Из года в год зима приходит,

И лишь одна душа поэта

По кругу никогда не ходит.

Найдите в данном отрывке подлежащее и сказуемое, расставьте знаки препинания, определите вид предложения и составьте его схему. (1 учащийся работает у доски, остальные в тетради).

Итак, исходя из проделанной нами работы, кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся называют версии, предположения). Да, тема урока «Сложносочинённые предложения (на примере творчества Прикамских поэтов). Сегодня на уроке мы закрепим пройденный материал по теме ССП, используя творчество Прикамских поэтов.

2. Повторение

Сейчас давайте вспомним, что называется ССП? (ССП называется предложение, в котором простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связаны сочинительными союзами). Назовите группы сочинительных союзов? (учащиеся называют, а учитель выводит презентацию со слайдами).

Сочинительные:- соединительные;

- разделительные;

- противительные.

Ещё сегодня на уроке нам понадобятся литературные термины, а именно основные художественные средства языка, давайте вспомним: (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).

3.Закрепление (отработка правил)

А сейчас самостоятельная работа: перед вами материал к уроку. Внимательно читайте задание и выполняйте прямо на листах (на первое задание отводится 3 минуты; проверка: 1 человек у доски рисует схему, 2- читает предложение со знаками препинания, находит основу, 3-находит художественные средства).

На 2 задание отводится 3 минуты - проверка та же, как и в предыдущем задании.

На 3 задание отводится 5 минут - проверка по той же системе.

(Выставление оценок за работу на уроке)

4 задание выполняем самостоятельно - на выполнение 5 минут - листы сдаём на проверку.

4.Подведение итогов

Итак, что на уроке мы сегодня повторили? (учащиеся отвечают, самостоятельно подводят итоги, преподаватель обобщает).

Выставление оценок.

Домашнее задание: найти и выписать в тетрадь 5 отрывков из стихотворений Прикамских авторов с сложноподчинёнными предложениями.

Дидактический материал к уроку

1.Алгоритм работы

  • Прочитайте отрывок

  • Познакомьтесь с автором

  • Подчеркните основу

  • Расставьте знаки препинания

  • Составьте схему предложения


  1. Раздаточный материал.

1.Задание. Прочитайте отрывок, познакомьтесь с автором, расставьте знаки препинания, подчеркните основу предложения, составьте его схему, найдите художественные средства языка.

(Юрий Шерстнёв. Живёт в г. Березники, по образованию филолог, Свыше 30 лет работает журналистом в газетах. Стихи поэта искренни, их питает подлинное страдание человеческого сердца)

Тяжёлое тело влачится

По плесенной ржавчине дней

И жизни звезда волочится

С годами скупей и бледней.

2. Задание. Прочитайте отрывок, познакомьтесь с автором, расставьте знаки препинания, подчеркните основу предложения и познакомьтесь с предложенными схемами, выберите, какая верная.

(Алексей Решетов. Березниковский поэт. Окончил Березниковский горно-химический техникум. Много лет работал на калийном комбинате. Его стихи-портрет души, пронизаны светом памяти, идущим из детства.)

И ветер листвы не колеблет

И солнце не прячет лица

О чём ты задумалась лебедь

Среди своего озерца.

3.Задание. Перед Вами 3 отрывка и к ним перепутаны схемы. В каждом подчеркните основу, расставьте знаки препинания и найдите соответствия.

1. (Константин Мамонтов. Поэт из г. Кунгура. Прожил тяжёлую жизнь, прошёл ВОВ - за мужество, проявленное в боях, награждён шестью медалями и орденом Красной звезды. Издал 5 поэтических сборников, где каждое стихотворение - строка в повести о нелёгкой судьбе целого поколения).

Меня не целовали провожая

И вслед невеста мне не голосила

По-матерински женщина чужая

Помедлив чуть мой лоб перекрестила.

2. (Анатолий Гребнёв. Пермский поэт. Пережив тяжёлую военную судьбу - остался душевным человеком. В своих строках передаёт состояние человечества после войны, стойкость русского человека.)

То ли дождик во мгле припускает

То ли во поле вихорь ревёт

Плачет мама моя причитает

Провожает меня до ворот

3.(Иван Сидоров. Березниковский поэт. Бывший мастер производственного обучения ПУ-51. Его стихи о природе, а также на жизненные, обыденные, бытовые темы, многие из них посвящены родным и близким. В 2007 г. награждён дипломов 1 степени на областном фестивале литературного творчества «Решетовские встречи»).

Ещё не выплакали рощи

По лету поминальных слёз

И в пене солнечной полощет

Усталый клён шелка волос.

4. Задание. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните основу, составьте схему предложения.

И снится мне к…чаются цв…ты

И белый аист на н…сёт р…бёнка

И гол…ву закидыва…ш… ты

И на п…ляну падает гр…б…нка.

А. Решетов

© 2010-2022