Урок по теме Понятие о причастии

Урок по теме "Понятие о причастии" построен с использованием мнформационно-коммуникационных технологий. Интересен тот момент, что в начале учитель использует сценку-диалог между прилагательныи и глаголом, которая развивает в детях не только творческие спсобности, но и логику, мышление. Работа с картинками направлена на развитие познавательтнеой активности, с помощью серии картин дети определяют  признаки причастия, и их отличие от прилагательного и глагола. Использование моментов сказки вносит р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Кош-Агачский район

Республика Алтай











Урок

русского языка

в 7 классе по теме

«Понятие о причастии»

Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы










Цели урока: познакомить учащихся с причастием, его основными признаками;

формировать умение отличать причастия от имен прилагательных и

видеть в нем признаки глагола и прилагательного.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-игра (ИКТ)

Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК, картинки.

Ход урока

Слово учителя. Постановка целей урока. (1 слайд)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи-причастием.

Даль В.И в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» так определил причастие. (Учитель читает слайд, еще один слайд с портретом Даля В.И.)

Причастие-«часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

-Сегодня мы познакомимся с признаками причастий , научимся различать причастие и прилагательное, также узнаем, какие бывают суффиксы у причастий.

Моими помощниками на уроке будут папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие. Они начинают урок, им слово.

1.Сценка.

Глагол: Я сегодня целый день подметал, убирал, чистил, отмывал, оттирал- словом, много всего по хозяйству делал, чтобы в доме чувствовался порядок. Шутка ли- сынок приезжает на каникулы.

Прилагательное: А я художница и поэтому раскрашивала цветы в саду. Они сразу становились яркими, разноцветными и душистыми. А соседка моя даже сочинила про меня стишок:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол: А вот и наш сыночек Причастие идёт. Здорово, сын!

Прилагательное: Сынок, ты сделал выпускной экзамен на самостоятельно?

Причастие: Пока нет, а когда сдам, стану самостоятельной частью речи. А пока ещё меня считают папенькиным сыночком, то есть особой формой глагола. Будто я не сам по себе, а малыш какой-то. Будто я без папы и шагу ступить не могу.

Глагол: Ладно, сынок, не грусти. (Хлопает сына по плечу.) ты ведь пока несовершеннолетний, подрастёшь ещё. И потом, быть особой формой глагола тоже не так уж плохо.

Прилагательное: По- моему, это ужасно несправедливо, что Причастие считается особой формой глагола.(Пожимает плечами.) Ведь сам посмотри(обращается к мужу), ну чем он на тебя похож? Только тем, что тоже носит эту дурацкую шляпу.

Глагол: Глагол без шляпы- не Глагол! Я тебе сто раз это говорил. Раз Причастие- особая форма глагола, ребёнок должен носить шляпу.

Прилагательное: И всё- таки я не понимаю, почему Причастие не называют особой формой Прилагательного? Ведь у него глаза мои, нос мой…

Причастие: вот любители поспорить! Я ведь на обоих ужасно похож. Во мне ясно видны и черты Прилагательного, и черты Глагола. Пошли лучше в дом. Я жутко голодный. (Уходят.)

- А пока они завтракают, скажите, что вы узнали о Причастии? (Особая форма глагола, имеет черты глагола и прилагательного.)

3.Проверка домашнего задания.

-Давайте сейчас повторим признаки глагола и прилагательного, проверив домашнее задание: морфологический разбор глагола играет и прилагательного маленькая из предложения Маленькая кошка играет с фантиками и шариками.

Слайд №3

Запись на слайде:

-посмотрите на кошку

-по каким признакам можно узнать именно эту кошку ? (какая она?)

-названы постоянные признаки кошки.

4.Объяснение нового материала. (Учитель читает текст слайда, затем обращается к ученикам с вопросами.)

Слайд №4

Признаки, которые приобретает кошка, когда над ней совершают действия. (рисунок кошки, которую красит мальчик; затем стрижет её)

Если кошку покрасить, то она будет не рыжая, а какая? (покрашенная)

-А если её постричь, то какой она станет? (постриженная)

Вывод: над кошкой совершили действие. Причастие можно заменить словосочетанием «местоимение+ глагол».

-А с прилагательным можно сделать подобную замену? (нет)

-Причастие тоже имеет признаки, но по действию.

Наш мальчик Причастие что-то хочет узнать, но он очень скромный и умный. Послушайте его рассуждения.

Слайд№5.

Собака какая?-спящая, потому что собака спит.

Супчик какой?-кипящий, потому что супчик кипит.

Фикус какой?-торчащий, потому что он торчит.

А папа какой?-брюзжащий, потому что он вечно брюзжит.

Вывод: Причастие : я думаю, что маме и папе не надо спорить, на кого я похож больше и почему я особая форма глагола. Как мама я отвечаю на вопросы Какой? Какая? Какие?, обозначаю признак, но по действию. Признак по действию-это признак папы. Еще я имею вид и время как папа.

-Давайте попробуем определить признаки глагола и прилагательного у причастия, используя материалы слайда.

Вывод: причастие-особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Имеет постоянные признаки-вид и время.

Слайд№6

Задание. Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки.

Солнце какое?-…

Потому что оно сияет.

Стрекоза какая?- …

Потому что над лужей летает.

Головастик какой?-…

Он в болоте на кочке ночует.

Мой братишка Володька…

На асфальте он мелом рисует.

Младенец какой?-…

Потому что в коляске орёт.

Сосед дядя Петя…

Он песню младенцу поёт.

Слайд№6

-Определите глагольные признаки причастия, выделите суффиксы.

Слайд№7

-Просклоняйте имя прилагательное и причастие:

И.п кошка (какая?) рыжая, покрашенная.

-Понаблюдайте, как изменяются прилагательные и причастия, в каких формах они согласуются с именем существительным.

-Какую часть речи поясняют прилагательные и причастия?

-Признаки прилагательного у причастия-непостоянные.

Слайд№8

Суффиксы причастий

-ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-,-ем-(-ом-), -им-, -енн-(-ённ-), -нн-, -т-.

-Опознать причастие можно и по суффиксам.

Слайд№9

Задание. Найдите словосочетание «причастие+существительное». Выпишите данные словосочетания в тетради и обозначьте суффиксы.

1 теплый дождь 5 скошенная трава

2 лаявшая собака 6 каменный дом

3 спелый крыжовник 7 желтая рожь

4 собранные грибы 8 высохшая трава

Слайд№10

-Чтобы ваша речь была образной, яркой, меткой, надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Давайте по картинке сказки «Колобок» составим несколько предложений с причастиями.

Подведем итоги

В ходе урока мы:

1. познакомились с грамматическими признаками причастий;

2. научились различать причастия и прилагательные;

3. познакомились с суффиксами причастия;

4. приобрели навык употребления причастия в речи.

Домашнее задание.

Продолжить работу по картинке, составив связный текст. Определить у причастий признаки глагола и прилагательного, выделить суффиксы причастий


© 2010-2022