- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе по ФГОС (9 класс)
Рабочая программа по литературе по ФГОС (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чельманова Е.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа по литературе
для 9 класса.
Составитель Чельманова Елена Николаевна,
учитель МОУ «Клепиковская СОШ № 1».
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010.
Программа по литературе для общеобразовательного 9 «А» класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 2 часа.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентрический курс 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса в 10-11 классах, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе, наизусть; развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника); сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов; сочинение.
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме, сочинение.
Содержание тем учебного курса.
-
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
-
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
-
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
-
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
-
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
-
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
-
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
-
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
-
Русская литература второй половины ХIХ века
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
-
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
-
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
-
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
-
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
-
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
-
оценивать проблематику современной литературы;
-
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
-
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученнКалендарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Формы контроля
личностные
УУД
предметные
I четверть
1.
Введение. Шедевры русской литературы.
Беседа, лекция учителя, викторина. Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала
Формирование чувства гордости за свою страну, осознания того, русской классической литература является уникальным явлением в мировой культуре.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения в русской литературе.
Уметь составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Конспект лекции.
2-5
Древнерусская литература.
Беседа о древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве»
Презентация
Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…».
Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
Фрагменты оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Формирование интереса к истории Родины, знаний о взаимосвязи русской литературы с историей и культурой России.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: применять методы литературного поиска.
Познавательные: объяснять исторические и литературные явления, процессы, связи и отношения, выявляемы в ходе изучения художественного текста.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Сочинение.
6
Русская литература XVIII века. Понятие о классицизме.
Презентация. Репродукции картин русских художников XVIII века. Лекция учителя.
Формирование высокой «стартовой» мотивация к изучению нового материала.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять литературные явления и процессы в ходе прочтения литературоведческих текстов и анализа художественных произведений.
Знать основные понятия: литературное направление, классицизм, сентиментализм.
Уметь составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Конспект
7-8
М.В.Ломоносов. Слово о поэте. Оды.
Презентация. Портрет
М. Ломоносова, портрет Елизаветы Петровны. Чтение и комментирование оды «На день восшествия…Елисаветы Петровны»
Формирование интереса к личности М.В. Ломоносова., мотивации к изучению русского языка.
Уметь выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Языковой анализ оды.
9-10
Г.Р. Державин. Слово о поэте, «Властителям и суьям».
Презентация. Портрет Г.Р. Державина. Словарная работа, составление опорной схемы. Работа с таблицей и статьей учебника. Чтение и комментирование стихотворений.
Формирование навыка работы по алгоритму.
Анализ стихотворения
11-13
Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль».
Презентация, портрет Д.И. Фонвизина. Словарная работа, составление развернутого плана. Анализ текста комедии. Составление характеристики героев.
Формирование мотивации к исследовательской деятельности.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Сочинение-миниатюра.
14-15
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Презентация. Портреты Н.М. Карамзина. Лекция учителя. Беседа. Анализ повести. Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Формирование способности к сопереживанию, мотивации к исследованию внутреннего мира героев.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Сочинение. Тест.
16
Художественное и тематическое своеобразие литературы XVIII века. Систематизация изученного материала.
Презентация. Работа с таблицей. Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы..
Игра по изученному материалу.
Фоормирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
Знание о тематике и художественных особенностях литературы XVIII века, умение анализировать тексты художественных произведений, высказывать аргументированное мнение о прочитанном.
Заполнение таблицы.
17-18
Русская литература XIX века. Поэзия, проза, драматургия. «Золотой век» русской литературы.
Презентация. Работа со статьей учебника. Словарная работа. Анализ стихотворений.
Жанры литературы XIX в.
Формирование стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Знать основные понятия: романтизм, реализм, критический реализм.
Сочинение-анализ стихотворного текста.
19-25
А.С. Грибоедов. Слово о писателе. «Горе от ума».
Презентация. Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Презентация. Портреты Грибоедова работы И. Крамского, В. Машкова.
Иллюстрации к комедии
Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.
Фрагменты спектаклей «Смерть Вазир-Мухтара», «Горе от ума». Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
Фомирование нравственных качеств на примере личности Грибоедова. Чувство восхищения художественным совершенством комедии «Горе от ума».
Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять общественные явления в ходе анализа текста художественного произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь давать характеристику литературным героям, понимать обобщающий смысл образов комедии.
Сочинение.
Зачет.
II четверть
26-38
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта. Лирика. «Евгений Онегин»
Презентация. Портреты писателя. Фрагменты оперы «Евгений Онегин», романсы на стихи Пушкина. Лекция учителя, беседа, анализ художественного текста, составление характеристики литературного героя. Тематика и особенности лирики.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Изобразительно-выразительные средства литературы.
Формирование представления о А.С. Пушкина как гениальном поэте в русской и мировой литературе.
Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя, восприятие романа современниками А.С. Пушкина и в наши дни. Уметь анализировать текст романа с точки зрения его идейных и художественных особенностей,
Сочинение.
Зачет.
39-48
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лирика. «Герой нашего времени».
Презентация. Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции рисунков поэта, романсы на стихи М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения. Аналитическое чтение. Особенности лирики Лермонтова. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
Формирование представление о М.Ю. Лермонтове как личности яркой, неординарной с трагической судьбой. Формирование навыков самоанализа через анализ внутреннего мира литературных героев.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи, отношения в ходе анализа текста художественного произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Понимать особенности произведения М.Ю. Лермонтова как психологического романа.
Сочинение.
Зачет.
III четверть
49-58
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Шинель». «Мертвые души».
Презентация. Репродукции иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя. Обзор содержания поэмы «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Беседа, анализ художественного текста, составление характеристики литературного героя.
Формирование чувства патриотизма
Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Понимать обобщающий смысл образов поэмы, уметь давать характеристику литературным персонажам.
Сочинение.
Зачет.
59-60
Лирика второй половины XIX в. Н.А. Некрасов.
Ф. И. Тютчев.
А.А. Фет. Лирика.
Презентация. Проблематика лирики Некрасова, Тютчева, Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Формирование навыков работы по алгоритму
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.
Уметь выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Анализ стихотворения
61-63
И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Первая любовь».
Презентация. Лекция учителя. Анализ текста художественного произведения. Образ тургеневской девушки в повести.
Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношений к себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять общественные явления и процессы в ходе анализа художественного текста.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Анализ эпизода.
64-67
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность».
Презентация.. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
Формирование стремления к самоанализу, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Сочинение по эпизоду произведения.
68-70
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Маленькая трилогия».
Презентация ». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Тема «футлярной» жизни. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Сочинение.
71
Русская литература XXвека: пути развития и жанровое своеобразие.
Презентация. Многообразие жанров и направлений литературы XX века. Лекция учителя. Составление конспекта.
Формирование стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять литературные явления и процессы в ходе прочтения литературоведческих текстов и анализа художественных
Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений литературы XX века
Конспект.
72-73
М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра».
Презентация. Портреты писателя. Комментированное чтение. Составление характеристики литературного героя.
Формирование мотивации к исследовательской работе.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять явления в ходе анализа художественного произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Сочинение-миниатюра.
74-76
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».
Презентация, портреты писателя, иллюстрации к произведениям И.А. Бунина. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
Формирование познавательного интереса
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять общественные явления в ходе анализа текста художественного произведения.
Сочинение по проблематике рассказа.
77-80
М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце».
Презентация. Жизнь и судьба писателя. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять общественные явления. Процессы. Отношения в ходе анализа текста художественного произведения.
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Сочинение.
IV четверть
81
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.
Презентация. Многообразие литературных течений поэзии Серебряного века. Лекция учителя, сообщения учащихся.
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Знать особенности литературных течений поэзии Серебряного века.
Конспект лекции (реферат).
82-83
А.А. Блок. Лирика.
Презентация. Портреты. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.
Уметь анализировать тексты лирических произведений, определять идею, выявлять художественные особенности.
Анализ стихотворения (по выбору учащихся).
84-85
С.А. Есенин. Лирика.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа лирики поэта.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
85-86
В.В. Маяковский. Лирика.
Презентация. Основные мотивы лирики. Новаторство поэзии Маяковского.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
87
А.А.Ахматова. Лирика.
Презентация, портреты. Лекция учителя. Чтение и комментирование стихотворений. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
88
М.И. Цветаева. Лирика.
Презентация. Стихи о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
89
Н.А.Заболоцкий. Лирика.
Чтение и анализ стихотворений.. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
90-91
М.М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Презентация. Фрагменты фильма «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Сочинение.
92
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Лирика.
Презентация. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Формирование навыка работы по алгоритму.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.
Уметь анализировать тексты лирических произведений, определять идею, выявлять художественные особенности.
Анализ стихотворения.
93-95
Произведения о Великой Отечественной войне.
Презентация. Чтение учащимися стихотворений на военную тематику. Песни на стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне, фрагменты фильмов. Репродукции картин. Беседа.
Воспитание чувства патриотизма.
Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Знать жанровое своеобразие литературы о Великой Отечественной войне, уметь выразительно читать лирические произведения, проводить их анализ.
Сообщение (реферат).
96-99
Герои и проблемы современной прозы. (В.М.Шукшин, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин).
Презентация. Беседа. Анализ художественного текста.
Формирование важнейших духовно-нравственных качеств личности.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи, отношения в ходе анализа текста художественного произведения.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения идейных и художественных особенностей.
Сочинение по одному из произведений.
100-101
Зарубежная литература
(У. Шекспир,
Ж-Б. Мольер).
Комментированное чтение. Анализ фрагментов произведений.
Формирование интереса к зарубежной литературе..
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять психологические особенности литературных героев в ходе анализа произведения.
Знать сюжет, систему образов, идею, художественные особенности произведений.
102
Обобщающий урок.
Беседа. Викторина.
Формирование навыков рефлексии.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять литературный процесс в ходе составления опорного литературоведческого материала.
Обобщающий тест.