Рабочая программа по литературе по ФГОС (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе

для 9 класса.


Составитель Чельманова Елена Николаевна,

учитель МОУ «Клепиковская СОШ № 1».


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010.

Программа по литературе для общеобразовательного 9 «А» класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 2 часа.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентрический курс 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса в 10-11 классах, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе, наизусть; развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника); сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов; сочинение.

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме, сочинение.

Содержание тем учебного курса.



  • Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

  • Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

  • Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» - роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

  • Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).


  • Русская литература второй половины ХIХ века

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.


  • Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Рабочая программа по литературе по ФГОС (9 класс)Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

  • Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичеРабочая программа по литературе по ФГОС (9 класс)ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

  • ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах - знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученнКалендарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Формы контроля

личностные

УУД

предметные

I четверть

1.

Введение. Шедевры русской литературы.

Беседа, лекция учителя, викторина. Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала

Формирование чувства гордости за свою страну, осознания того, русской классической литература является уникальным явлением в мировой культуре.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения в русской литературе.

Уметь составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Конспект лекции.

2-5

Древнерусская литература.

Беседа о древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве»

Презентация

Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…».

Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Фрагменты оперы А. Бородина «Князь Игорь».

Формирование интереса к истории Родины, знаний о взаимосвязи русской литературы с историей и культурой России.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы литературного поиска.

Познавательные: объяснять исторические и литературные явления, процессы, связи и отношения, выявляемы в ходе изучения художественного текста.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Сочинение.

6

Русская литература XVIII века. Понятие о классицизме.

Презентация. Репродукции картин русских художников XVIII века. Лекция учителя.

Формирование высокой «стартовой» мотивация к изучению нового материала.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.

Познавательные: объяснять литературные явления и процессы в ходе прочтения литературоведческих текстов и анализа художественных произведений.

Знать основные понятия: литературное направление, классицизм, сентиментализм.

Уметь составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Конспект

7-8

М.В.Ломоносов. Слово о поэте. Оды.

Презентация. Портрет

М. Ломоносова, портрет Елизаветы Петровны. Чтение и комментирование оды «На день восшествия…Елисаветы Петровны»

Формирование интереса к личности М.В. Ломоносова., мотивации к изучению русского языка.

Уметь выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Языковой анализ оды.

9-10

Г.Р. Державин. Слово о поэте, «Властителям и суьям».

Презентация. Портрет Г.Р. Державина. Словарная работа, составление опорной схемы. Работа с таблицей и статьей учебника. Чтение и комментирование стихотворений.

Формирование навыка работы по алгоритму.

Анализ стихотворения

11-13

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль».

Презентация, портрет Д.И. Фонвизина. Словарная работа, составление развернутого плана. Анализ текста комедии. Составление характеристики героев.

Формирование мотивации к исследовательской деятельности.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Сочинение-миниатюра.

14-15

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

Презентация. Портреты Н.М. Карамзина. Лекция учителя. Беседа. Анализ повести. Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Формирование способности к сопереживанию, мотивации к исследованию внутреннего мира героев.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Сочинение. Тест.

16

Художественное и тематическое своеобразие литературы XVIII века. Систематизация изученного материала.

Презентация. Работа с таблицей. Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы..

Игра по изученному материалу.

Фоормирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Знание о тематике и художественных особенностях литературы XVIII века, умение анализировать тексты художественных произведений, высказывать аргументированное мнение о прочитанном.

Заполнение таблицы.

17-18

Русская литература XIX века. Поэзия, проза, драматургия. «Золотой век» русской литературы.

Презентация. Работа со статьей учебника. Словарная работа. Анализ стихотворений.

Жанры литературы XIX в.

Формирование стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Знать основные понятия: романтизм, реализм, критический реализм.

Сочинение-анализ стихотворного текста.

19-25

А.С. Грибоедов. Слово о писателе. «Горе от ума».

Презентация. Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Презентация. Портреты Грибоедова работы И. Крамского, В. Машкова.

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.

Фрагменты спектаклей «Смерть Вазир-Мухтара», «Горе от ума». Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Фомирование нравственных качеств на примере личности Грибоедова. Чувство восхищения художественным совершенством комедии «Горе от ума».

Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять общественные явления в ходе анализа текста художественного произведения.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь давать характеристику литературным героям, понимать обобщающий смысл образов комедии.

Сочинение.

Зачет.

II четверть

26-38

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта. Лирика. «Евгений Онегин»

Презентация. Портреты писателя. Фрагменты оперы «Евгений Онегин», романсы на стихи Пушкина. Лекция учителя, беседа, анализ художественного текста, составление характеристики литературного героя. Тематика и особенности лирики.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Изобразительно-выразительные средства литературы.

Формирование представления о А.С. Пушкина как гениальном поэте в русской и мировой литературе.

Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя, восприятие романа современниками А.С. Пушкина и в наши дни. Уметь анализировать текст романа с точки зрения его идейных и художественных особенностей,

Сочинение.

Зачет.

39-48

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лирика. «Герой нашего времени».

Презентация. Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции рисунков поэта, романсы на стихи М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения. Аналитическое чтение. Особенности лирики Лермонтова. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

Формирование представление о М.Ю. Лермонтове как личности яркой, неординарной с трагической судьбой. Формирование навыков самоанализа через анализ внутреннего мира литературных героев.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи, отношения в ходе анализа текста художественного произведения.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Понимать особенности произведения М.Ю. Лермонтова как психологического романа.

Сочинение.

Зачет.

III четверть

49-58

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Шинель». «Мертвые души».

Презентация. Репродукции иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя. Обзор содержания поэмы «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Беседа, анализ художественного текста, составление характеристики литературного героя.

Формирование чувства патриотизма

Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Понимать обобщающий смысл образов поэмы, уметь давать характеристику литературным персонажам.

Сочинение.

Зачет.

59-60

Лирика второй половины XIX в. Н.А. Некрасов.

Ф. И. Тютчев.

А.А. Фет. Лирика.

Презентация. Проблематика лирики Некрасова, Тютчева, Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Формирование навыков работы по алгоритму

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.

Уметь выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Анализ стихотворения

61-63

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Первая любовь».

Презентация. Лекция учителя. Анализ текста художественного произведения. Образ тургеневской девушки в повести.

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношений к себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять общественные явления и процессы в ходе анализа художественного текста.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Анализ эпизода.

64-67

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность».

Презентация.. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

Формирование стремления к самоанализу, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Сочинение по эпизоду произведения.

68-70

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Маленькая трилогия».

Презентация ». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Тема «футлярной» жизни. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста произведения.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Сочинение.

71

Русская литература XXвека: пути развития и жанровое своеобразие.

Презентация. Многообразие жанров и направлений литературы XX века. Лекция учителя. Составление конспекта.

Формирование стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.

Познавательные: объяснять литературные явления и процессы в ходе прочтения литературоведческих текстов и анализа художественных

Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений литературы XX века

Конспект.

72-73

М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра».

Презентация. Портреты писателя. Комментированное чтение. Составление характеристики литературного героя.

Формирование мотивации к исследовательской работе.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять явления в ходе анализа художественного произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Сочинение-миниатюра.

74-76

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».

Презентация, портреты писателя, иллюстрации к произведениям И.А. Бунина. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Формирование познавательного интереса

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять общественные явления в ходе анализа текста художественного произведения.

Сочинение по проблематике рассказа.

77-80

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце».

Презентация. Жизнь и судьба писателя. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять общественные явления. Процессы. Отношения в ходе анализа текста художественного произведения.

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Сочинение.

IV четверть

81

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

Презентация. Многообразие литературных течений поэзии Серебряного века. Лекция учителя, сообщения учащихся.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Знать особенности литературных течений поэзии Серебряного века.

Конспект лекции (реферат).

82-83

А.А. Блок. Лирика.

Презентация. Портреты. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.

Уметь анализировать тексты лирических произведений, определять идею, выявлять художественные особенности.

Анализ стихотворения (по выбору учащихся).

84-85

С.А. Есенин. Лирика.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа лирики поэта.

Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.

85-86

В.В. Маяковский. Лирика.

Презентация. Основные мотивы лирики. Новаторство поэзии Маяковского.

Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.

87

А.А.Ахматова. Лирика.

Презентация, портреты. Лекция учителя. Чтение и комментирование стихотворений. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.

88

М.И. Цветаева. Лирика.

Презентация. Стихи о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.

89

Н.А.Заболоцкий. Лирика.

Чтение и анализ стихотворений.. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики.

Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.

90-91

М.М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Презентация. Фрагменты фильма «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста произведения.

Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Сочинение.

92

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Лирика.

Презентация. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Формирование навыка работы по алгоритму.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.

Уметь анализировать тексты лирических произведений, определять идею, выявлять художественные особенности.

Анализ стихотворения.

93-95

Произведения о Великой Отечественной войне.

Презентация. Чтение учащимися стихотворений на военную тематику. Песни на стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне, фрагменты фильмов. Репродукции картин. Беседа.

Воспитание чувства патриотизма.

Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Знать жанровое своеобразие литературы о Великой Отечественной войне, уметь выразительно читать лирические произведения, проводить их анализ.

Сообщение (реферат).

96-99

Герои и проблемы современной прозы. (В.М.Шукшин, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин).

Презентация. Беседа. Анализ художественного текста.

Формирование важнейших духовно-нравственных качеств личности.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи, отношения в ходе анализа текста художественного произведения.

Уметь анализировать художественный текст с точки зрения идейных и художественных особенностей.

Сочинение по одному из произведений.

100-101

Зарубежная литература

(У. Шекспир,

Ж-Б. Мольер).

Комментированное чтение. Анализ фрагментов произведений.

Формирование интереса к зарубежной литературе..

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять психологические особенности литературных героев в ходе анализа произведения.

Знать сюжет, систему образов, идею, художественные особенности произведений.

102

Обобщающий урок.

Беседа. Викторина.

Формирование навыков рефлексии.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять литературный процесс в ходе составления опорного литературоведческого материала.

Обобщающий тест.


© 2010-2022