Урок-соревнование Мифологическая регата (6 класс)

Описание содержания мероприятия:I.ОргмоментII. Начало игры – регаты:1. Конкурс «Античная мифология и литература» (выходит 1-й игрок, бросает кубик, ведущий задает 1 вопрос)2. Конкурс эрудитов фразеологии (разъяснение смысла фразеологизмов в настоящее время).Сообщение учащегося о фразеологизме «Нить Ариадны»3. Конкурс «музыкальный» - конкурс для капитанов. 4. Конкурс – игра со зрителями «Изучаем языки» (пока готовятся капитаны).Загадки- складки на казахском и английском языках: Ночью чутко спит «...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - соревнование

«Мифологическая регата»

6 класс


Цели мероприятия: обобщить и повторить изученное по теме «Античная и славянская мифология»

Задачи мероприятия:

1. Развитие полилингвальной интеллектуальной личности, имеющей широкий кругозор и словарный запас;

2. Сформировать и продолжать формирование умений учащихся размышлять, обсуждать и строить собственные рассуждения;

3. Воспитание умение общения и культуры речи, помощь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

4. Воспитание любви к литературе, потребности наслаждаться процессом чтения.

Задача: обобщить и повторить изученное по теме «Античная и славянская мифология»

Форма проведения: нестандартная, урок-игра, урок-регата.

Оборудование:

1. интерактивная доска,

2. конверты, кубики,

3. сообщения учащихся,

4. диск «Русская литература»,

5. плакаты с кроссвордами, загадками на казахском языке,

6. сладкие призы, медали

Оформление:

На столе 5 пронумерованных конверта, игроки от 2-х команд по очереди бросают кубик и в соответствии с выпавшей цифрой ведущий задаёт вопрос. Выигрывает та команда, которая больше наберёт медалей. Выбирается жюри «Совет аксакалов»


Ход мероприятия:

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя (игра начинается с вопроса):

- Что называется мифом? (Слово миф греческое и буквально означает сказание, предание).

Учитель добавляет, что это не только собрание рассказов о мире, о богах и героях, это система представлений о мире, осмысление мира и вживание в его явления. Ещё в 19 веке Владимир Иванович Даль дал этому слову своё толкование: «Иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Баснословие, боговщина».

С мифами связаны все стороны нашей жизни: имена, фамилии, календари, медицина, государственная символика, астрономия, астрология.

- Сегодня мы, ребята, совершим своего рода виртуальные гонки в мир античной и славянской мифологии.

I этап. «Античная мифология и литература»

Выходит 1 игрок, бросает кубик, ведущий задаёт вопрос.

1.Боги Зевс (Юпитер), Посейдон (Нептун) и Аид(Плутон). Над чем эти боги властвуют? (Небо, вода, подземное царство).

2. О какой женщине идёт речь в строчке: «из-за неё мы бились год за годом?» (О Елене Прекрасной)

3. Родина Одиссея - это …

(Итака)

4. Как в эпизоде с сиренами отразились хитрость и мудрость Одиссея?(Он покорно позволил привязать себя к мачте корабельной «чтобы песни лирной и свирельной соблазн опасный испытать»).

5. Назовите имя мальчика, о котором идёт речь в стихах А. Блока. Какую рану он нанёс старику?

- Что у тебя за игрушки?

- Их подарила мне мать.

- Видно ты стрелы из лука

Славно умеешь пускать?

(Амур. А рана - сердечная, любовная)

6. Кто освободил Прометея и что вы знаете об этом герое?

(Геракл. Подвиги Геракла)

7. В своей поэме он давал практические советы, как заниматься крестьянским трудом, и житейские наставления, а также использовал мифы о Прометее, о Золотом веке и другие. Кто автор поэмы и как она называется?

(Гесиод «Труды и дни»)

8. Какой Бог покровительствует музам? И каких муз вы знаете?

(Бог Аполлон. Девять муз: Каллиопа - муза этической поэзии, Эвтерна - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии, Полигимния - муза священных гимнов).

II этап. «Конкурс эрудитов фразеологии античности» (командам)

-Назвать как можно больше фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, связанных с античной мифологией. Объясните смысл одного выражения в настоящее время.

(Авгиевы конюшни, яблоко раздора, ахиллесова пята, ящик Пандоры, прокрустово ложе, дамоклов меч, Троянский конь, между Сциллой и Харибдой, бочка Данаид, нить Ариадны).

Разъяснение смысла фразеологизма в настоящее время.

Ахиллесова пята - уязвимое место, слабая сторона.

Авгиевы конюшни - трудно выполняемая запущенная работа.

Дамоклов меч - нависшая, надвигающаяся, угрожающая опасность.

Троянский конь - тайный, коварный замысел, подарок, несущий опасность.

Между Сциллой и Харибдой - между двух опасностей.

Бочка Данаид - бесполезная, бессмысленная работа.

Сообщение учащегося: Нить Ариадны - способ выйти из затруднительной ситуации, положения.

(Выражение связано с мифом о Тесее, афинском герое, который убил чудовище - минотавра, полу быка - получеловека. Обречённый на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Тесей воспользовался нитью, которую дала ему Ариадна, полюбившая героя. Эту нить Тесей прикрепил у входа в лабиринт и всё время разматывал её, что и помогло ему найти выход).

III этап. «Музыкальный конкурс», конкурс для капитанов. Капитанам предлагается придумать слова, в которых повторялись бы название нот. Побеждает тот, кто назовёт слово последним. Например:

Си-ре-на, фа-соль, пе-ре-ми-ри-е.

Ми-на, до-ро-га, фа-не-ра, си-ла.

IV этап. Игра со зрителем (пока готовятся капитаны)

Учитель: На своих уроках я большое внимание уделяется полиязычию.

Начнём складные минутки казахского языка. Предлагается отгадать слово а переводе на русский язык. Главное - запоминайте их произношение на обоих языках. А уважаемые судьи будут вести счёт.

Ночью чутко спит «вполглаза»

Он чужих почует сразу

Если что полезет в драку

Этот сторож ит …(собака)

Как на троне, в кресле важно

Развалился он вальяжно.

Никаких забот не знает,

Где хочет - там гуляет

От царя зверей свой род

Он ведёт - мысық …(кот)

Неуклюжий, косолапый

Этот увалень - растяпа.

В сказке - добрый, простодушный

В цирке - тихий и послушный

Правда может и взреветь.

Берегись: аю - (медведь)

С ветки прыгает на ветку

Пышнохвостая кокетка.

Любит спелые орешки,

Вертит колесо успешно

По деревьям рыжей стрелкой носится тиiн (белка)

В районе не престижном

Живёт царевна книжная.

Прыгает и скачет зелёный мячик

Что за попрыгушка?

Бақа это (лягушка)

Я изящно извиваюсь

И со вкусом одеваюсь,

В облегающих нарядах

Совершаю променады

Берегись! Опасна я

Звать меня жылан (змея)

V этап. Слово учителя о роли мифов в нашей жизни.

С мифами связаны все стороны нашей жизни: имена, фамилии, жилище, медицина, календари и многое другое. К персонажам славянских мифов не раз обращались русские писатели, художники, композиторы. Славянская мифология нашла отражение во многих произведениях В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Майкова, в ней находили сюжеты для своих опер Н.А. Римский-Корсаков и А.К.Лядов, она послужила источником творчества художников В.М.Васнецова и И.Я.Билибина.

Попробуем и мы поближе познакомиться с древнеславянскими божествами, без которых невозможно представить русскую культуру.

VI этап. Сообщение учащегося о славянской мифологии (с привлечением интерактивной доски).

VII этап. Конкурс «Славянская мифология и литература». Выходит игрок, бросает кубик.

1. Деревянный идол с серебряной головой и золотыми усами. Его оружие-лук и стрелы, боевой топор и палица. Он бог грозы, грома и молний. Он главное божество в славянской мифологии. Кто это?

(Перун)

2. Какое языческое действо описывается в «Ночи перед Рождеством»?

(Колядование)

3. Этой богине посвящался пятый день недели-пятница. В вышивках её изображали с гребнём в руках или руками-гребнями. Это древнейшая хранительница рода, его детей, традиций и околодомашнего пространства. Назови её.

(богиня Макошь или Мокошь)

4. Назови представителей низшей славянской мифологии (русалка, кикимора, домовой, чёрт)

5. Какое устойчивое выражение в современном русском языке соотносится с четвергом, т.е. Перуновым днём?

(После дождичка в четверг)

6. Что делали с чучелом Масленицы в конце недели?

(Его сжигали)

7. Кого в народном мифе о солнце называли «Ярилиным сыном»

(Человека)

8. Слова «Еду, еду в чистом поле…» -это фрагмент из какого произведения?

(стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»)

VIII этап. Конкурс - тестовые задания по разделу «Славянская мифология и литература»

(дополнительное задание)

IX этап. Подведение итогов. Учитель вручает команде-победительнице призы и медали отдельным отличившимся ребятам.


© 2010-2022