Разработка урока по теме Обособленные определения и приложения

Тема: « Обособленные определения и приложения» Уровень образования Основное общее образование Класс 8 Предмет Русский язык УМК Учебник «Русский язык», авторы С.Г. Бархударов и др. Тип урока Урок повторение изученного. Цели урока Закрепить и обобщить: понятие об обособлении, роли обособленных членов в предложении;значение термина “обособление”;деление обособленных членов на группы.Уметь:интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;различать основны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Обособленные определения и приложения»

Уровень образования

Основное общее образование

Класс

8

Предмет

Русский язык

УМК

Учебник «Русский язык», авторы С.Г. Бархударов и др.

Тип урока

Урок повторение изученного.

Цели урока

Закрепить и обобщить:

понятие об обособлении, роли обособленных членов в предложении;

значение термина "обособление";

деление обособленных членов на группы.

Уметь:

интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

различать основные признаки обособленных членов предложения.

Увидеть:

значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи.

Систематизировать:

имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных оборотах.

Развивать:

взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне.

Формы работы

индивидуальная, групповая, коллективная.

Технологии

ИКТ - технологии, дифференцированный подход, личностно-ориентированный подход.

Методы

Проектный, проблемный, творческий, частично-поисковый

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, электронный "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю Шведовой.

Раздаточный материал

Карточки с заданиями (Приложение 1 и 2)

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2. Словарно-орфографическая работа.

(По) боевому пути, (н…) кого, ни(у)кого,настежь…,кое (как), где(то), свеж(о,е),

держался мужестве(н,нн)о, (не) зная правил.

3. Словарная работа.

Учитель: Заглянем в словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:

Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.

ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Изучению какой темы подведем итог?

-Обособление определений и приложений.

4. Работа в группах. Класс разделен на пять групп, каждая группа получает задание, готовит ответ.

Капитаны групп получают задания и начинают работать.

Задание 4.1.

  1. Понятие об определении, приложении, причастном и адъективном оборотах

  2. Понятие об обособлении определений.

Задание 4.2

  1. Согласованные определения.

  2. Обособление согласованных определений

Задание 4.3

Задание 4.4.

  1. Приложение.

  2. Обособление приложений.

Задание 4.5.

Разбор предложения.

Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные, богатые цвета.

5. Индивидуальная работа. Разбор предложения, расставить и объяснить знаки препинания, начертить схемы предложений.

Задание 5. На интерактивной доске записаны предложения, устно назвать грамматическую основу, определение.

  1. По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит. (А.С. Пушкин)

(В этом предложении обособленной определение -зимней, скучной_ -два согласованных определения стоят определяемого слова)

  1. Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке.(А.П. Чехов)

- обособленное приложение дочь отставного коллежского асессора Племянникова - это распространенное приложение стоит после имени собственного и уточняет его.

  1. Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу. (И.С. Тургенев)

Обособленное приложение с союзом как имеет значение причины.

  1. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой (М. Лермонтов) - обособленное нераспространенное определение - мятежный просит бури - относится к личному местоимению.

  2. Между тучами и морем гордо реет буревестник, черной молнии подобный. (М.Горький) - обособленное определение черной молнии подобный согласованное распространенное определение стоит после определяемого существительного.

  3. Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель.(А.Герцен) - обособленное согласованное распространенное определение - истощенный усилиями и лишениями - имеет добавочное обстоятельственное значение.

6. Вывод. Какой вывод вы можете сделать об использовании обособленных определений в речи?

Учитель. Выполняя следующее задание, вы почувствуете себя мастерами слова.

7 . Работа по картине. Рассмотрите репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Это картина - поэтический рассказ о весне, о весеннем небе, о начинающем таять снеге. Это полотно - гимн русской природе, тронутой дыханием весны.

Опишите, что вы видите на картине. Для этого образуйте от данных словосочетаний причастные обороты и употребите их в качестве обособленных и необособленных определений.

Грачи( прилететь с юга, деловито вить гнезда, провозглашать радостным гомоном приход долгожданной весны, с криком опуститься на ветви берез.)

Снег (слегка побуреть, покрываться тонкой ледяной корочкой, давно потемнеть, таять под лучами неяркого весеннего солнца)

Воздух (звенеть от гомона грачей, запахнуть весной)

Березки ( заждаться тепла, покривиться от времени)

Церквушка (виднеться между искривленными стволами берез)

Забор (обласкать теплым светом, освещать весенним солнцем, отбросить холодные синие тени на посеревший снег)

Лес (узкой полоской синеть на горизонте, едва виднеться вдали)

Облака (нежно голубеть, пропитать нежным весенним воздухом)

Пруд (освободиться ото сна)

8. Домашнее задание.

Опишите картину А.С. Саврасова «Грачи прилетели», используя обособленные и необособленные определения, деепричастные обороты. Обозначить все определения и обстоятельства.

9. Итог урока. Выставление отметок учащимся.

© 2010-2022