Урок русского языка в з классе на тему «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 3 классе

Тема: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного, актуализировать знания о морфологических признаках имен существительных .

Задачи:

- обучающие

ввести понятие «род имён существительных» через организацию подводящего диалога; организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путём наблюдения; учить определять род существительных;

- развивающие

развивать умения выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов; организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путём наблюдения;

- воспитательные

воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, воспитывать любовь и уважительное отношение к родным.

УУД , формируемые на уроке:

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Коммуникативные:

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в паре.

Познавательные:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- выполнять универсальные логические действия.

Регулятивные:

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор.

Наглядные пособия: презентация, ребус, алгоритм работы по определению рода существительного, таблица (карточки)

Ключевые слова: имя существительное, мужской, женский и средний род.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык 3 класс», тетрадь.

Ход урока

I. Психологический комфорт

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись, тихо сели.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас буду вести я. Меня зовут Венера Руфкатовна.

II. Актуализация знаний.

1. -А теперь все посмотрели на доску. К вашему вниманию ребус

-Что это за слово? ( семья) СЛАЙД 1

- Ребята, давайте с вами перед минуткой чистописания выполним

2. Физминутку для рук о семье

Большой палец - дедушка

Указательный - бабушка

Средний палец - папа

Безымянный - мама

А мизинчик - это я

Это вся моя семья

Все сели прямо, положили тетради под наклоном и пишем.

3. Чистописание

Запись в тетрадях: Двадцать второе января.

Классная работа.

- Ребята, продолжите фразу: в семье есть? ( учащиеся произносят слова, а учитель прикрепляет их на доску -- дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, дочь)

-Что у нас получилось? ( солнце)

-Ребята, скажите а что даёт нам солнце? (Солнышко дает нам свет и тепло)

- Правильно, А какие взаимоотношения в семье должны быть? ( в семье должны быть добрые, тёплые взаимоотношения.)

- На какой вопрос отвечают данные слова? (кто?)

-Какой части речи относятся? (имя существительное)

-Какие существительные? ( одушевлённые)

- А теперь вместе подумаем и скажем на какие группы их можно разделить?

( по слогам, по окончаниям, по возрасту, мужской и женский)

- Давайте самостоятельно разделим и запишем их в тетрадях

дедушка мама

папа сестра

сын дочь

брат бабушка

-А теперь ребята проведем взаимопроверку ответов, передаём друг другу тетради : с помощью слайда проверим их правильность :если всё правильно поставьте на полях знак «+», а если есть ошибки знак «-» СЛАЙД 2

- По какому признаку вы их разделили?( мужской и женский) СЛАЙД 3

- Так какие это существительные? (одушевлённые)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: одушевлённые существительные можно разделить по полу или по смыслу на 2 группы

III. Постановка проблемы

-На какой вопрос отвечает слово солнце? (что?)

- К какой части речи относится? (существительное)

- Какое это существительное?( Неодушевленное)

- Ребята, а слово солнце к какой группе можно отнести? К 1 группе можно? А ко 2 группе? Значит какой вопрос возникает? Есть ли 3 группа слов?

Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

-Значит ребята о чём мы сегодня будем говорить на уроке ?

Тема нашего урока: Имена существительные мужского, женского и среднего рода . СЛАЙД 4

-Какие цели мы перед собой поставим? СЛАЙД 5

1. Повторить и закрепить знания о существительных.

2. Научиться определить род имён существительных

3. Выявить признаки определения рода существительных

IV. Открытие нового

- В русском языке очень много «тайн», в том числе можно рассказать историю происхождения рода существительных. Что такое род? Это семья или родня. Какая же родня у имени существительного?

- Давным-давно имя существительное путало своих родственников т.к. они были похожи. Однажды оно издало указ «Кто узнает секрет как их различать, тот будет награждён». Услышали это муж с женой из другого города. Муж набрал много слов и сказал «пусть они будут мои». Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!» А все остальные слова остались на середине-лишние. Пришли они к существительному и говорят:

Муж: « К моим словам я обращаюсь он, мой» подставить 1 столбик карточку

Жена: «А к своим я скажу - она, моя» 2 столбик

- Ребята, как назвать род слов мужа?

Мужской род - вкратце пишем так М.Р.

- А к словам жены? ( женский род) Ж.Р.

- Как назвать род слов, которые остались по середине? мужской или женский?

Тогда существительное сказало:

-Если эти слова остались в середине, то давайте назовём их средний род

- Итак, с какими словами обратимся к среднему роду? 3 столбик оно, моё Ср.р.

Работа группах

- Сегодня мы с вами будем работать в группах

-А давайте вместе с вами вспомним правила работы в группах СЛАЙД 6

- Ребята, рассказывая сказку, расставила карточки беспорядочно, вы поможете мне привести их в порядок?

1 группа м.р 2 группа ж.р 3 группа ср.р

Обсуждаем в группе и 1 прадставитель из группы выходит переставляет карточки.

м.р ж.р. с.р.

он она оно

мой моя моё

- Вы все согласны

Для того, чтобы лучше запомнить имя существительное придумало стихотворение - прочитайте про себя Слайд 7

А теперь вслух читаем таким образом

девочки первые 2 строки, мальчики 3-4 строчки, про средний род читаем вместе

Женский род запомню я

И скажу: « Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой»

Средний род: - «Оно моё»!

Это правило твоё!

- Ребята перед вами картинки. внимательно посмотрите на них и скажите что нарисовано в них?

- Какой вопрос мы к ним поставим? (что?)

- Каким одним словом их можно назвать? ( игрушки)

- Ребята как называется по математике предметы которые можно объединить в одну группу? ( множество)

- А один предмет из этого множества? ( элемент множества)

- В русском языке какой части речи относятся эти слова? ( имя существительное)

- Какие это существительные?

- Давайте определим их род. Переставьте картинки по столбикам.

А теперь к доске выйдут представители 1, 2, 3 группы, а остальные проверяют на местах

- Почему ты отнесла в мужской род? Почему в женский род? Средний род?

- Вы согласны. Молодцы, ребята!

- А какой вывод можно сделать о неодушевлённых существительных?

Вывод: Неодушевлённые имена существительные могут быть в мужском, женском и среднем роде.

Физминутка

3. Игра выполни правильно

- Я буду называть имена существительные, а вы выполните движения:

М.р. - топните

Ж.р. - хлопните в ладоши

С.р. - присядьте.

Лист, ягода, небо, птица, орех, золото, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако.

V. Закрепление изученного.

1. Продолжая работу выполняем по учебнику упражнение 234.

Работа в парах

Перед работой на доске давайте вместе с вами попробуем составить

алгоритм работы

Что мы будем делать в начале? А потом?

Алгоритм работы:

- Читаю слово.

- Ставлю слово-подсказку.

- Выделяю окончание.

- Делаю вывод и записываю СЛАЙД 7

- Подчёркиваем орфограмму и проговариваем.

-Какой вывод нужно сделать?

Вывод: существительные мужского рода имеют нулевое окончание, -а, -я,

- Женского рода нулевое окончание, -а, -я

- Среднего рода -о, -е, -я.

2. Проверяем свои выводы с учебником, читаем правило. (читает 3 ученика

по каждому роду)

3. Работа в группах «Составление памятки», для того чтобы лучше запомнить признаки определения существительных по родам, СЛАЙД 8 После выполнения 1 группа читает про мужской род, 2 группа про женский род, 3 группа про средний род

Вывод: существительные делим по родам с помощью слов м.р. он, мой, ж.р. она , моя, с.р. оно моё , а также с помощью окончаний

VI. Рефлексия.

-Ребята , давайте вспомним с вами какие цели мы поставили к сегоднешнему уроку?

Слайд 9 Цели

Слайд 10

- Я узнал ….

  • Я научился ….

  • Было трудно …

  • Было интересно ….

  • У нас получилось ….

Оценивание Мне понравилась работа ….группы

Они вместе выполняли

Д/З упр 235 с.21


© 2010-2022