- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в з классе на тему «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»
Урок русского языка в з классе на тему «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гареева В.Р. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока в 3 классе
Тема: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного, актуализировать знания о морфологических признаках имен существительных .
Задачи:
- обучающие
ввести понятие «род имён существительных» через организацию подводящего диалога; организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путём наблюдения; учить определять род существительных;
- развивающие
развивать умения выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов; организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путём наблюдения;
- воспитательные
воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, воспитывать любовь и уважительное отношение к родным.
УУД , формируемые на уроке:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Коммуникативные:
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в паре.
Познавательные:
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- выполнять универсальные логические действия.
Регулятивные:
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор.
Наглядные пособия: презентация, ребус, алгоритм работы по определению рода существительного, таблица (карточки)
Ключевые слова: имя существительное, мужской, женский и средний род.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык 3 класс», тетрадь.
Ход урока
I. Психологический комфорт
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас буду вести я. Меня зовут Венера Руфкатовна.
II. Актуализация знаний.
1. -А теперь все посмотрели на доску. К вашему вниманию ребус
7Я
-Что это за слово? ( семья) СЛАЙД 1
- Ребята, давайте с вами перед минуткой чистописания выполним
2. Физминутку для рук о семье
Большой палец - дедушка
Указательный - бабушка
Средний палец - папа
Безымянный - мама
А мизинчик - это я
Это вся моя семья
Все сели прямо, положили тетради под наклоном и пишем.
3. Чистописание
Запись в тетрадях: Двадцать второе января.
Классная работа.
- Ребята, продолжите фразу: в семье есть? ( учащиеся произносят слова, а учитель прикрепляет их на доску -- дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, дочь)
-Что у нас получилось? ( солнце)
-Ребята, скажите а что даёт нам солнце? (Солнышко дает нам свет и тепло)
- Правильно, А какие взаимоотношения в семье должны быть? ( в семье должны быть добрые, тёплые взаимоотношения.)
- На какой вопрос отвечают данные слова? (кто?)
-Какой части речи относятся? (имя существительное)
-Какие существительные? ( одушевлённые)
- А теперь вместе подумаем и скажем на какие группы их можно разделить?
( по слогам, по окончаниям, по возрасту, мужской и женский)
- Давайте самостоятельно разделим и запишем их в тетрадях
дедушка мама
папа сестра
сын дочь
брат бабушка
-А теперь ребята проведем взаимопроверку ответов, передаём друг другу тетради : с помощью слайда проверим их правильность :если всё правильно поставьте на полях знак «+», а если есть ошибки знак «-» СЛАЙД 2
- По какому признаку вы их разделили?( мужской и женский) СЛАЙД 3
- Так какие это существительные? (одушевлённые)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: одушевлённые существительные можно разделить по полу или по смыслу на 2 группы
III. Постановка проблемы
-На какой вопрос отвечает слово солнце? (что?)
- К какой части речи относится? (существительное)
- Какое это существительное?( Неодушевленное)
- Ребята, а слово солнце к какой группе можно отнести? К 1 группе можно? А ко 2 группе? Значит какой вопрос возникает? Есть ли 3 группа слов?
Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
-Значит ребята о чём мы сегодня будем говорить на уроке ?
Тема нашего урока: Имена существительные мужского, женского и среднего рода . СЛАЙД 4
-Какие цели мы перед собой поставим? СЛАЙД 5
1. Повторить и закрепить знания о существительных.
2. Научиться определить род имён существительных
3. Выявить признаки определения рода существительных
IV. Открытие нового
- В русском языке очень много «тайн», в том числе можно рассказать историю происхождения рода существительных. Что такое род? Это семья или родня. Какая же родня у имени существительного?
- Давным-давно имя существительное путало своих родственников т.к. они были похожи. Однажды оно издало указ «Кто узнает секрет как их различать, тот будет награждён». Услышали это муж с женой из другого города. Муж набрал много слов и сказал «пусть они будут мои». Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!» А все остальные слова остались на середине-лишние. Пришли они к существительному и говорят:
Муж: « К моим словам я обращаюсь он, мой» подставить 1 столбик карточку
Жена: «А к своим я скажу - она, моя» 2 столбик
- Ребята, как назвать род слов мужа?
Мужской род - вкратце пишем так М.Р.
- А к словам жены? ( женский род) Ж.Р.
- Как назвать род слов, которые остались по середине? мужской или женский?
Тогда существительное сказало:
-Если эти слова остались в середине, то давайте назовём их средний род
- Итак, с какими словами обратимся к среднему роду? 3 столбик оно, моё Ср.р.
Работа группах
- Сегодня мы с вами будем работать в группах
-А давайте вместе с вами вспомним правила работы в группах СЛАЙД 6
- Ребята, рассказывая сказку, расставила карточки беспорядочно, вы поможете мне привести их в порядок?
1 группа м.р 2 группа ж.р 3 группа ср.р
Обсуждаем в группе и 1 прадставитель из группы выходит переставляет карточки.
м.р ж.р. с.р.
он она оно
мой моя моё
- Вы все согласны
Для того, чтобы лучше запомнить имя существительное придумало стихотворение - прочитайте про себя Слайд 7
А теперь вслух читаем таким образом
девочки первые 2 строки, мальчики 3-4 строчки, про средний род читаем вместе
Женский род запомню я
И скажу: « Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой»
Средний род: - «Оно моё»!
Это правило твоё!
- Ребята перед вами картинки. внимательно посмотрите на них и скажите что нарисовано в них?
- Какой вопрос мы к ним поставим? (что?)
- Каким одним словом их можно назвать? ( игрушки)
- Ребята как называется по математике предметы которые можно объединить в одну группу? ( множество)
- А один предмет из этого множества? ( элемент множества)
- В русском языке какой части речи относятся эти слова? ( имя существительное)
- Какие это существительные?
- Давайте определим их род. Переставьте картинки по столбикам.
А теперь к доске выйдут представители 1, 2, 3 группы, а остальные проверяют на местах
- Почему ты отнесла в мужской род? Почему в женский род? Средний род?
- Вы согласны. Молодцы, ребята!
- А какой вывод можно сделать о неодушевлённых существительных?
Вывод: Неодушевлённые имена существительные могут быть в мужском, женском и среднем роде.
Физминутка
3. Игра выполни правильно
- Я буду называть имена существительные, а вы выполните движения:
М.р. - топните
Ж.р. - хлопните в ладоши
С.р. - присядьте.
Лист, ягода, небо, птица, орех, золото, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако.
V. Закрепление изученного.
1. Продолжая работу выполняем по учебнику упражнение 234.
Работа в парах
Перед работой на доске давайте вместе с вами попробуем составить
алгоритм работы
Что мы будем делать в начале? А потом?
Алгоритм работы:
- Читаю слово.
- Ставлю слово-подсказку.
- Выделяю окончание.
- Делаю вывод и записываю СЛАЙД 7
- Подчёркиваем орфограмму и проговариваем.
-Какой вывод нужно сделать?
Вывод: существительные мужского рода имеют нулевое окончание, -а, -я,
- Женского рода нулевое окончание, -а, -я
- Среднего рода -о, -е, -я.
2. Проверяем свои выводы с учебником, читаем правило. (читает 3 ученика
по каждому роду)
3. Работа в группах «Составление памятки», для того чтобы лучше запомнить признаки определения существительных по родам, СЛАЙД 8 После выполнения 1 группа читает про мужской род, 2 группа про женский род, 3 группа про средний род
Вывод: существительные делим по родам с помощью слов м.р. он, мой, ж.р. она , моя, с.р. оно моё , а также с помощью окончаний
VI. Рефлексия.
-Ребята , давайте вспомним с вами какие цели мы поставили к сегоднешнему уроку?
Слайд 9 Цели
Слайд 10
- Я узнал ….
-
Я научился ….
-
Было трудно …
-
Было интересно ….
-
У нас получилось ….
Оценивание Мне понравилась работа ….группы
Они вместе выполняли
Д/З упр 235 с.21