Выступление на заседании педагогического совета на тему: Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бондарева Н.В., учитель русского языка и литературы

МКОУ "ООШ №2" г. Лиски Воронежской области



Выступление на заседании педагогического совета на тему:

"Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы"

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащихся. Назначение личностно -ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Речь не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных, а о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, заложенных в нём изначально. Для обеспечения на уроке личностно ориентированной ситуации выработаны нетрадиционные методы: метод дискуссии, метод творческого самовыражения ( через литературное творчество, через общение с природой, искусством, наукой, игровые методы). Метод чтения вслух предполагает работу с текстами в непосредственном и образном смыслах, задача учителя при работе данным методом - ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Таким образом, для реализации главной идеи ребёнок включает свой опыт и, стало быть, свою индивидуальность. Подросток "примеривает" проблему на себя, на свои возможности, на свои стремления, оценки, на то, как он их принимает. Метод чтения вслух используется как приём интроспективного анализа, когда материал произведения используется как конкретный 1) способ обращения к себе; 2) как приём в методе передачи знаний, когда содержание в тексте несёт непосредственное значение о психологических явлениях; 3) как приём в проблемном обучении для постановки задач; 4) как непосредственная иллюстрация феномена. Например, описание гнева, радости, конфликта, любви. Для самого подростка метод выступает как способ исследования своей личности. Например, Лермонтов "Бородино". Зачитываем строки подготовки к сражению. Сам бой, где накал движений выражается в ряде глаголов и всего лишь в одном эпитете "кровавый бой". Просим учащихся представить себе картину и подумать, с какой целью использует ряд глаголов и эпитетов "кровавый". Дети находят ответ: "Чтобы показать весь ужас происходящего". Методы и приёмы на уроках русского языка.

1. Эвристическая беседа.

5 класс. Тема: "Синтаксис и пунктуация".

В ходе беседы составляются и записываются словосочетания и предложения из слов 3-х колонок, где выбираются такие, которые имеют отношение друг к другу. Их ставят рядом, связывают, таким образом, получаются словосочетания, затем предложения, объединённые общей темой, то есть, текст.

2. Игра "Кто больше?"

Записать однокоренные слова с корнями: -дрож-, -дол-, -да-, - един-.

3. Игра "Составь слово".

Составит слово, взяв из других слов указанные морфемы:

обговорить (приставку)

думать (корень) ОБДУМАТЬ

читать (суффикс)

петь (окончание)

4.Игра - шарада "Собери слово".

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Вся же - в дневнике я и в журнале.

ОЦЕНКА

Личностно -ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Цель: создание условия для осмысления лирики поэта; в процессе диалога обращение учащихся к пониманию себя, к высказыванию своего мнения по обсуждаемым проблемам, развитие готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Так повелось в нашем литературоведении , что ответ Онегина на письмо Татьяны, почему-то принято считать "отповедью", на худой конец - "сухим нравоучением".

Постановка проблемы. Пришло время разобраться. Как же точно назвать то, что "поведал" Онегин Татьяне. Для этого вы готовили лексическое значение слов "отповедь", "проповедь", "исповедь". Связь с предметом - русский язык; обращение к имеющимся знаниям учащихся. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова "Отповедь - ответ, содержащий резкий отпор чьему-либо выступлению, суждению". Вопрос ученикам: Как вы расцениваете ответ Онегина Татьяне? (Выслушивание разных точек зрения) Вывод учителя: Онегин провёл объяснение, не вызвав резко негативной реакции. Вопрос: Как же он этого добился? (Ученики высказывают свои доводы) Учитель: Был ли искренен главный герой с девушкой? Как Онегин охарактеризовал себя? Ученики: Монолог Онегина - исповедь , но Пушкин писал: "Так проповедовал Евгений". Учитель: С чем же мы имеем дело? С проповедью, с отповедью или исповедью, а может сухим нравоучением? Как бы вы поступили? Ученики высказывают свои точки зрения. Выявляется личностное отношение. Учитель: Объяснение Татьяны с Онегиным в 8-главе преимущественно отповедь - отстранение. Здесь и "резкий отпор", и "строгое возражение или осуждение чьих-либо слов, поступков, поведения"

Предлагается работа со словарями, самостоятельный поиск через межпредметную связь и дополнительную литературу. Рассмотрим значение приставок ис-, про-, от-. Ученики: Значение приставки ис- "направленность действий изнутри, из пределов чего-то". Приставка про- обозначает действие как предмет, "направленно действие в глубину чего- либо". Идёт разговор "из души в душу". Одно из многих значений приставки от- - "удаление, отдаление, отстранение отчего-либо". Учитель: Подводя итог сказанному, можно сказать, что все 3 определения объяснения Онегина с Татьяной - "исповедь", "проповедь", даже "отповедь" в какой-то мере, могут быть применимы при трактовке монолога Онегина. Как же должна выглядеть последовательность этих определений? Ученики: Во-первых, преимущественно - исповедь. Во- вторых, проповедь. В-третьих, в очень малой мере, но всё же - отповедь. Нет "резкого отпора", напротив мягко, бережно, тактично объяснил девушке ситуацию герой романа, но всё же Татьяну он отстранил. Иначе, почему Татьяна помнила "взгляд холодный" и тот "страшный час" у скамейки? ВЫВОД: Эффективность диалогического общения зависит от включения в содержание урока проблем, подобранных с учётом того, что сама жизнь диктует. Проблемное диалогическое общение представляет собой целостную систему знаний, вопросов, ситуаций, предполагающую постепенную, последовательное восхождение к всё большей самостоятельности учащихся.











© 2010-2022