Урок литературы по теме Славянская мифология и литература

Итоговый урок по разделу "Славянская мифология и литература" в шестом классе. Форма урока урок- игра.Основная работа ведётся в группах в виде соревнования. Класс делится на две команды – группы, они по очереди вынимают из мешочка бочонки лото с номерами и отвечают на вопросы под данным номером. Если команда не может дать ответ, то право ответа переходит к соперникам. Одновременно ведётся индивидуальная работа – ответы на дополнительные вопросы, которые фиксируются в оценочных листах. В конце уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русской литературе на тему «Славянская мифология и литература».

Автор: Агапова Т.В.

Тема урока: Славянская мифология и литература.

Цель урока: 1. обобщить и систематизировать сведения и знания,

полученные в ходе изучения раздела «Славянская мифология»;

2. проверка знаний, умений и навыков;

3. активизация мыслительной деятельности учащихся.

Форма урока - игра.


Оборудование: 1. Творческие работы учащихся - иллюстрации к

произведениям.

2. бочонки из лото с № 1 - 13, 80 (бабка), 90 (дед).

3. оценочный лист, в котором фиксируются ответы

учащихся.

Основная работа ведётся в группах в виде соревнования. Класс делится на две команды - группы, они по очереди вынимают из мешочка бочонки лото с номерами и отвечают на вопросы под данным номером. Если команда не может дать ответ, то право ответа переходит к соперникам. Одновременно ведётся индивидуальная работа - ответы на дополнительные вопросы, которые фиксируются в оценочном листе.

В конце урока подводится итог соревнования. Лучшим участникам присваиваются звания:

I - «Знаток славянской мифологии».

II - «Исследователь славянкой мифологии».

III - «Любитель славянской мифологии»,

вручаются грамоты.


«Всё чудесное - естественно,

всё естественное - чудесно»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами заканчиваем изучение раздела «Славянская мифология».

И наш заключительный урок будет проверки и оценки ваших знаний, умений и навыков.

Урок мы проведём в форме игры, будут творческие задания, и вопросы над которыми нужно будет подумать, прежде чем ответить.

Работать мы будем в группах, но и одновременно будут оцениваться индивидуальные ответы каждого из вас.

  1. Конкурс на лучшее название урока.

У нас урок - игра. Вы знаете много игр, но у нас будет игра отличная от других. И в начале урока вам предлагается первое творческое задание: подумайте до конца урока над тем, как мы назовём нашу игру. Не забывайте, что в названии должно быть отражено содержание урока.

  1. Основная часть урока - игры.



I. Работа в группах.

О каких образах идёт речь?

  1. «Ищи - свищи его в глуши корявой

А он из тьмы, подвыв слегка вослед.

Накорчит рож, и скорчится корягой

Лишь охнет мох, да цвиркнет короед.

И - засвистит! И отсвист диковатый

Прошелестит над дикою тропой! …

То (леший ) мой дурной!»

(Е. Кудаков «Леший»).

  1. «Ты лицо моё обнюхал,

Ты протопал по столу …

И опять мне дышишь в ухо -

В душу втискиваешь мглу.

И опять твои ладошки

По лицу скользят едва …

Говорят, ты вроде кошки

И не делаешь вреда.

Но зачем, почти что люто

Горло лапками мне сжал?

Очень страшная минута …

Чем тебе я помешал?»

(В.Муратовский «Домовой»).

  1. Мы бедные дочери озера светлого,

От чистоты и прохлады мы родились,

Пена, и тина, и травы нас нежат,

Легкий пустой камыш ласкает;

Зимой подо льдом, как под теплым стеклом;

Мы спим, и нам снится лето.

(З. Гиппиус «Песни русалок»)

  1. «В деревне он в избытке. В чугуне.

Он варит по субботам чечевицу,

Приплясывает сонно на огне,

Подмигивает мне, как очевидцу».

(«И.Бродский «В деревне бог живёт не по углам»).



  1. Спереди совершенно немец:

узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы имел яресковский голова, то он переломал бы их при первом козачке».

(Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - чёрт!)

  1. «Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою.

Однако ж она умела причаровывать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты) …

(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Солоха)





  1. «Ведут кого - то приземистого, дюжего косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни, выдавались засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли».

(Н.В. Гоголь «Вий»).

  1. … фигура, вся в белом, но в тени она казалась серою. У неё было страшно худое, до синевы бледное и совсем угасшее лицо, на голове всклоченные в беспорядке густые и длинные волосы. Глаза виделись яркие, воспалённые и блестящие болезненным огнём…

сверкание их из темноты глубоко впалых орбит было подобно сверканию горящих углей. У видения были тонкие худые руки, похожие на руки скелета …»

(Лесков «Приведение в Инженерном замке»).

  1. «В урочный час обычной чередою.

Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает

(Весну) свою угрюмая страна.

(А.Н.Островский «Снегурочка» - Весна).

  1. Живется мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут

Веселая была; плясало солнце,

От холода на утренней заре,

А к вечеру вставал с ушами месяц.

Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то- то мне раздолье и простор.

(А.Н. Островский «Снегурочка» - Дед Мороз).

  1. Мама,

Слыхала я и жаворонков пенье,

Дрожащая над нивами, лебяжий

Печальный клич над тихими водами,

И громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых;

песни (Леля)

Милее мне. И дни, и ночи слушать

Готова я пастушьи песни …»

(А.Н. Островский «Снегурочка» - Лель).

  1. Холодная (Снегурочка) погибла

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь с её чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось».

(А.Н. Островский «Снегурочка»).


  1. На вершине горы на несколько мгновений

Рассеивается туман, показывается (Ярило) в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человека, в левой ржаной сноп.

(А.Н. Островский «Снегурочка» - Ярило).

80. Баба.




90. Дед















Индивидуальные задания.

  1. Расскажите об этом в образе?

  2. В каких изученных произведениях идёт о нём речь?







  1. Каковы функции домового?

  2. Где его место в доме?

  3. О чём может предупреждать людей домовые?










  1. Какую роль выполняют русалки в славянской мифологии?







  1. «В деревне он в избытке» - кто он? И что значит в «избытке»?

  2. Есть ли, по - вашему, отличие между Богом, «живущим по углам» и богом, который «варит чечевицу»?

  3. Какой из этих богов более понятен деревенскому жителю?

  1. Где ещё мы встречаемся с «чертовщиной»? («Бесы» А.С.Пушкина)

  2. Какую роль играет образ чёрта в повести Гоголя?

  3. Какими нетрадиционными чертами внешности и характера наделил черта писатель?



  1. С какой ещё ведьмой Н.В.Гоголя мы знакомы?

  2. Сравните эти образы.



Солоха общее Паночка



Урок литературы по теме Славянская мифология и литератураУрок литературы по теме Славянская мифология и литература





  1. Что вы знаете об этом мифологическом образе?

  2. Чем заканчивается третья ночь для Хомы Брута? Какую роль здесь выполняют крик петуха?

  3. В каком ещё произведении мы читали об этом окончании «чертовщины» после крика петуха?

  1. Кем оказалось приведение Инженерного замка?

  2. Чему учит нас рассказ Н.С.Лескова?










  1. К кому из богов славянской мифологии Весна наиболее близка?

(Зимцерла - весна).





1.С каким богом наиболее близок образ Деда Мороза? (Зимерзла -зима).










  1. Кем является Лель в сказке?

  2. Что вы можете сказать об имени Лель, кому принадлежит это имя в славянской мифологии?

  3. Как по - вашему, случайно ли совпадение имен у бога, сына Лады и пастуха?




  1. Как вы думаете, к чему ближе образ Снегурочки к мифу или к сказке? Почему?

  2. Чем героиня Островского отличается от Снегурочки из народной сказки?


  1. Какие функции выполняет Ярило в славянской мифологии?

  2. Почему древние славяне называли его ещё богом - отцом человека?

  3. Какой обряд связывается с Ярилой?



  1. Кто такая Баба или Баба - Яга в представлении древних славян?

  2. Как изменился этот образ в период насаждения христианства?

1.Кто такой Дед, какие функции он выполнял в славянской мифологии.




  1. Прочитайте эпиграф на доске. Это своеобразная формула мифологии. Как вы понимаете данное высказывание?

  2. С каким произведением перекликается данная формула? («В деревне бог живёт не по углам»

И. Бродского).



  1. Работа над таблицей «Образы славянской мифологии».

Таблица заполняется по ходу основной части урока.

Боги

Берегини и духи

?

Вий

Домовой

Деревенский бог

Зимцерла (весна)

Русалки

Весна

Зимерзл (зима)

Чёрт

Дед Мороз

Лель

Ведьма

Снегурочка

Ярило

Баба- Яга



Дед



  1. На какие две группы условно можно разделить образы славянской мифологии?

  2. Какие функции выполняли берегини?

  1. Конкурс рисунков и поделок.

  2. Творческие задания.

    1. «Страшная история» о каком - либо представителе низшей славянской мифологии - русалке, водяном, домовом, кикиморе и др.

    2. Подведение итогов в конкурсе на лучшее название урока - игры.

  3. «Магический треугольник»


фольклор


мифология литература



  1. Можем ли мы говорить о связи фольклора и литературы с мифологией?

  2. Какие изменения претерпевают мифологические образы в фольклоре (сказках) и литературе?


Ф - изменены функции берегинь.

Л - изменение функций + авторская оценка.


  1. Итоги урока: I. «Знаток славянской мифологии».

    1. «Исследователь славянской мифологии».

    2. «Любитель славянской мифологии».



© 2010-2022