- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по теме Славянская мифология и литература
Урок литературы по теме Славянская мифология и литература
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агапова Т.В. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по русской литературе на тему «Славянская мифология и литература».
Автор: Агапова Т.В.
Тема урока: Славянская мифология и литература.
Цель урока: 1. обобщить и систематизировать сведения и знания,
полученные в ходе изучения раздела «Славянская мифология»;
2. проверка знаний, умений и навыков;
3. активизация мыслительной деятельности учащихся.
Форма урока - игра.
Оборудование: 1. Творческие работы учащихся - иллюстрации к
произведениям.
2. бочонки из лото с № 1 - 13, 80 (бабка), 90 (дед).
3. оценочный лист, в котором фиксируются ответы
учащихся.
Основная работа ведётся в группах в виде соревнования. Класс делится на две команды - группы, они по очереди вынимают из мешочка бочонки лото с номерами и отвечают на вопросы под данным номером. Если команда не может дать ответ, то право ответа переходит к соперникам. Одновременно ведётся индивидуальная работа - ответы на дополнительные вопросы, которые фиксируются в оценочном листе.
В конце урока подводится итог соревнования. Лучшим участникам присваиваются звания:
I - «Знаток славянской мифологии».
II - «Исследователь славянкой мифологии».
III - «Любитель славянской мифологии»,
вручаются грамоты.
«Всё чудесное - естественно,
всё естественное - чудесно»
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами заканчиваем изучение раздела «Славянская мифология».
И наш заключительный урок будет проверки и оценки ваших знаний, умений и навыков.
Урок мы проведём в форме игры, будут творческие задания, и вопросы над которыми нужно будет подумать, прежде чем ответить.
Работать мы будем в группах, но и одновременно будут оцениваться индивидуальные ответы каждого из вас.
-
Конкурс на лучшее название урока.
У нас урок - игра. Вы знаете много игр, но у нас будет игра отличная от других. И в начале урока вам предлагается первое творческое задание: подумайте до конца урока над тем, как мы назовём нашу игру. Не забывайте, что в названии должно быть отражено содержание урока.
-
Основная часть урока - игры.
I. Работа в группах.
О каких образах идёт речь?
-
«Ищи - свищи его в глуши корявой
А он из тьмы, подвыв слегка вослед.
Накорчит рож, и скорчится корягой
Лишь охнет мох, да цвиркнет короед.
И - засвистит! И отсвист диковатый
Прошелестит над дикою тропой! …
То (леший ) мой дурной!»
(Е. Кудаков «Леший»).
-
«Ты лицо моё обнюхал,
Ты протопал по столу …
И опять мне дышишь в ухо -
В душу втискиваешь мглу.
И опять твои ладошки
По лицу скользят едва …
Говорят, ты вроде кошки
И не делаешь вреда.
Но зачем, почти что люто
Горло лапками мне сжал?
Очень страшная минута …
Чем тебе я помешал?»
(В.Муратовский «Домовой»).
-
Мы бедные дочери озера светлого,
От чистоты и прохлады мы родились,
Пена, и тина, и травы нас нежат,
Легкий пустой камыш ласкает;
Зимой подо льдом, как под теплым стеклом;
Мы спим, и нам снится лето.
(З. Гиппиус «Песни русалок»)
-
«В деревне он в избытке. В чугуне.
Он варит по субботам чечевицу,
Приплясывает сонно на огне,
Подмигивает мне, как очевидцу».
(«И.Бродский «В деревне бог живёт не по углам»).
-
Спереди совершенно немец:
узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы имел яресковский голова, то он переломал бы их при первом козачке».
(Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - чёрт!)
-
«Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою.
Однако ж она умела причаровывать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты) …
(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Солоха)
-
«Ведут кого - то приземистого, дюжего косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни, выдавались засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли».
(Н.В. Гоголь «Вий»).
-
… фигура, вся в белом, но в тени она казалась серою. У неё было страшно худое, до синевы бледное и совсем угасшее лицо, на голове всклоченные в беспорядке густые и длинные волосы. Глаза виделись яркие, воспалённые и блестящие болезненным огнём…
сверкание их из темноты глубоко впалых орбит было подобно сверканию горящих углей. У видения были тонкие худые руки, похожие на руки скелета …»
(Лесков «Приведение в Инженерном замке»).
-
«В урочный час обычной чередою.
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
(Весну) свою угрюмая страна.
(А.Н.Островский «Снегурочка» - Весна).
-
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут
Веселая была; плясало солнце,
От холода на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то- то мне раздолье и простор.
(А.Н. Островский «Снегурочка» - Дед Мороз).
-
Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащая над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых;
песни (Леля)
Милее мне. И дни, и ночи слушать
Готова я пастушьи песни …»
(А.Н. Островский «Снегурочка» - Лель).
-
Холодная (Снегурочка) погибла
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось».
(А.Н. Островский «Снегурочка»).
-
На вершине горы на несколько мгновений
Рассеивается туман, показывается (Ярило) в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человека, в левой ржаной сноп.
(А.Н. Островский «Снегурочка» - Ярило).
80. Баба.
90. Дед
Индивидуальные задания.
-
Расскажите об этом в образе?
-
В каких изученных произведениях идёт о нём речь?
-
Каковы функции домового?
-
Где его место в доме?
-
О чём может предупреждать людей домовые?
-
Какую роль выполняют русалки в славянской мифологии?
-
«В деревне он в избытке» - кто он? И что значит в «избытке»?
-
Есть ли, по - вашему, отличие между Богом, «живущим по углам» и богом, который «варит чечевицу»?
-
Какой из этих богов более понятен деревенскому жителю?
-
Где ещё мы встречаемся с «чертовщиной»? («Бесы» А.С.Пушкина)
-
Какую роль играет образ чёрта в повести Гоголя?
-
Какими нетрадиционными чертами внешности и характера наделил черта писатель?
-
С какой ещё ведьмой Н.В.Гоголя мы знакомы?
-
Сравните эти образы.
Солоха общее Паночка
-
Что вы знаете об этом мифологическом образе?
-
Чем заканчивается третья ночь для Хомы Брута? Какую роль здесь выполняют крик петуха?
-
В каком ещё произведении мы читали об этом окончании «чертовщины» после крика петуха?
-
Кем оказалось приведение Инженерного замка?
-
Чему учит нас рассказ Н.С.Лескова?
-
К кому из богов славянской мифологии Весна наиболее близка?
(Зимцерла - весна).
1.С каким богом наиболее близок образ Деда Мороза? (Зимерзла -зима).
-
Кем является Лель в сказке?
-
Что вы можете сказать об имени Лель, кому принадлежит это имя в славянской мифологии?
-
Как по - вашему, случайно ли совпадение имен у бога, сына Лады и пастуха?
-
Как вы думаете, к чему ближе образ Снегурочки к мифу или к сказке? Почему?
-
Чем героиня Островского отличается от Снегурочки из народной сказки?
-
Какие функции выполняет Ярило в славянской мифологии?
-
Почему древние славяне называли его ещё богом - отцом человека?
-
Какой обряд связывается с Ярилой?
-
Кто такая Баба или Баба - Яга в представлении древних славян?
-
Как изменился этот образ в период насаждения христианства?
1.Кто такой Дед, какие функции он выполнял в славянской мифологии.
-
Прочитайте эпиграф на доске. Это своеобразная формула мифологии. Как вы понимаете данное высказывание?
-
С каким произведением перекликается данная формула? («В деревне бог живёт не по углам»
И. Бродского).
-
Работа над таблицей «Образы славянской мифологии».
Таблица заполняется по ходу основной части урока.
Боги
Берегини и духи
?
Вий
Домовой
Деревенский бог
Зимцерла (весна)
Русалки
Весна
Зимерзл (зима)
Чёрт
Дед Мороз
Лель
Ведьма
Снегурочка
Ярило
Баба- Яга
Дед
-
На какие две группы условно можно разделить образы славянской мифологии?
-
Какие функции выполняли берегини?
-
Конкурс рисунков и поделок.
-
Творческие задания.
-
«Страшная история» о каком - либо представителе низшей славянской мифологии - русалке, водяном, домовом, кикиморе и др.
-
Подведение итогов в конкурсе на лучшее название урока - игры.
-
-
«Магический треугольник»
фольклор
мифология литература
-
Можем ли мы говорить о связи фольклора и литературы с мифологией?
-
Какие изменения претерпевают мифологические образы в фольклоре (сказках) и литературе?
Ф - изменены функции берегинь.
Л - изменение функций + авторская оценка.
-
Итоги урока: I. «Знаток славянской мифологии».
-
«Исследователь славянской мифологии».
-
«Любитель славянской мифологии».
-