Урок по литературе Зимнее утро 6 класс

  Цели:    1.Воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».   Задачи:   1.Показать учащимся, что стихотворение А.С. Пушкина одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. 2. Учить и научить каждого ученика самостоятельно анализировать лирическое стихотворение. 3.Изучить творческую историю стихотворения.   4. Воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.    Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели:

1.Воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Задачи:

1.Показать учащимся, что стихотворение А.С. Пушкина одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме.

2. Учить и научить каждого ученика самостоятельно анализировать лирическое стихотворение.

3.Изучить творческую историю стихотворения.

4. Воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина.

  2. Видео ролик стихотворение «Зимнее утро» в исполнении И .Смоктуновского.

  3. Презентация.

  4. Учебник «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 -х частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 16-е издание, переработанное. М.: «Просвещение», 2009.

Ход урока

I.Вступительное слово учителя:

Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. Часов в 11 начинаете ощущать, что вас что-то разбудило: ослепительный солнечный луч пробился между шторами. Вы встаете, подходите к окну и видите, что за окном, где еще вчера хлюпала грязь, сегодня все в ослепительной белизне. Попробуйте нарисовать картину, которую вы увидели из своего окна.

Прослушав высказывания, поняли, что предложения получились похожими, с использованием одних и тех же словосочетаний «белый снег», «яркое солнце». Но эту сложную задачу решил и Пушкин, когда написал стихотворение «Зимнее утро».

Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным ещё и от того, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней.

Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.

Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по « утреннему снегу» в санках.

II. Просмотр видео ролика.

III. Краткая историческая справка

1.Слайд. Стихотворение "Зимнее утро" кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращённый к ещё не проснувшейся подруге. ("Ещё ты дремлешь, друг прелестный - / Пора, красавица, проснись…"). Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

IV. Анализ стихотворения.

- Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинаем анализировать лирическое стихотворение.

- Правильно, с определения темы и идеи. 2.Слайд

- Тема этого стихотворения - рассказ поэта о наступающем зимнем утре, а идея - красота и прелесть зимнего утра.

- Что хотел донести до нас автор? (радостное, бодрое настроение)

- Меняется ли настроение в стихотворении? (прежде весёлое, затем грустное и снова весёлое.)

- С какой целью Пушкин упоминает ужасную метель накануне? ( не опиши он метель, мы не поняли бы красоту наступившего зимнего утра

- Что помогает нам прочувствовать настроение поэта? (краски, звуки, лексика)

4,5,6 Слайды

Краски:

Под голубыми небесами.

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

Вся комната янтарным блеском Озарена

7. Слайд

Звуки:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

8,9,10,11 Слайды

Лексика:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

Приятно думать у лежанки.

Кобылку бурую запречь?

- В каких словах, по-вашему, особенно ярко выразилось чувство восхищения красотой зимнего утра?

12 Слайд








Александр Сергеевич Пушкин

стихотворение «Зимнее утро»



Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным светом

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый предадимся бегу,

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.


- А теперь вспомним, как строится стихотворение. Для этого нам нужно определить способ рифмовки и размер стихотворения.

Определяем способ рифмовки:

13 Слайд

1.вычислим количество стихотворных строф и входящих в них строк:

Стихотворение состоит из 5-ти строф (всего 30 строк) ямб

2. определим тип стихов и простейшие виды строф (как-то: двустишье,

трехстишье, четверостишье и т.п.).

1-я строфа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: чудесный - прелестный, проснись - взоры, Авроры - явись.
Рифмовка: AABCCB

2- я строфа- 6 строк, шестистишие.
Рифма: злилась-носилась, пятно - желтела, сидела - окно.
Рифмовка: AABCCB

3-я строфа - 6 строк, шестистишие.
Рифма: небесами-коврами, лежит-чернеет, зеленеет-блестит.
Рифмовка: AABCCB

4-я строфа - 6 строк, шестистишие.
Рифма: блеском-треском, печь - лежанки, санки - запречь.
Рифмовка: AABCCB

5-я строфа - 6 строк, шестистишие.
Рифмы: снегу-бегу, коня - пустые, густые - меня.
Рифмовка: AABCCB

Способ рифмовки - параллельная.

Определим размер стихотворения:

Попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек из :

14,15. Слайды

Моро Моро`з и со`лнце де`нь чуде`сный, 4 стопы

Еще` ты дре`млешь, дру`г преле`стный. 4 стопы

Правильно, если ударение подает на второй слог, значит это - ямб.

16 Слайд

Физкультминутка

Отдых наш- физминутка,

Занимай свои места:

Раз-присели, два-_привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь( прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

V. Антитеза:

Для передачи мыслей и чувств, усиления выразительности речи, автор использует приём, который называется Антитезой. Антитеза - это противопоставление слов, образов, эпизодов. Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность

Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах стихотворения, найдите антитезы, запишите в тетради. («вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит»).

VI. Работа с кроссвордом:

17,18,19 Слайды

По горизонтали:

  1. Какой звук издавала печь? (треск)

  2. Цвет луны? (жёлтый)

  3. Каким чувством проникнуто стихотворение? (радость)

  4. Каким размером написано стихотворение? (ямб)

  5. С какой целью появилось слово запречь? (рифма)

  6. Богиня утренней зари в древней Греции? (Аврора)

По вертикали:

1.Способ рифмовки в стихотворении?

2.Какой приём использует автор в первых строках стихотворения? (антитеза)

3.Современное значение слова «вечор» (вчера)

4.Цвет кобылки, запряжённой в сани? (бурая)

VII. Итоги урока.

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

20 Слайд

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

VIII. Домашнее задание:

- А сейчас вспомним правила написания синквейна:

21 Слайд

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому.

- Например:

22 слайд

Весна.

Яркая, тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

1. В качестве домашнего задания я предлагаю написать вам синквейн по стихотворению «Зимнее утро».

2.Выучите наизусть стихотворение.

23 слайд

-До свидания! Спасибо за урок!



© 2010-2022