Л. Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе

Цели занятия:                          а) обучающая: дополнить сложившиеся представления учащихся о личности великого писателя, его творческой и общественной деятельности в 80-е годы XIX столетия; помочь увидеть проблематику комедии «Плоды просвещения», стилевые особенности;                          б) развивающая: развитие исследовательских умений и навыков; навыков самостоятельного постижения и восприятия творчества Л.Н. Толстого, соотнесения их со своими внутренними представлениями;          ... Содержание этапов. Методы и формы работы. 1. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу). Эвристическая беседа. 2. Выход на тему урока. Результаты проведенных исследований. 3. Работа с текстом. Выборочное чтение. Эвристическая беседа. Частичнопоисковая работа по теме. 4. Актуализация новых знаний. Кластер «Элементы комедийного стиля в пьесе». 5. Итоги занятия. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Задания репродукционного характера.   Наглядность и оборудование. 1.      Эпиграф к занятию: «Какая правдивость взглядов на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе!» (И. Е. Репин.) 2.      выставка «Творчество Л.Н. Толстого в 20-е годы XIX века». 3.      Медиотека. Презентация к занятию.   4.      Словарь: комедия, спиритизм.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области.

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26

города Сызрани Самарской области.





Конкурс методических разработок «Лев Толстой - философ и просветитель».





Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная».

Автор программы Петлина В.А.

Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.




Петлина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории.

Домашний адрес: 446012

ул. Днепропетровская, 14-1,

телефон: 8-927-772-48-33.









Вид занятия: усвоение нового материала.

Тип: с использованием коммуникативно-деятельноcтного подхода.

Цели занятия:

а) обучающая: дополнить сложившиеся представления учащихся о личности великого писателя, его творческой и общественной деятельности в 80-е годы XIX столетия; помочь увидеть проблематику комедии «Плоды просвещения», стилевые особенности;

б) развивающая: развитие исследовательских умений и навыков; навыков самостоятельного постижения и восприятия творчества Л.Н. Толстого, соотнесения их со своими внутренними представлениями;

в) воспитывающая: на примере творческой и общественной деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к народу; стремление отозваться на беды и страдания окружающих.

План занятия.

Содержание этапов.

Методы и формы работы.

1. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу).

Эвристическая беседа.

2. Выход на тему урока.

Результаты проведенных исследований.

3. Работа с текстом.

Выборочное чтение.

Эвристическая беседа.

Частичнопоисковая работа по теме.

4. Актуализация новых знаний.

Кластер «Элементы комедийного стиля в пьесе».

5. Итоги занятия.

Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Задания репродукционного характера.

Наглядность и оборудование.

  1. Эпиграф к занятию: «Какая правдивость взглядов на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе!» (И. Е. Репин.)

  2. выставка «Творчество Л.Н. Толстого в 20-е годы XIX века».

  3. Медиотека. Презентация к занятию.

  4. Словарь: комедия, спиритизм.

Ход занятия.

I. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу).

− Прочитайте эпиграф к занятию. Соотнесите с вашими впечатлениями от чтения комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».

(Обмен мнениями).

II. Анализ исследовательской деятельности учащихся по творческой и общественной деятельности Л.Н. Толстого в 80-е годы XIX столетия (Самарский период).

1. 1883 год - последнее посещение Самарского Заволжья. Цель: ликвидация имения. Духовный кризис Льва Николаевича.

− В чем выразился этот кризис? (В разрыве со своим классом, в позиции патриархального крестьянства, в критическом отношении к государственному устройству, в кризисе официальной церкви. Как результат - свой образ жизни, граф приблизил к жизни трудового народа).

2. В переписке писателя с волжскими корреспондентами о голоде, нужде, бедственном положении крестьян, их безземелии, по словам М. Горького, «со страшной, почти чудесной силой открылась чуткая душа графа Толстого». Вот Лев Николаевич пишет: «Чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов, не праздное барство, увлеченное спиритизмом, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…»

3. Работа со словарями; выяснение лексического значения слова «спиритизм».

4. Выводы учащихся по исследованиям переписки Толстого с крестьянами.

(Переписка с крестьянами - это жизненная основа пьесы «Плоды просвещения»).

Размышления о народе не оставляли писателя («мысль, очень занимающая меня в последнее время»); он знал насущные крестьянские нужды. Это ведет нас к словам мужиков в «Плодах просвещения» о том, что своего хлеба хватает только до рождества, а дольше его приходиться покупать, а для этого надо как-то зарабатывать деньги. Толстого тяготила мысль о своей земельной собственности, и только мысль о семье удерживала его от решительного шага («если бы я был один…»).

Пьеса сохранила связь с живой действительностью. Михаил Чиликин, Иван Кудрин - крестьяне, которых знал писатель и находился с ними в переписке. Именно Чиликин несколько раз произносит в пьесе фразу: «Земля наша малая, не то что скотину - курицу, скажем, и то выпустить некуда». Этот робкий герой решительно напоминает о крестьянской нужде: «Отец! Смилуйся. Как жить таперича».

Связь Толстого с Поволжьем не прошла бесследно не только для его широко известной общественной деятельности, но и для его художественного творчества.

5. Анализ переписки с управляющими имением В.И. Алексеевым и А.А. Бибиковым.

(«…Я давно уже решил, что деньги эти - аренда за землю должны поступить на пользу населения тех деревень, которые снимают эти земли, − на помощь нуждающимся, на школы, на учреждения зимних заработков…»).

6. Анализ благотворительности Л.Н. Толстого в период с 1883 по 1899 гг.

(Материалы презентации).

III. Выступления учащихся. «Судьба пьесы в Заволжье».

/В мае 1890 года в Самару пришло предписание, запрещающее «исполнение на сценах частных театров, как столичных, так и провинциальных, комедии в 4-х действиях графа Льва Толстого под заглавием «Плоды просвещения»; исполнение же этой комедии на любительских театрах может быть разрешимо».

Первого апреля 1891 года самарский губернатор рассылает новый циркуляр, запрещающий ставить пьесу даже профессиональным актером. «Слишком открыто и чересчур злобливо бьет по своему классу», − пишет губернатор в письме редактору газеты «Частные ведомости»/.

IV. Беседа по событийной основе пьесы.

− Почему действие в «Плодах просвещения» происходит именно в городе?

− Назовите черты, в высшей степени характерные для пореформенного русского крестьянства. Какое место нашли они в пьесе «Плоды просвещения»?

V. Эвристическая беседа.

− Какие проблемы затронуты автором в пьесе «Плоды просвещения»?

(Высмеяны увлечения «образованных» бар спиритизмом и другие пустые занятия. Сталкивая и сравнивая два мира - господский и народный, подчеркивая их непримиримую враждебность, писатель открыто выражает свои симпатии и антипатии. Одна из главных проблем - это проблема безземелия крестьян).

VI. Анализ исследований, проведенных по творческой истории пьесы.

Комедия «Плоды просвещения» была написана в 1890 году после «Власти тьмы». В ней Л.Н. Толстой изобразил праздное барство, увлекавшееся в ту пору спиритизмом. Это злая и очень остроумная сатира на господские причуды и господское безделье, которым противопоставляется острая нужда трудового безземельного крестьянства.

За работу над пьесой Толстой принялся под влиянием впечатления, испытанного им в 80-х годах от спиритического сеанса, бывшего в Москве на квартире его знакомого, князя Н.А. Львова. Спектакль предварительно поставлен был в домашнем театре в Ясной поляне 30 декабря 1889 года силами большей частью молодежи - детей Толстого и их знакомых и друзей. Непосредственно вслед за постановкой «Плодов просвещения» на яснополянской сцене Лев Николаевич взялся за основательную их доработку и переделку. Прототипом персонажей комедии послужили многие знакомые Толстого. Затем спектакль был повторен в Туле 15 апреля в 1890 года. Чтобы познакомиться с пьесой, из Москвы в Тулу специально приезжали А.И. Южин и В.И. Немирович-Данченко, высоко оценившие пьесу и ее постановку.

В 1891 году «Плоды просвещения» показывает общество искусства и литературы. Ставил спектакль К.С. Станиславский. Это была крупная режиссерская работа в драматическом театре будущего руководителя Московского Художественного театра и реформатора сценического искусства.

Первая постановка «Плодов просвещения» на профессиональной сцене состоялась 26 сентября 1891 года в петербургском Александровском театре.

Присутствующий на премьере И.Е, Репин на следующий день писал Т.Л. Толстой, дочери Льва Николаевича: «После второго акта стали кричать: автора! И так громко, что должен был выйти господин во фраке и сообщить со сцены, что автора в театре нет. Какая правдивость взгляда на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе! Так освежило после всякой новой дребедени, которую дают в последнее время здесь, у нас. Спасибо Льву Николаевичу»,

По своей живости, сценичности, по несравненному юмору, брызжущему чуть ли не в каждой реплике действующих в ней персонажей, эта комедия занимает значительное место в мировом комедийном репертуаре.

VII. Стилистический эксперимент по содержанию пьесы.

− Определите жанр пьесы. (Комедия).

− Выделите элементы комедийного стиля в «Плодах просвещения». (Составление схемы. Сопоставление с материалами презентации).

VIII. Обобщение по теме. Рефлексия учащихся.

IX. Домашнее задание. Консультация.

Создание проекта пьесы на одну из тем:

  1. Мир семьи.

  2. В чем счастье человека.

  3. Образование и образованность.


© 2010-2022