Конспект урока литературы Мой Пушкин

Конспект урока разработан Куликовой И.А. Тип урока: урок-обобщение изученного материала по творчеству А.С.Пушкина в 9 – 10 классах. Целевая аудитория: 10 – 11 класс. Форма работы: интеллектуальный марафон. Цели урока: дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение; проверить, каким запасом знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина обладают старшеклассники.   Описание урока, проведенного по данной р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в форме интеллектуального марафона разработан и проведен преподавателем русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» Куликовой Ириной Анатольевной в 11 «А» классе.



Тема: «Мой Пушкин».

Цель:

  1. дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение;

  2. проверить, каким запасом знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина обладают учащиеся 11 класса.

План урока.



  1. Чтение учителем стихотворения Н.Доризо «России первая любовь» на фоне музыки Г.Свиридова.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Интеллектуальная игра:

I раунд - Представление команд.

II раунд - Поэтический.

III раунд - Биографический.

IV раунд - Музыкальный.

V раунд - Онегинский.

VI раунд - Кинематографический.

  1. Творческая мастерская.

  2. Подведение итогов урока.

Оформление.

  1. Выставка творческих работ учащихся на тему «Мой Пушкин».

  2. Стенд «В садах лицея».

  3. Выставка книг об А.С.Пушкине.

  4. На доске:

Мой Пушкин.



Пока в России

Пушкин длится,

Метелям

Не задуть свечу…

Д.Самойлов



Ход урока.



Звучит вальс Г.Свиридова, на фоне мелодии учитель читает.

Николай Доризо «России первая любовь».

Все в нем Россия обрела -
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце… Строчка - ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа

Его стихами говорит.

Все в нем Россия обрела -
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.

И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония - суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!

Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, -
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.

Все в нем Россия обрела, -
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, -
Все в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось!

- Ребята, сегодня необычный день. И хотя в программе 11 класса нет произведений А.С.Пушкина, сегодня весь урок мы будем вспоминать жизнь и творчество этого великого человека.

- А почему именно сегодня?

(Именно в этот день 19 октября 1811 года торжественно открылся Царскосельский Лицей, одним из первых учеников которого был Александр Сергеевич Пушкин).

- И урок у нас сегодня тоже необычный, он будет проходить ы форме интеллектуального марафона, цель которого - показать, как вы умеете ориентироваться в огромном море произведений А.С.Пушкина, в его небольшой, но очень насыщенной событиями жизни, проявить свои творческие способности. Для этого мы разделились с вами на команды, во главе каждой из которых должен быть капитан. Это не просто интеллектуальная игра, а марафон, поэтому на обдумывание вопросов вам дается 30 секунд, затем четко и аргументировано вы должны изложить свой ответ. Для каждой команды свой вопрос, в случае неверного ответа, другие команды (без дополнительного времени) дают свой вариант ответа. У нас работает группа экспертов, много знающие, очень уважаемые в нашей гимназии люди, это:

Я думаю, что они по достоинству оценят все ваши ответы.

- Итак, начнем.

I раунд - представление.

Ваша задача - представить свою команду, то есть сказать, как она называется, и объяснить, почему вы выбрали такое название, представить капитана.

(30 секунд)

Выступление команд.



II раунд - поэтический.

Задание: вам предлагается вспомнить как можно больше стихотворений А.С.Пушкина, назвать стихотворения и процитировать отдельные четверостишия.

- Прошу определиться с тематикой (вытаскивают карточки).

1.Тема любви.

2.Тема дружбы.

3.Тема родной природы.

(30 секунд)

Ответы.



III раунд - биографический.

Первый вопрос в качестве разминки получают все.

1.Назовите лицейских друзей А.С.Пушкина.

(30 сек., 1 балл получает тот, у кого больше фамилий)

1.Иван Пущин.

2.Александр Горчаков.

3.Владимир Вольховский.

4.Антон Дельвиг.

5.Гревениц Павел.

6.Гурьев Константин.

7.Данзас Константин.

8.Есаков Семен.

9.Илличевский Алексей.

10.Корнилов Александр.

11.Корф Модест.

12.Костенский Константин.

13.Матюшкин Федор.

14. Вильгельм Кюхельбекер.

15.Павел Мясоедов.

16.Николай Ржевский.

17.Петр Саврасов.

18.Александр Тырков.

19.Павел Юдин.

20.Михаил Яковлев.

Вопросы по биографии А.С.Пушкина (по 1 вопросу для каждой команды)

Вопрос.

А.Керн Пушкин посвятил строки: «Я помню чудное мгновение…», А.Осиповой - «Я Вас люблю, хоть я бешусь…». Какое стихотворение Пушкин посвятил Яковлевой?

Ответ.

Арине Родионовне Яковлевой посвящено стихотворение «Подруга дней моих суровых…»

Вопрос.

А.С. Пушкин в письме к Вяземскому пишет: «Что-то с ним будет в потомстве? Крайне опасаюсь, чтоб двоюродный брат не почелся моим сыном. А долго ли до греха?» О ком и по какому поводу пишет Пушкин?

Ответ.

Пушкин пишет о герое поэмы своего дяди В.Л.Пушкина «Опасный сосед», которого в «Евгении Онегине» он характеризует так:

…мой брат двоюродный Буянов

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно он знаком)…

Вопрос.

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» появилось первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Известно, что Пушкин подписал стихотворение своим именем, а фамилию перевернул, использовав при этом одну из особенностей древнего финикийского письма. Воспроизведите подпись под стихотворением.

Ответ.

Под стихотворением стояла подпись «Александр Н. к. ш. п.»

В финикийском письме отсутствуют гласные.

IV Музыкальный раунд.

Задание:

вашему вниманию предлагается 5 музыкальных отрывков из опер и романсов, написанных русскими композиторами по мотивам произведений А.С.Пушкина. Ваша задача - внимательно прослушать отрывки, назвать произведение и имя композитора.

Прослушивание 4 мин. 30 сек. (После прослушивания дается 30 секунд на обсуждение, затем капитаны сообщают ответ)

1.Ф.Глинка. Опера «Руслан и Людмила».

2.П.И.Чайковский. Опера «Пиковая дама».

3.Ф.Глинка (допускается Титов, Алябьев, Мельгунов).

4.Н.А.Римский - Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

5.П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

V Раунд - «Онегинский».



Вопросы к «Онегинскому» раунду.

Вопрос.

Герой какого произведения А.С.Пушкина почти дословно повторяет слова Татьяны Лариной?

…Я вас люблю (к чему лукавить),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Ответ.

Героиня «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» почти дословно повторяет слова Татьяны:

…Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Вопрос.

Какого числа и в каком месяце погиб герой романа А.С.Пушкина Ленский?

Ответ.

27 января (14 января по старому стилю), так как дуэль состоялась через два дня после именин Татьяны, а Татьянин день - 25 января.

Вопрос.

А.С.Пушкин, рассказывая о жизни семьи Лариных в романе «Евгений Онегин», пишет:

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три …

У С.А.Есенина читаем:

На резных окошках ленты и кусты,

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Что означает этот обычай?

Ответ.

Был обычай в день Святой Троицы идти на молебен с пучком травы (зори или зари) или цветами, которые должны быть оплаканы. Это считалось залогом того, что летом не будет засухи. Слезы символизировали дождь.

VI Кинематографический раунд.

Задание:

Известно огромное количество кинофильмов, снятых по мотивам произведений А.С.Пушкина. Вашему вниманию предлагают 5 отрывков из художественных фильмов.

Ваша задача - внимательно посмотреть и назвать произведение, на основе которого снят фильм.

(После просмотра дается 30 секунд на обсуждение, затем капитан сообщает ответ).

Просмотр 6 минут.

1.Повесть «Выстрел».

2.Исторический роман «Арап Петра Великого».

3.Повесть «Капитанская дочка».

4.Повесть «Метель».

5.Повесть «Пиковая дама».

- Пока экспертная комиссия подводит итоги, займемся творчеством.

Задание: сочинить стихотворение на тему «Мой Пушкин» (10 минут).

Чтение стихотворений (смотреть в приложении) и подведение итогов интеллектуального марафона.

(Урок заканчивается музыкой Г.Свиридова)



С описанием урока можно ознакомиться в приложении.























Приложение.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В ФОРМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ.

Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1» г.Печоры

Куликовой Ирины Анатольевны.

Несколько лет назад ко мне в руки попала удивительная книга «Интеллектуальные игры для школьников». В ней рассказывалось об уникальном опыте ярославских преподавателей в проведении интеллектуальных игр для старшеклассников во внеурочное время.

Именно тогда и возникла у меня мысль о том, что такую форму можно попробовать использовать для проведения итоговых уроков литературы.

Традиционно в конце изучения темы обобщение, как правило, принадлежит учителю, однако, на мой взгляд, гораздо важнее его предоставить ученикам. Заключительный урок должен стать всецело и полностью их уроком, своего рода праздником творческой мысли, проверкой того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него со стороны, дать самостоятельную оценку.

Опыт показывает, что учащиеся не любят возвращаться к тому, что пройдено, не признают механического повторного воспроизведения материала. Повторять, не повторяясь, - значит еще раз продолжить начатое, но сделать это по-новому, в форме интеллектуальной игры.

Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно-пренебрежительно: «Все играете, как дети малые», то глубокомысленно цитируем пушкинское: «Что наша жизнь? Игра…» Философский словарь определяет игру как «непродуктивную деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе». Далее словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям. Все эти функции, казалось бы, свидетельствуют о том, что игра свойственна прежде всего детям. Но всем известно, что люди взрослые тоже нередко играют, и отнюдь не только для забавы (возьмите, например «деловые игры»). Не случайно же Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет».

В последние десятилетия в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальные игры». Этот вид игр ставит под сомнение утверждение словаря о непродуктивности игры как вида деятельности. Важным результатом здесь является познавательный эффект интеллектуальных игр.

Я расскажу об одном уроке литературы, проведенном в форме интеллектуальной игры в 11 классе.

Тема урока: «Мой Пушкин».

«Почему о Пушкине в 11 классе?» - удивленно спросите вы.

Дело в том, что в нашей гимназии существует традиция: 19 октября, в день открытия Царскосельского лицея, уроки литературы посвящать творчеству А.С.Пушкина. Этот день ежегодно отмечается как День гимназии. Кстати, такой урок можно провести как обобщающий после изучения творчества А.С.Пушкина в 10 классе.

Цели урока: 1) дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение; 2) проверить, каким запасом знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина обладают учащиеся 11 класса.

Открываю урок чтением стихотворения Н.Доризо «России первая любовь», а в это время моя ученица тихо играет на фортепьяно вальс Г.Свиридова.

Роль учителя на данном уроке - роль дирижера в оркестре, поэтому так важен особый поэтический настрой.

Готовясь к уроку, гимназисты разделились на три команды, выбрали название и капитана.

Урок, следуя традициям интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?», состоял из шести раундов.

I раунд - представление. Цель - представить команду, капитана, объяснить смысл названия.

Среди названий были: 1) «Арзамас» (именно такое название имело неофициальное название литературного общество XIX века, куда был принят в 1817 г. А.С.Пушкин. И с этого момента началось признание Пушкина как поэта, что было для Александра Сергеевича очень важным). Девиз - строчка из стихотворения «К Чаадаеву»:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья;

2) «Мгновение» («Чудным мгновением» назвал А.С.Пушкин свою встречу с А.П.Керн. Жизнь любого человека состоит из мгновений. Одно из прекрасных мгновений - урок, на котором в 11 классе вновь можно поразмышлять над Пушкиным); 3) «Тройка, семерка, туз» (эта комбинация карт взята из повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Если герой повести Германн хотел постичь все тонкости игры в карты, то команда стремится узнать все мельчайшие подробности жизненного и творческого пути А.С.Пушкина). Девиз (собственного сочинения) отражает настроение команды:

Вспоминая нам с детства знакомую миру,

Изучая события, даты, мотивы,

С сильной верой в победу, но в поте лица

Мы, как Германн, в азарте дойдем до конца.

II раунд - поэтический. Задание: за 30 секунд вспомнить как можно больше стихотворений А.С.Пушкина на заданную тему, процитировать при ответе 1 строфу. Темы: любовь, дружба, родная природа (у каждой команды своя).

III раунд - биографический. Задание: ответить на вопрос, связанный с биографией поэта.

Для каждой команды свой вопрос, в случае неверного ответа другие команды (без дополнительного времени) могут дать свой вариант ответа.

Пример вопроса: А.Керн Пушкин посвятил строки: «Я помню чудное мгновение…», А.Осиповой - «Я Вас люблю, хоть я бешусь…». Какое стихотворение Пушкин посвятил Яковлевой? (ответ: Арине Родионовне Яковлевой посвящено стихотворение «Подруга дней моих суровых…»).

IV раунд - музыкальный. Вниманию команд предлагается пять фрагментов из опер и романсов, написанных по мотивам произведений А.С.Пушкина. После прослушивания и обсуждения (в течение 30 секунд) нужно назвать произведение и имя композитора.

Использовались фрагменты из произведений Ф.Глинки «Руслан и Людмила» (опера), «Я помню чудное мгновенье» (романс), П.И.Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин» (оперы), Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (опера).

V раунд - «Онегинский». Задание: ответить на вопросы, связанные с содержанием романа «Евгений Онегин».

Пример вопроса: Какого числа и в каком месяце погиб герой романа А.С.Пушкина Ленский? (Ответ: 27 января (14 января по старому стилю), так как дуэль состоялась через два дня после именин Татьяны, а Татьянин день - 25 января).

VI раунд - кинематографический. Вниманию команд предлагается 5 фрагментов из художественных фильмов: «Выстрел», «Арап Петра Великого», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Метель». После просмотра и обсуждения (в течение 30 секунд) необходимо назвать произведения, на основе которых сняты фильмы; указать жанровую принадлежность этих произведений.

Когда раунды закончены, экспертная комиссия (в нее могут входить представители администрации, преподаватели, родители, сам учитель литературы) занимается подведением итогов. А в это время командам дается творческое задание: в стихотворной или прозаической форме написать миниатюру на тему «Мой Пушкин» (задание выполняется в течение 10 минут).

Заканчивается урок подведением итогов и чтением коллективных творческих работ.

Нужны ли такие уроки? Я думаю, на этот вопрос помогут ответить сами одиннадцатиклассники и их стихотворения. Тексты прилагаются.

МНЕНИЯ УЧЕНИКОВ.

«Нам было очень интересно работать совместно, обсуждая вопросы, задаваемые учителем, соперничая с другими командами. Урок нам очень понравился, и мы не заметили, как пролетело время».

Сергеева Анна

«Такие уроки проводить надо, так как дается возможность показать себя на другом уровне. И вообще это интересно и познавательно».

Чернорицкая Эльвира

«Вся наша жизнь состоит из мгновений, и этот урок был одним из тех мгновений, которые навсегда останутся в нашей памяти».

Андреева Анна

А.С.Пушкину

Пишу письмо,

Точней записку,

Тому, кого давно уж нет,

Но все ж его в пространстве Леты

Глубокий не исчезнет след.

Вы звонкою лирой пробудили

В душе прекрасные порывы.

Вы - «гений чистой красоты»

С своих времен до сей поры.

Епифанова Татьяна

Как любим мы свои стихи,

Поэмы, повести и сказки!

В них столько нежности,

Добра и русской широты.

Осенний листопад, метели, сани и салазки,

И женщины чистейшей красоты.

Все это Пушкин - русский наш поэт.

Его писанья будут жить веками.

Читает Пушкина весь белый свет,

Гордимся мы его поэмами, стихами.

Кирмишова Мария



Кто же Пушкин такой в нашей жизни?

Почему, даже через года,

Мы все помним его,

Не забудем книги, сказки его никогда?

И беда тем, кто в жизни ни разу

Томик Пушкина в руки не брал,

Не читал про Руслана, Людмилу,

За Гринева не переживал.

Упадет вдруг тихонько слезинка.

Почему же холодный такой

Был Евгений Онегин с Татьяной?

Ведь была бы хорошей женой!

Если дома сидишь, дует в окна…

Что же делать? Не хочется спать.

Так открой же «Метель» или «Выстрел»,

Окунись в те событья опять!

Словом, кто бы ты ни был,

И где бы в это время не жил ты сейчас,

Эти книги великого Пушкина

Незаметно связали всех нас.

Жукова Юлия











© 2010-2022