- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-игра по русскому языку «Хорошо ли ты знаешь причастие?» (7 класс)
Урок-игра по русскому языку «Хорошо ли ты знаешь причастие?» (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белорунова Т.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-игра по русскому языку
«Хорошо ли ты знаешь причастие?» (7 класс)
Цели:
*обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о причастии;
* развивающая: повышать грамотность учащихся;
* воспитательная: прививать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, слайды, музыка.
Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это - брейн-ринг. Прошу команды «Одержимые» и «Неунывающие» занять свои места. (Звучит песня о друге, учащиеся занимают свои места за столиками. Учитель представляет членов жюри).
Учитель: Обратите внимание: на экране репродукция картины Васнецова «Золотая осень». Эта чудесная пора вдохновляла творчество художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С. Пушкин. (стихотворение читает ученик). Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года.
Учитель: «Начнем игру, сначала - разминка. Я прочитаю несколько четверостиший, а вы найдите причастия и объясните их правописание.
Задание болельщикам: выполнить эту работу на листочках, которые в конце мероприятия вы сдадите мне».
Учитель читает отрывки из стихотворений русских поэтов об осени.
-
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
-
Так поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист.
-
Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле!
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
-
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес
-
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется теплая и чистая лазурь
На отдыхающее поле.
-
Сыреет пестрая земля;
Куда ни кинешь взор пытливый
Встречает высохшие нивы
И обнаженные поля.
Учитель: Хорошо. Разминка закончена. Обе команды справились с заданием успешно. И теперь первый конкурс: отыскать в тексте и выписать словосочетания «прич.+сущ.», выделить в причастиях суффиксы». (К доске выходят 2 ученика, остальные учащиеся работают на листочках).
(Проверка выполнения задания. В начале проверки участники команд сами исправляют допущенные ошибки, затем привлекаются болельщики).
Учитель: А теперь игра «Найди четвертое лишнее». (В словосочетаниях найти и объяснить лишнее). (Учитель диктует 4 группы словосочетаний).
1 группа
1.На пестреющем лугу,
2. плескавшиеся волны,
3.летящим самолетом,
4.посаженные весной.
2 группа
1.Покрашенные краской,
2.отнятая игрушка,
3.надписанная книга,
4.управляемая модель.
3 группа
1.Любящий сын,
2.лечащий врач,
3.борющийся за свободу,
4.дышащий кислородом.
4 группа
1.Несущий ответственность
2.красящее вещество,
3.читаемая книга,
4.остывший суп.
Учащиеся называют лишнее, объясняют, по какому признаку. Болельщики работают на листочках.
Учитель: Молодцы! Следующее задание: распределите по группам причастия. Лист разделите надвое, в левой части - страдательные причастия, в правой - действительные. (Учитель диктует причастия, учащиеся записывают на листочках, два ученика на доске.
Действительные Страдательные
причастия: причастия:
Показавшееся солнце Незасеянное поле
Ведущая в парк выращенный урожай
Опавшие листья управляемая модель
Увядший цветок разлитое молоко
Летящий предмет невидимый лес.
Учитель: Покажите глагольные признаки названных причастий. Первая команда - действительных, вторая - страдательных. На подготовку 1 минута. (Учащиеся работают в командах. Проверка выполнения задания).
Блиц-турнир. Условие: побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос.
-
Что называется причастием?
-
Какие причастия называются действительными?
-
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
-
Что такое причастный оборот?
-
Когда на письме причастный оборот выделяется запятыми?
-
Какие причастия называются страдательными?
-
Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ- (-ющ), в суффиксах - ем-, - им-?
-
Расскажите о правописании не с причастиями.
-
Расскажите о правописании одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий.
-
В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя н пишется -а-(-я-), в каких - е-?
-
Когда причастный оборот на письме не выделяется запятыми?
Учитель: В двустишиях назовите причастия, обоснуйте свой ответ.
-
На солнце желтый лес сверкает в отдаленье,
Как ярким золотом пылающий костер.
-
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая.
И снова все кругом замрет.
-
Ель надломленная стонет,
Тихо шепчет темный лес.
-
Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы.
-
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз.
-
И стихнет все опять. И с думой невеселой
Гляжу я из окна в пустой заглохший сад.
-
Камыш пожелтевший над речкою синей
Сквозною оградой стоит.
Учитель: Игра с болельщиками. Изменить данные причастия (указывается падеж, число). (Ответы учащимися записывают на листках. Этот прием позволяет проверить знание вопроса всеми учащимися).
Учитель: Осень. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Послушайте отрывок из поэмы И. Бунина «Листопад». Скажите, какую роль играют причастия? (Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной).
Учитель: Выполним графический диктант.
-
Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе.
-
Мы вышли в лес, освещаемый лучами осеннего солнца.
-
На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
-
Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце.
(Ребята выполняют диктант на листочках, двое работают у доски). Учащиеся вносят изменения в работы, выполненные на доске.
Учитель: Записать по схеме предложения, выделить причастные обороты.
Учитель: Цель нашего турнира: вспомнить не только морфологические признаки причастий, но и способы их образования. Записать следующие причастия (Двое работают на доске, остальные на листочках).
Учитель: Образуйте причастия, если известны составные части.
-
Из слова бороться взять корень, из слова поющий - суффикс, из поющий - окончание, из учиться - суффикс (Борющийся).
-
Из слова покрыть взять приставку, из описать - приставку, из доля - корень, горевать - суффикс, борющийся - суффикс, колющий - окончание ( Преодолевающий).
-
Из слова озарять взять приставку, берега - корень, бежать - суффикс, ожидаемый - суффикс, водный - окончание. (Оберегающий).
-
Из слова видеть взять корень, слышимый - суффикс, снежная - окончание (Видимая).
Работа проверяется.
Самостоятельная работа: разобрать по составу следующие причастия: движущаяся, приближающегося, прикасавшиеся, оберегаемых, заросших. (Фронтальный опрос).
Учитель: Сейчас мы повторили способы образования причастий. Посмотрите на таблицу, расскажите, как образуются причастия (Слайд).
Подведение итогов игры. Звучит песня о дружбе.