Конспект урока чтения на тему Сказка о царе Салтане. .. (7 класс, СКОШ 8 вида)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МПГУ




Урок чтения и развития речи

(7 класс)



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».













Студентка: Каблова С.В.









2014

Тип урока урок обобщения

Форма урока: урок-беседа

Цели урока: Обобщить знания о «Сказке царе Салтане» и сделать необходимые выводы.

Задачи:

Учить характеризовать героев и их поступки, коррекция мышления и речи

Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства поэта.

Развитие связной речи учащихся при анализе произведения.

Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края.

Оборудование: доска, компьютер, презентация, набор заданий для работы, индивидуальные карточки.




План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы урока

4. Повторение и анализ произведения.

5. Подведение итогов урока







Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку


  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы закончили знакомство с одной из сказок А.С. Пушкина. Каково полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

(1 слайд)


  1. Сообщение темы урока

Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Сегодняшний урок мы проведем в необычной форме. Это будет игра-путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.

  1. Повторение и анализ произведения.

Остановка « Персонажи»

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.

Предлагаю вам составить мини-характеристику

План:

1.Имя персонажа

2.Какой он - 2 слова

3.Что делает?- 3 слова

4.Пословица или поговорка

Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.

Подсказки:

2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.

3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,

удивляется, каются, благодарит,наказывает,заботится.

4. Семьей дорожить - счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.

- Каких героев вы отнесли в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)

- Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)

Остановка «Сказочные приметы»

Найдите отрывки из сказки к следующим картинкам.

Учащиеся зачитывают отрывки из учебника.

Остановка «Отгадай действие»

ф и з м и н у т к а (прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)

Остановка «Словарная работа»

- Давайте разберём некоторые устаревшие слова, смысл которых вы можете не понять:

  • Вымолвить

  • Светлица

  • Град

  • Грамота

  • Нарёкся

  • Тужить

- Теперь из другого столбика найдите современные слова, которые объясняют устаревшие:

  • Город

  • Сказать

  • Назвался

  • Горевать

  • Сообщение, письмо

  • Светлая комната

Остановка «Найди отрывок»

Просмотрите отрывок и прочитайте продолжение в учебнике.

Остановка « У Незнайки»

Что стало причиной несчастий молодой царицы?(зависть)

Как звали сына царя Салтана? (князь Гвидон.)

От кого и как спас князь Гвидон Лебедь?

В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?(муха, шмель, комар)

Из чего царевич сделал тетиву для лука?(шнурок)

Какими словами Лебедь встречала Гвидона?

Как звали дядьку 33 богатырей? (Черномор.)

Кто был приставлен к белке, чтобы вести счет орехам? (Дьяк)

Что велел снарядить царь Салтан, чтобы отправиться в гости к князю Гвидону? (флот)



Остановка «Верю- Не верю».

Достаём карточку, читаем её, если верим, ставим +, если не верим -.

1) «Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу ноября (-) (сентября)

2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)

3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ)

4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)

6) Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Орёл носится над ней… (-) (коршун)

7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин - старинная русская мера длины 71 см)

8) Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)

11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)

12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)

14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков)

15) Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)

Если задание выполнено верно, ученик увидит оценку «5»

Вот мы и справились с заданием, получили свою законную хорошую оценку.

-

-

-

-

+

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-



  1. Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока.

Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… (прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать).

Творчество А.С.Пушкина пробуждает в человеке высокие мысли и чувства. Поэтому к его творчеству обращаются художники, композиторы, режиссеры», с его творчеством мы встретимся еще много раз. Я очень рада, что вы хорошо поняли и запомнили сказку Александра Сергеевича.



© 2010-2022