Краткосрочный план урока русского языка на тему Синонимы (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наименование занятия

Синонимы

Общая цель


Формирование знаний учащихся о синонимах, о синонимическом ряде слов;

Развивать логическое мышление учащихся, аналитические способности (сравнивать, сопоставлять, делать выводы ), пополнить словарный запас;

Умения и навыки работы в группе, воспитывать сплоченность, культуру общения, расширить кругозор.

Результаты обучения для учителей


Знать:

- определение синонимов;

- о роли синонимов в речи;

Уметь:

- подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд;

- употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений

Научиться работать в группе, оценивать других


Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Основные идеи, отработанные на занятии

Синонимы, синонимический ряд

Одно слово не способно выразить, раскрыть понятие

Ряд синонимов дают более понятное, широкое представление о предмете

Источники, оснащение и оборудование:

Карточка с заданиями, презентация,

Этапы урока

Время

(минут)

Действия учителя

Действия учеников

Этап вызова

  1. Организацион

ный момент

3




4

Организационный момент, создание атмосферы сотрудничества .

Психологический настрой «От сердца к сердцу» (звучит минусовка песни «Про дружбу»)

«Дорогие ребята! Очень рада видеть вас сегодня. Желаю вам, чтобы этот день принёс много хорошего и полезного».

Спасибо всем! А теперь с хорошим настроением приступаем к уроку

Деление учащихся на группы. «Мозаика»: Раздаю разрезанные картинки и прошу детей собрать две картинки - сюжеты из известного мультфильма «Маша и медведь»

Дети (стоят, образуя круг) по цепочке говорят друг, другу пожелания символически передавая друг другу цветок. В конце концов, этот цветок с пожеланием возвращается учителю.

  1. Актуализация знаний учащихся

5

Метод «Своя игра»


  1. Лексика

  2. Лексическое значение

  3. Однозначные слова

  4. Многозначные слова

  5. Прямое значение слов

  6. Переносное значение слов


1. Ученикам предоставлен ответ на вопрос

2. Ученикам необходимо сформулировать термины для каждого предложенного ответа.

3. Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики сравнивают и

противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою

формулировку термина


  1. Целеполагание

4

«Цветик-семицветик»

На лепестках написаны слова: красивый, прекрасный, миловидный, благовидный, видный, пригожий.

-Какое значение имеют эти слова?

-Как называются слова одинаковые по значению, но разные по написанию?

Такие слова называются синонимами.

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.



Отвечают на вопросы учителя




Этап осмысления

  1. Изучение нового материала


10



Ассоциативная карта

Далее объяснение учителя, опираясь на картинки

Заполняют ассоциативную карту

  1. Закрепление

5



7

Игра «Найди соответствия»

Мороз Озорник

Желтый Холод

Пламя Квакушка

Печаль Огонь

Блестеть Золотой

Шалун Сверкать

Лягушка Грусть

2. Творческая работа с картинками

Групповая работа. «Игра в синонимы»

Задание: по цепочке составить синонимичные ряды.

Бояться - опасаться, пугаться, ужасаться, тревожиться, беспокоиться и т. п.

Драться - биться, сражаться, воевать, бороться, состязаться и т. п.

Смеяться - улыбаться, хохотать, хихикать и т. п.

Буран-вьюга, пурга, метель, метелица


Ребята работают в третрадях, определив нужные пары синонимичных слов


Учащиеся работают на ватманах, клеяя картинки и побписывая к ним нужные синонимы


Домашнее задание

2



Этап рефлексии

Итоги урока

2



4



Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Что такое синонимический ряд?

Что вам понравилось на уроке?

Что вам не понравилось на уроке?

Прием «Большая стирка»

Отвечают на вопросы учителя


На «рубашечках»,

«брючках», «платьях»

и т.д. дети пишут свои впечатления об уроке


© 2010-2022