- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса Учимся писать сочинение
Программа элективного курса Учимся писать сочинение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шестакова М.П. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
по литературе
«Учимся писать сочинение»
11 класс
Составила: учитель русского языка и литературы
Шестакова М.П.
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета. Цели обучения
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Новизна программы заключается в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Цели образовательной области и учебного курса:
теоретические:освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
развивающие:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
практические:совершенствование коммуникативных умений;овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
воспитательные:воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ и написанию итогового сочинения по литературе:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения;
-информационно-коммуникационные технологии
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста сочинения-рассуждения
Программа базируется на межпредметных связях литературы с историей, а также киноискусством.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок , урок с применением ИКТ.
Методы и приёмы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, уроки-практикумы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, уроки-практикумы;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся должны обладать следующими компетенциями:
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Требования к уровню подготовки
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
промежуточный контроль - анализ текста и рецензия на предложенный текст;
итоговый контроль - сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование.
Программа "Учимся писать сочинение» предназначена для 11классов и рассчитана на 17 часов .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речевое общение и речевое воздействие. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.
Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.). Сочинение - это тоже текст. Формулировка темы сочинения. Разнообразие тематических сочинений. Объем сочинений. Единство содержания и формы. Источник материала сочинения. Сочинение - рассуждение на литературную тему. Этапы работы над сочинением. Тема, идея, жанр сочинения. Составление плана
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Грамматические ошибки и их исправление. Речевые недочеты. Логические ошибки и их исправление. Ошибки в основании доказательства. Ошибки в аргументации.
Речь. Функциональные стили речи. Систематизация и обобщающее повторение. Функциональные стили их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства связи.
Культура речи и языковая норма. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Однообразие словаря и грамматического строя речи
ЛИТЕРАТУРА
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Николина Н.А. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10 - 11 классы.- М.: Просвещение, 2011
Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012
Русский язык . 10 - 11 классы: сборник элективных курсов /авт. Сост. Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2010.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2013
Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку. / сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2010
Сочинение: секреты успеха. -Составитель М.И.Мещерякова. - М.: Рольф,2011.
НарушевичА.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Егораева Г.Т. ЕГЭ.Русский язык. Задания части 3(С). Универсальные материалы с методическими рекомендациями и ответами. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Тексты татарских (в переводе) и русских писателей
Учебники, лингвистические словари, справочники
Интерактивные тест
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
ИКТ
Дата по факту
1
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).
1
Беседа
Презент.
2
Итоговое сочинение. Критерии. Инструкция по проведению данного сочинения.
1
Лекция. Составление конспекта лекции в виде таблицы.
Презент.
3
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
1
Конспектирование лекции учителя.
Презент.
4
Сочинение - рассуждение на литературную тему.
1
Написание чернового варианта заданную тему
5
Этапы работы над сочинением. Тема, идея, жанр сочинения. Составление плана
1
Практическая работа
Презент.
6
Работа над сочинением по направлению .
1
Подбор материала и составление плана к сочинению.
Презент.
7
Работа над сочинением по направлению
1
Практическая работа.
Презент.
8
Работа над сочинением по направлению
1
Практическая работа. Анализ художественных произведений
Презент.
9
Работа над сочинением по направлению
1
Анализ художественных произведений
Презент.
10
Написание сочинения - рассуждения на основе текста
1
Черновой вариант
11
Написание сочинения - рассуждения на основе текста
1
Редактирование и переписывание
12
Анализ сочинений и работа по исправлению речевых, грамматических и логических недочетов
1
Практикум
13
Ошибки в обосновании доказательства и аргументации
1
Редактиров.
14
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
1
Анализ текста
Презент.
15
Изобразительно-выразительные средства связи.
1
Тестирование
Анализ текста
Презент.
16
Сочинение
1
Написание сочинения
17
Анализ сочинения
1