Программа элективного курса Учимся писать сочинение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



























Программа элективного курса

по литературе

«Учимся писать сочинение»

11 класс







Составила: учитель русского языка и литературы

Шестакова М.П.



2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета. Цели обучения

В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв­ляется элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личнос­ти - это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому язы­ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпуск­ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Новизна программы заключается в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Цели образовательной области и учебного курса:

теоретические:освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

развивающие:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

практические:совершенствование коммуникативных умений;овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

воспитательные:воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ и написанию итогового сочинения по литературе:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения;

-информационно-коммуникационные технологии

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста сочинения-рассуждения

Программа базируется на межпредметных связях литературы с историей, а также киноискусством.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок , урок с применением ИКТ.

Методы и приёмы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, уроки-практикумы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, уроки-практикумы;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся должны обладать следующими компетенциями:

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Требования к уровню подготовки

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

промежуточный контроль - анализ текста и рецензия на предложенный текст;

итоговый контроль - сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование.

Программа "Учимся писать сочинение» предназначена для 11классов и рассчитана на 17 часов .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Речевое общение и речевое воздействие. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.). Сочинение - это тоже текст. Формулировка темы сочинения. Разнообразие тематических сочинений. Объем сочинений. Единство содержания и формы. Источник материала сочинения. Сочинение - рассуждение на литературную тему. Этапы работы над сочинением. Тема, идея, жанр сочинения. Составление плана

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Грамматические ошибки и их исправление. Речевые недочеты. Логические ошибки и их исправление. Ошибки в основании доказательства. Ошибки в аргументации.

Речь. Функциональные стили речи. Систематизация и обобщающее повторение. Функциональные стили их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства связи.

Культура речи и языковая норма. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Однообразие словаря и грамматического строя речи



ЛИТЕРАТУРА

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Николина Н.А. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10 - 11 классы.- М.: Просвещение, 2011

Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012

Русский язык . 10 - 11 классы: сборник элективных курсов /авт. Сост. Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2010.

Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2013

Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку. / сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2010

Сочинение: секреты успеха. -Составитель М.И.Мещерякова. - М.: Рольф,2011.

НарушевичА.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Егораева Г.Т. ЕГЭ.Русский язык. Задания части 3(С). Универсальные материалы с методическими рекомендациями и ответами. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Тексты татарских (в переводе) и русских писателей

Учебники, лингвистические словари, справочники

Интерактивные тест

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ урока

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

ИКТ

Дата по факту

1

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).

1

Беседа

Презент.


2

Итоговое сочинение. Критерии. Инструкция по проведению данного сочинения.

1

Лекция. Составление конспекта лекции в виде таблицы.

Презент.


3

Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.

1

Конспектирование лекции учителя.

Презент.


4

Сочинение - рассуждение на литературную тему.

1

Написание чернового варианта заданную тему



5

Этапы работы над сочинением. Тема, идея, жанр сочинения. Составление плана

1

Практическая работа

Презент.


6

Работа над сочинением по направлению .

1

Подбор материала и составление плана к сочинению.

Презент.


7

Работа над сочинением по направлению

1

Практическая работа.

Презент.


8

Работа над сочинением по направлению

1

Практическая работа. Анализ художественных произведений

Презент.


9

Работа над сочинением по направлению

1

Анализ художественных произведений

Презент.


10

Написание сочинения - рассуждения на основе текста

1

Черновой вариант



11

Написание сочинения - рассуждения на основе текста

1

Редактирование и переписывание



12

Анализ сочинений и работа по исправлению речевых, грамматических и логических недочетов

1

Практикум



13

Ошибки в обосновании доказательства и аргументации

1

Редактиров.



14

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

1

Анализ текста

Презент.

15

Изобразительно-выразительные средства связи.

1

Тестирование

Анализ текста

Презент.

16

Сочинение

1

Написание сочинения

17

Анализ сочинения

1











© 2010-2022