Конспект урока на тему Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буденовская средняя школа

2016

Тема урока:

«Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными»

Разработала: учитель русского языка и литературы Мифодовская А.А.

с. Буденное




Тема урока: Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными.

Тип урока: урок - закрепление

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными. Уметь находить в СПП указательные местоимения

Задачи урока:

  1. Образовательная: обобщить изученный материал о придаточных изъяснительных и определительных

  2. Развивающая: развить умение составления схем сложноподчинённых предложений;

  3. Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка.

Методы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа по вариантам, работа у доски

Оборудование: доска, тетрадь-шпаргалка



Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Назвать тему, цель и задачи урока

III. Фронтальный опрос:

Чем связаны между собой простые предложения в сложноподчиненном предложении?

Чем отличаются союзные слова от союзных слов?

Какова роль указательных слов?

Рассказать о СПП с придаточными изъяснительными и определительными.

IV. Индивидуальная работа: (в тетради сделать таблицу: 2 графы - СПП с придаточными изъяснительными и СПП с придаточными определительными и записывать номера, относящиеся к данному утверждению)

  1. Отвечают на вопросы какой, какая, какое

  2. Придаточное относится к имени существительному (местоимению) главной части.

  3. Придаточное присоединяется к главному предложению при помощи трёх средств: союза, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.

  4. Придаточное присоединяется к главному при помощи союзных слов.

  5. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь.

  6. Придаточные стоят всегда после определяемого слова.

  7. Придаточная часть чаще всего стоит после главной.

-Поменяйтесь работами.

-Проверьте свою работу. Оцените.

СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными

1,2,4,6

3,5,7

V. Слово учителя.

Нет ничего более святого и бескорыстного, чем любовь матери!

Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям. Тема матери красной нитью проходит из века в век в литературе.

Никакая другая литература, как русская, не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни человека и общества поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели и поэты - Некрасов, Толстой, Блок, Есенин и многие другие. Сегодня на уроке мы также выразим свою любовь к маме предложениями и выполним задание.

Дать характеристику предложению, составить схему предложения.

VI.Работа по вариантам с проверкой.

1. Мы любим маму за то, что в трудную минуту мы можем всплакнуть у родного плеча.

(Повеств., невосклиц., сложное, СП, связь союзная).

[глагол + ук. м то], (союз что …).

2. Мы любим ее за то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое.

[глагол + ук. м то], (союз что …).

VII. Работа у доски:

Муса Джалиль писал, что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать!».

Записываем в тетрадь. Определяем вид придаточных предложений, способы связи. Строим схему предложения.

[… глагол], (союз что … ук. м ту + сущ.), (с.слово чье…)

VIII.Рефлексия: что понравилось на уроке, что нового узнали, а что закрепили.

IХ. Домашнее задание. Стр.124-125, упр.284 устно


© 2010-2022