Именительный, винительный, родительный падежи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 90

Именительный, винительный, родительный падежи.

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Закрепить умения правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном, винительном, родительном падежах

Планируемые предметные результаты

Познакомятся со способом распознавания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах (путем замены одушевленного имени существительного неодушевленным именем существительным);
научатся склонять имена прилагательные и правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность произво-димых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

Километр - километраж.

Космос- космический, космонавт.

-Подберите к именам прилагательным антонимы и составьте с ним словосочетания.

Легкий, высокий, сладкий, широкий, крупный.

-Назовите слово с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением. Подберите проверочное слово.

-В каких словах нужно проверить парные согласные? (Стоят на конце слова или перед согласными)

-Составьте предложение с одним любым словосочетание, употребив его в И.п.

Выполняют чистописание.

Именительный, винительный, родительный падежи.

Лазу́рь, лопоу́хий, лоску́т.

За большим погонишься - и малое потеряешь.


Тяжелый, низкий, горький, узкий, мелкий.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные
мнения по существу полученного задания. Делать
выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию.

Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации




III. Сообщение темы
урока.


-Прочитайте предложение.

Старый пасечник налил душистый мед из деревянного бочонка и угощал дорогого гостя.

-Найдите имена прилагательные в именительном и родительном падежах.

-Почему задание вызвало затруднение? (в предл-ии два прилагательных отвечают на вопрос родительного падежа какого? И имеют окончание ого и два прилагательных отвечают на вопрос И.п. какой? И имеют окончание ый.

-Как определить падеж (по имени сущ.)

-Определите падеж каждого прилагательного.

-Сформулируйте задачи урока.(научиться различать имена прил. М.р ср.р. ед.ч. в И.,В.,Р.п.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

- Сегодня на уроке мы уточним роль имен прилагательных в речи; будем упражняться в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу

IV. Объяснение нового
материала.


Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Прочитайте. Просклоняйте имя прилагательное «морской» вместе с каждым именем существительным. Запишите.

упражнение 46

- Почему окончания имени прилагательного
в форме винительного падежа разные?

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

И. п. морской берег морской окунь

Р. п. морского берега морского окуня

В. п. морской берег морского окуня

- Окончания имени прилагательного в форме винительного падежа разные потому, что имя существительное «берег» - неодушевленное, а имя существительное «окунь» - одушевленное

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний.

упражнение 47

- Какое окончание в именах прилагательных пропущено?

- Замените мысленно в выделенных словосочетаниях одушевленное имя существительное неодушевленным и определите по нему падеж имени прилагательного.

…А лежит нам путь далек,

Мимо острова Буяна,

В царство славного (Р. п.) Салтана.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (В. п.) петушка.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме,



упражнение 49

- Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

- Объясните, каким способом можно определить падеж выделенных имен прилагательных. Обозначьте их окончания

Списывают, вставляют пропущенные буквы. Указывают падеж имен прилагательных и выделяют их окончания.

обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в паре. Осуществлять
контроль
по результату

Голова морскИменительный, винительный, родительный падежи. (Р. п.) конька точь-в-точь как
у сказочнИменительный, винительный, родительный падежи. (Р. п.) Конька-Горбунка. Крик горбатИменительный, винительный, родительный падежи. (Р. п.) кита громче, чем звук реактив-
нИменительный, винительный, родительный падежи. (Р. п.) самолета при взлете. Тело электрическИменительный, винительный, родительный падежи. (Р. п.) ската «накапливает» электричество. МорскИменительный, винительный, родительный падежи. (И. п.) животное пускает его в ход во время охоты и опасности. ЗубастИменительный, винительный, родительный падежи.
(В. п.) кашалота считают прекрасным ныряль-
щиком: он может нырнуть вглубь на целый
километр.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «ход»

VI. закрепление и обобщение знаний и умений.

-Поставьте каждое в нужную падежную форму с помощью предлога, данного в скобках:

сосновый бор (из),

речной вокзал (от),

семейный альбом (для),

младший брат (без),

лесное озеро (у),

хороший друг (для),

открытое окно (из).

Из сосновИменительный, винительный, родительный падежи. (м. р., Р. п.) бора, от речнИменительный, винительный, родительный падежи.
(м. р., Р. п.) вокзала, для семейнИменительный, винительный, родительный падежи. (м. р., Р. п.) альбома, без младшИменительный, винительный, родительный падежи. (м. р., Р. п.) брата, у лес-нИменительный, винительный, родительный падежи. (ср. р., Р. п.) озера, для хорошИменительный, винительный, родительный падежи. (м. р.,
Р. п.) друга, из открытИменительный, винительный, родительный падежи. (ср. р., Р. п.) окна.

Понимать
на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.



- Что заметили общего?

- Как вы это объясните?

- Что можно сказать об окончаниях прилагательных?

- Теперь попробуйте записать те же словосочетания, но уже в форме дательного падежа. Что для этого нужно?

- Вспомните вопросы к прилагательным мужского и среднего рода в дательном падеже.

- Какие окончания могут быть у прилагательных в этом падеже?

Делают вывод: все словосочетания поставили в форму родительного падежа, использовались предлоги, употребляющиеся с существительными в форме родительного падежа.

- Окончания имен прилагательных -ого, -его.

- Надо использовать предлоги дательного падежа, задать соответствующий падежный вопрос.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания

VII. Итог урока. Рефлексия

- Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Как различить имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном,
дательном падежах?

- Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут
результат или нет.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных
задач. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

упражнение 48 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение



© 2010-2022