РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»  Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования,реализующих основную профессиональную образовательную программу,при подготовке...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РСО-Алания


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Владикавказский колледж электроники













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


















Владикавказ


2014 г.

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям:

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»,

11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»,

11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»

Разработчик:

Томаева С.К., преподаватель ГБОУ СПО ВКЭ

Рекомендована научно-методическим советом ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»

Протокол заседания научно-методического совета № __ от «__» _____ 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы

по специальностям:

- 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,

- 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»,

- 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»,

- 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл (вариативная часть)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса:

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функционирования речи;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис - будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.














































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


контрольные работы

5

практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


работа с учебником

14

работа со словарями, справочниками

4

лингвистический анализ текста

6

работа над рефератами

8

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

3


Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка. Виды речевой деятельности.

2

2

Самостоятельная работа. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов»

1


Раздел 1. Язык и речь. Нормы русского литературного языка.

8


Тема 1.1.

Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.

Язык и речь. Основные единицы языка. Устная и письменная речь.

2

2

Тема 1.2.

Русский литературный язык и языковые нормы.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы языковой нормы. Словари русского языка.

2

3

Тема 1.3

Основные требования к речи.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

2


3

Практическое занятие №1. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи)

2


Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи.

4


Раздел 2. Фонетика.

6


Тема 2.1.

Фонетические единицы языка.

Ударение словесное и логическое.

Звук и фонема.

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение.

1

3

Практическое занятие №2. Выполнение упражнений по определению ударения в слове.

1


Тема 2.2.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов.

1


3

Практическое занятие №3. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

1


Тема 2.3.

Фонетические средства речевой выразительности.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

2

2

Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -2 час: - составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация».

2. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» -1час.

3


Раздел 3. Лексика и фразеология.

8

Тема 3.1.

Слово в лексической системе языка.

Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

3

Тема 3.2.

Лексика с точки зрения ее употребления.

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2

3

Тема 3.3.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

2

Тема 3.4.

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

Практическое занятие №4. Стилистический анализ текста.

1


Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

1

3

Самостоятельная работа.

1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 часа.

2. Работа с учебником -2 часа:

- выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте;

- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов.

4


Раздел 4. Морфология. Части речи.

4

Тема 4.1.

Морфология. Морфологические нормы

Изучение морфологических норм. Нормативное употребление форм слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.

2


Тема 4.2.

Самостоятельные и служебные части речи. Ошибки в употреблении частей речи

Стилистика частей речи.

Устранение ошибок в употреблении частей речи

2


Самостоятельная работа.

Выполнение упражнений по формообразованию различных частей речи

2


Раздел 5. Словообразование.

4


Тема 5.1.

Способы словообразования. Словообразовательный анализ.

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии.

2

2

Тема 5.2.

Стилистические возможности словообразования.

Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

2

Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -1час:

- составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».

2


Раздел 6. Синтаксис.

6


Тема 6.1.

Основные синтаксические единицы.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение,

сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

2

3

Тема 6.2.

Типы предложений.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения.

2

2

Тема 6.3.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).



2








3




Самостоятельная работа.

1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» - 2 часа;

2. Работа с учебником - 1 час:

- выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм;

3. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний - 1 час.

4


Раздел 7. Нормы русского правописания.

8


Тема 7.1.

Принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.

1

3

Практическое занятие №5. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.

1


Тема 7.2.

Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

1

3

Практическое занятие №6. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.

1


Тема 7.3.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

2







Тема 7.4.

Работа со словарями.

Практическое занятие №7.

2


Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм - 2 часа;

- редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности - 2 час.

4


Раздел 8. Текст. Стили речи.

8


Тема 8.1.

Текст как произведение речи.

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

2

3

Тема 8.2.

Функциональные стили речи и их особенности.

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

2

3

Тема 8.3.

Жанры деловой и учебно-научной речи.

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.

2

3

Практическое занятие №8. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи.

2


Контрольная работа Определение стиля речи (тестирование)



Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -1 час:

- составление таблицы «Функциональные стили речи».

2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -1 час.

3. Лингвистический анализ текста -1 час.

4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час.

4








Раздел 9. Культура профессионального общения

8


Тема 9.1.

Общение с аудиторией

Построение публичного выступления

Понятие об ораторском искусстве. Особенности построения публичной речи. Средства эмоционального воздействия.

Общение с аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.

4


Тема 9.2.

Организация вербальных и невербальных средств общения

Понятие вербальных и невербальных средств общения. Классификация основных невербальных средств общения.

2


Тема 9.3.

Этика и этикет речевого общения

Понятие этики. Профессиональная этика. Профессионализм

Правила и нормы. Этнические особенности общения

2


Самостоятельная работа.

Подготовка реферативного сообщения по теме «Особенности национальной этики»

Подготовка реферативного сообщения по теме «Мода и стиль в жизни делового человека»

2


2


Зачет

2


ВСЕГО:

96


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Для обучающихся


Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - Р.на Д., 2007.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Для преподавателей


Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М. 2011.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2010.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2007.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2004.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.



Интернет-ресурсы

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. ege.edu.ru

3. Филологический портал Philology.ru

4. pomochnik-vsem.ru

5. gramma.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

практические занятия

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

практические занятия, устный опрос, тестирование

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

практические занятия, контрольная работа

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

практические занятия, рефераты

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

практические занятия

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

практические занятия, тестирование

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

практические занятия, диктанты

создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов

практические занятия

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов

устный и письменный опрос, рефераты

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

устный опрос, тестирование

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

контрольная работа

Орфоэпические, лексические,грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

контрольная работа


© 2010-2022