- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Томаева С.К. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РСО-Алания
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Владикавказский колледж электроники
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Владикавказ
2014 г.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»,
11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»,
11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»
Разработчик:
Томаева С.К., преподаватель ГБОУ СПО ВКЭ
Рекомендована научно-методическим советом ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»
Протокол заседания научно-методического совета № __ от «__» _____ 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы
по специальностям:
- 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,
- 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»,
- 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»,
- 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл (вариативная часть)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса:
- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функционирования речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис - будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
контрольные работы
5
практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
работа с учебником
14
работа со словарями, справочниками
4
лингвистический анализ текста
6
работа над рефератами
8
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
3
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка. Виды речевой деятельности.
2
2
Самостоятельная работа. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов»
1
Раздел 1. Язык и речь. Нормы русского литературного языка.
8
Тема 1.1.
Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.
Язык и речь. Основные единицы языка. Устная и письменная речь.
2
2
Тема 1.2.
Русский литературный язык и языковые нормы.
Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы языковой нормы. Словари русского языка.
2
3
Тема 1.3
Основные требования к речи.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
2
3
Практическое занятие №1. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи)
2
Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи.
4
Раздел 2. Фонетика.
6
Тема 2.1.
Фонетические единицы языка.
Ударение словесное и логическое.
Звук и фонема.
Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение.
1
3
Практическое занятие №2. Выполнение упражнений по определению ударения в слове.
1
Тема 2.2.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов.
1
3
Практическое занятие №3. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.
1
Тема 2.3.
Фонетические средства речевой выразительности.
Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.
2
2
Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником -2 час: - составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация».
2. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» -1час.
3
Раздел 3. Лексика и фразеология.
8
Тема 3.1.
Слово в лексической системе языка.
Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
2
3
Тема 3.2.
Лексика с точки зрения ее употребления.
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
2
3
Тема 3.3.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
2
2
Тема 3.4.
Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
Практическое занятие №4. Стилистический анализ текста.
1
Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
1
3
Самостоятельная работа.
1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 часа.
2. Работа с учебником -2 часа:
- выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте;
- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов.
4
Раздел 4. Морфология. Части речи.
4
Тема 4.1.
Морфология. Морфологические нормы
Изучение морфологических норм. Нормативное употребление форм слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.
2
Тема 4.2.
Самостоятельные и служебные части речи. Ошибки в употреблении частей речи
Стилистика частей речи.
Устранение ошибок в употреблении частей речи
2
Самостоятельная работа.
Выполнение упражнений по формообразованию различных частей речи
2
Раздел 5. Словообразование.
4
Тема 5.1.
Способы словообразования. Словообразовательный анализ.
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии.
2
2
Тема 5.2.
Стилистические возможности словообразования.
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
2
2
Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником -1час:
- составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».
2
Раздел 6. Синтаксис.
6
Тема 6.1.
Основные синтаксические единицы.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение,
сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
2
3
Тема 6.2.
Типы предложений.
Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения.
2
2
Тема 6.3.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
2
3
Самостоятельная работа.
1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» - 2 часа;
2. Работа с учебником - 1 час:
- выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм;
3. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний - 1 час.
4
Раздел 7. Нормы русского правописания.
8
Тема 7.1.
Принципы русской орфографии
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений.
1
3
Практическое занятие №5. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.
1
Тема 7.2.
Принципы русской пунктуации
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
1
3
Практическое занятие №6. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.
1
Тема 7.3.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
2
2
Тема 7.4.
Работа со словарями.
Практическое занятие №7.
2
Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником:
- выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм - 2 часа;
- редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности - 2 час.
4
Раздел 8. Текст. Стили речи.
8
Тема 8.1.
Текст как произведение речи.
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).
Описание научное, художественное, деловое.
2
3
Тема 8.2.
Функциональные стили речи и их особенности.
Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
2
3
Тема 8.3.
Жанры деловой и учебно-научной речи.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
2
3
Практическое занятие №8. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи.
2
Контрольная работа Определение стиля речи (тестирование)
Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником -1 час:
- составление таблицы «Функциональные стили речи».
2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -1 час.
3. Лингвистический анализ текста -1 час.
4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час.
4
Раздел 9. Культура профессионального общения
8
Тема 9.1.
Общение с аудиторией
Построение публичного выступления
Понятие об ораторском искусстве. Особенности построения публичной речи. Средства эмоционального воздействия.
Общение с аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.
4
Тема 9.2.
Организация вербальных и невербальных средств общения
Понятие вербальных и невербальных средств общения. Классификация основных невербальных средств общения.
2
Тема 9.3.
Этика и этикет речевого общения
Понятие этики. Профессиональная этика. Профессионализм
Правила и нормы. Этнические особенности общения
2
Самостоятельная работа.
Подготовка реферативного сообщения по теме «Особенности национальной этики»
Подготовка реферативного сообщения по теме «Мода и стиль в жизни делового человека»
2
2
Зачет
2
ВСЕГО:
96
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - Р.на Д., 2007.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.
Для преподавателей
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М. 2011.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2010.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2007.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. pomochnik-vsem.ru
5. gramma.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
практические занятия
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
практические занятия, устный опрос, тестирование
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
практические занятия, контрольная работа
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
практические занятия, рефераты
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
практические занятия
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
практические занятия, тестирование
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
практические занятия, диктанты
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов
практические занятия
Знания:
связь языка и истории, культуры русского и других народов
устный и письменный опрос, рефераты
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
устный опрос, тестирование
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
контрольная работа
Орфоэпические, лексические,грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
контрольная работа