Статья Подросток и литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подросток и литература.




Подростки и литература… Это словосочетание сегодня навевает тревожные размышления, так как чтение в жизни современных подростков просматривается весьма призрачным контуром. Сами подростки признают, что читают «редко и мало», «только по необходимости» и чтение не входит в число любимых занятий. Любопытно, что, мотивируя своё охлаждение к читательской деятельности, подростки апеллируют к понятию «мода»: «чтение стало не модно», «старые книги становятся немодными», «сейчас это уже не в моде», «идёт поколение компьютеров». Избалованные калейдоскопичностью впечатлений, даваемых современной индустрией развлечений, подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий: «читать трудно и долго», «читать долго и лень», «не хочется париться над книгами». Подростки охотно идентифицируют себя с «фанатом улицы», «подростком в Сети», «девочкой-мальчиком с плеером», «телеманом» и только в последнюю очередь - с «книгочеем».

Проблема заключается в том, что подростки могут пользоваться лишь теми достижениями книжной культуры, которые предоставляют им взрослые. Взрослые же - издатели, библиотекари, работники книжной торговли, педагоги, родители руководствуются в своей деятельности по отбору литературы и формированию круга подросткового чтения тем, какой образ юного читателя сложился в их сознании. Они отталкиваются от того, какие книги считают полезными или вредными для подростка, какое чтение - развивающим, одухотворяющим, а какое - вредным, отупляющим, диссонирующим с интересами социальной эволюции молодой читательской поросли.

Как и предполагалось, картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, которую хотели бы видеть взрослые. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» - чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений, переходит в разряд явных и подотчётных сознанию. 98% подростков признают, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что при этом подростки оперируют категориями множественного, а не единственного числа: «мы», «наш возраст», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации.

Основные трудности подросткового чтения связаны со словом, основным средством выразительности книги. На это указывают сами респонденты: «спотыкаюсь о непонятные слова», «буксую в описаниях», «не могу осилить книгу до конца» и, в конечном итоге, - «просто трудно читать и всё». Соответственно, общение с книгой подростки стремятся свести к минимуму, свою читательскую жизнь они не склонны планировать даже на шаг вперёд. Наиболее распространённая подростковая ситуация - «читаю под настроение», «читаю, что попадает под руку». Причём книга, которая «попадает под руку», должна отвечать определённым требованиям - например, быть «простой и умной». «Умная» - это, прежде всего, информативная книга, из которой можно «почерпнуть что-нибудь новое». Сложность в книге подросток не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую книгу».

Универсальный вариант определения хорошей книги у подростков - «интересная». Что для них входит в слагаемые этого понятия? Прежде всего, «захватывающий сюжет», «чтобы развлекало интересными положениями», «увлекало ситуациями». Причём «положения и ситуации» должны быть непременно в пределах жизненного опыта подростка: «про нас», «про современную нашу жизнь», «из нашей жизни».

Роль «интересных книг» в читательской практике современных подростков сегодня зачастую выполняют эрзацы - многочисленные серийные книжные поделки, в точности выполняющие социальный заказ подростка: нагромождение «интересных ситуаций», лёгкий, «понятный» язык, узнаваемые типы героев, налёт непритязательного комизма, счастливый конец. Подтверждается ориентированность на книги из разряда «массовой литературы»; на первых местах в рейтинговой таблице подростков - Д. Ролинг, Д. Емец, Д. Донцова, С. Лукьяненко, Е. Матвеева, Ф. Паскаль, книги по фильму «Зачарованные», бесконечные «детские детективы», «страшилки» и т.д.

Серьёзные потери несёт и техника чтения; качество чтения современных подростков не отвечает вызовам времени и международным требованиям к стандартам грамотности. По данным международного исследования грамотности PISA, российские школьники в последние годы не поднимаются выше 25-го места.

Среди основных причин, обусловливающих кризисные явления подросткового чтения - изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения, резкий разрыв ценностей поколений. Массовое «отпадание» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало её в глазах детей. В отсутствие доказательных обыденных примеров собственного чтения взрослые, побуждающие подростка к чтению, выглядят неубедительно и даже несколько лицемерно. Подростки утверждают: «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное - «не могут объяснить своими словами, зачем читать книги».

Отмечается и некоторая растерянность родителей перед новыми реалиями. Список конкретных книг, которые они считают полезными для подростков, предельно скромен: называются в основном В. Каверин, В. Быков, А. Рыбаков, А. Пушкин, В. Крапивин

Утрата культурной традиции создания и культивирования домашних библиотек в российских семьях привели к разрушению домашней книжной среды. Книжные собрания подростков мизерны, подбор книг случаен, мотивация к развитию домашних книжных собраний снижена.

Широкое распространение новых информационных технологий в условиях отсутствия концептуальной продуманности управления этим процессом сыграло свою роль в усугублении кризисных явлений подросткового чтения. Подростки видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации! Полифункциональность чтения, возможности поликультуры скрыты от современного подростка, многие функции чтения и информационной деятельности остаются для него непонятыми и невостребованными.

Тонкий слой элитных читателей составляет примерно 7-8% от числа опрошенных. Для таких читателей чтение является насущной потребностью, удовлетворяющей глубинные интересы личностного развития. Такой читатель вовсе не обязательно представитель престижной школы, его читательская элитарность - следствие совпадения многих факторов: стимулирующая домашняя среда, хороший учитель, разбудивший «духовную жажду» книги, счастливо совпавшие с читателем в нужный момент.

При всех сложностях нынешнего этапа развития читательской деятельности подростков отмечаются и его положительные стороны: это уверенное использование новых информационных технологий, поливариантность информационного поведения, независимость читателей в формировании круга чтения, эмансипированность от накопленных старшим поколением шаблонов и стандартов. Однако в целом есть основания характеризовать подростковое чтение как критическое, требующее серьёзной коррекции со стороны взрослых. Необходимо понять, что чтение - занятие общечеловеческое, поднимающее на вершины духовных достижений.

Необходимы совокупные общественные усилия для поддержки и стимулирования чтения. Сегодня чтение - дело всеобщее!


© 2010-2022