Программа элективного курса по русскому языку Говорим красиво 9 класс

Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколенияк жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы,вижу в введении элективного курса «Ку...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по русскому языку Говорим красиво 9 класс













ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по русскому языку

в 9 классе

«ГОВОРИМ КРАСИВО»







Пояснительная записка


  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы, вижу в введении элективного курса «Культура речи», который поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся.

Процесс живой речи, как известно, не предполагает постоянного обращения к сведениям о системе языка, то есть человек чаще говорит не так, как надо, а так как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих, в том числе сельских, школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, подчиняющихся определённым законам, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованиями языковых законов.

Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка - речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы. В некоторых семьях учеников нашей школы уровень речевого общения весьма далёк от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. Сказывается и низкий уровень общей культуры родителей, обусловленный оторванностью деревни от центров культурной жизни.

Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: оно изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же в некоторых семьях привычным является употребление нецензурных выражений. Воспитываясь в такой семье, ребёнок соответственно усваивает и её речевые нормы.

Таким образом, я выделю следующие признаки речи среднего школьника, обучающегося в нашей школе:

1) насыщенность речи диалектными словами и выражениями;

2) чрезмерное активное употребление сленговых выражений, особенно в сфере оценки фактов и явлений, вытеснение сленгом и арго литературной лексики;

3) бедный синтаксис, характеризующийся преобладанием неполных предложений, парцеллированных конструкций, как следствие преимущественно устной речевой практики;

4) отсутствие (за редким исключением) оценочной, высокой, абстрактной лексики в речи;

5) неумение создавать развёрнутое связное высказывание, т.е. ученик знает материал и хочет выразить своё мнение (например, о литературном герое), но не умеет высказаться, оформить свои мысли вербально, хотя по наводящим вопросам отвечает охотно и правильно.

Поэтому основное предназначение элективного курса (и это главное в работе учителя сельской школы) - научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

Стилистика и культура речи не преподаются в школе отдельным предметом, а лишь частично включаются в школьную программу. Может быть, поэтому знанием «секретов» стилистики наши учащиеся не могут похвалиться, на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на экзаменах становятся главкой причиной низких оценок.

Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу.

2.Задачи курса:

  1. Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи.

  2. Сформировать представление о роли изобразительных средств в речи, выработать умение умело пользоваться выразительными средствами в собственной речи.

  3. Подвести обучающихся к осознанию, что владение нормами литературного языка - это проявление высокого уровня культуры речи, охраны литературного языка.

3.Цель занятий :

  • научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок;

  • пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;

  • помочь обучающимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;

  • развить творческие способности обучающихся;

  • оказать содействие обучающимся в предпрофильной ориентации.

4.Отличительные особенности данного курса от уже существующих.

Изучение данного курса (в отличие от других) поможет школьникам:

  • научиться общаться и вести беседы;

  • слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;

  • участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;

  • участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;

  • свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;

  • успешно сдать государственную итоговую аттестацию.

5.Возраст детей, на развитие которых направлена программа.

Программа рассчитана для обучающихся 9 классов

6.Срок реализации программы.

1-е полугодие 2013-2014 учебного года.

7. Формы и режим занятий.

Занятия по элективному курсу «Говорим красиво» рассчитаны на 17 часов (1 раз в неделю).

Форма занятий: лекции, индивидуально-групповые занятия, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, семинары-практикумы, практические работы, зачеты, тестирование.

8. Ожидаемые результаты элективного курса.

Введение данного курса должно способствовать:

  • качественному повышению уровня речевой культуры обучающихся;

  • формированию коммуникативной компетенции (организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);

  • расширению культурного уровня обучающихся, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.

Обучающиеся:

  • В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Обучающиеся будут уметь:

  • Правильно подбирать лексические понятия;

  • Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

  • создавать собственные высказывания;

  • сохранять стиль речи до конца высказывания;

  • грамматически правильно выстраивать свою речь;

  • усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Обучающиеся приобретут навыки:

  • работы над благозвучием собственной речи;

  • составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

В процессе преподавания данного курса, помимо предметных, я ориентируюсь и на метапредметные образовательные функции родного языка.

Метапредметные результаты:

  1. владение видами речевой деятельности;

  2. способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

  3. взаимодействие в процессе речевого общения;

  4. овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные результаты:

  1. понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.

  2. воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

  3. достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение культурного речевого общения).

Особенности оценивания достижений обучающихся

На каждого обучающегося заводится технологическая карта, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются по пятибалльной системе достижения обучающихся.

Оцениваются следующие достижения:

  • наблюдение за активностью на занятиях;

  • выполнение творческих, исследовательских работ;

  • зачетная работа (тесты, диктанты);

  • создание и защита собственных проектов;

  • анкетирование;

  • документально-подтвержденные достижения (грамоты, дипломы).

9. Формы подведения итогов реализации программы

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа в форме конференции (1час), где обучающиеся продемонстрируют публичное выступление, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи), и тестирование (2час).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

17 часов

Тема 1. Знакомство с курсом. (1ч.)

Занятие №1

Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка. Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.

Тема 2. Культура речи. Ее предмет и задачи. (2ч.)

Занятие №2

Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Закрепление представления о составляющих культуры речи.

Занятие № 3

Слово - основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.

Тема 3. Языковая норма. (2ч.)

Занятие № 4

Наличие норм - важнейший признак литературного языка.

Занятие № 5

Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

Тема 4. Коммуникативные качества речи. (2ч.)

Занятие № 6

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.

Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.

Занятие №7.

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность - результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, эллипсис. Практическая работа в группах.

Тема №5. Виды речи. (1ч.)

Занятие № 8.

Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть?

Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.

Тема № 6. Фигуры речи. Выразительные средства языка (2ч.)

Занятие №9

Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.

Занятие №10

Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

Тема № 7. Орфоэпические нормы. (1ч.)

Занятие №11

Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.

Тема № 8. Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.(4ч.)

Занятие № 12

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов.

Занятие № 13

Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).

Занятие № 14

Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.

Занятие № 15

Тестирование по теме «Функциональные стили литературного языка».

Тема № 9. Зачетная работа по результатам изучения курса (конференция) (2ч.)

Занятие №16.

Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.

Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).

Занятие №17.

Контрольный (итоговый) тест по курсу «Говорим красиво».



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ заня

тия

Дата

Количес

тво часов

Наименование раздела

Наименование темы

Деятель-

ность

учащихся

Вид и форма

занятий


Контроль


1

1

Знакомство с курсом.

Знакомство с курсом. Презентация курса. Определение основных направлений в работе.

Заполнение анкеты.

Коллективное составление схемы «Структура языка».

Лекция с использованием коллективной формы работы



Анкетирование

2-3

1

Культура речи. Ее предмет и задачи

1 ур. Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.

Выполнение упражнений по культуре речи.

Индивидуально-групповая форма

Термино логичес-кий диктант по нормам русского языка

1

2 ур. Слово - основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.

Выполнение упражнений по культуре речи.

Урок-практикум

Анализ речевых ошибок.

4-5

1

Языковая норма

1ур.Наличие норм - важнейший признак литературного языка.

Коллективное составление схемы «Нормы литературного языка».

Лекция с использованием коллективной формы работы

Анализ текста

1

2ур. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

Работа с текстами

Групповой практикум

Анализ текста

6-7

1

Коммуникативные качества речи.

1ур. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.

Редактирование (работа с текстами) и составление собственных текстов

Урок-дискуссия

Анализ текста

1

2ур.Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность - результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис. Практическая работа в группах.

Практическая работа в группах по устранению лексических ошибок (лишних слов в речи, тавтологии, неуместного повторения слов и т.д.)

Практическая работа в группах

Анализ текста

8

1

Виды речи.

Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание.

Создание проектов: текст-приветствие; информационный текст.

Семинар-практикум

Защита проектов

9-10

1

Фигуры речи. Выразительные средства языка

1ур.Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.

Составление словаря-справочника литературоведческих терминов

Индивидуально-групповой практикум

Создание словарей.

1

2ур.Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Т иАнализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

Работа с текстами

Групповой практикум

Анализ текста

11

1

Орфоэпические нормы

Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.

Выполнение упражнений по культуре речи.

Групповая и индивидуальная работа

Анализ текста

12-15

1

Функциональ-ные стили литературного языка. Стилистические нормы

1ур.Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов.

Составление таблицы «Особенности функциональных стилей литератур-ного языка». Работа с текстом

Лекция с использованием коллективной формы работы.

Анализ текста

1

2ур.Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).

Выполнение упражнений

Индивидуально-групповая работа

Анализ текста


1

3ур.Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи). Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.

Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.

Практическая работа в группах

Защита проектов

1

4ур. Тестирование по теме «Функциональные стили литературного языка».

Зачетная работа

Контроль знаний

Тестиро-вание

16-17

1

Зачетная работа

(конференция) по результатам изучения курса.

1 ур. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).

Составление собственных текстов

Контроль знаний

Публич-ное выступление

1

2 ур. Контрольный (итоговый) тест по курсу «Культура речи».

Заполнение анкеты (рефлексия).

Зачетная работа

Контроль

знаний

Тестиро-вание

Анкетирование





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литература и другие источники, рекомендуемые для обучающихся.

1.Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 4-е изд.- Ростов, 2002

2.Материалы сайтов:

ege.edu.ru

fipi.ru

3.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Санкт-Петербург, 2001.

4.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - Дрофа, 2009.

5.Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или речевой этикет. - Дрофа, 2010.

6.Смирнов А.Е. Дар Владимира Даля (книга для внеклассного чтения). - М.:Дрофа,2010.

Словари

1.Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н. Комплексный словарь русского языка.- Дрофа. Русский язык Медиа, 2009г.

2.Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. - Дрофа. Русский язык. Медиа, 2008г.

3.Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт,1998г.

4.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т.- Дрофа. Русский язык,2008г.

5.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. - Дрофа. Русский язык. Медиа, 2009г.

6.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2002

7.Семенюк А.А. Лексические трудности русского языка (словарь-справочник). - Дрофа. Русский язык. Медиа, 2010.

8.Скворцов Л.И. Толковый словарь правильной русской речи. - М.: Дрофа,2009.

  1. Литература и другие источники, использованные при подготовке программы.

1.Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение- «Учитель» , 2002

2.Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - М. «Просвещение», 2010.





© 2010-2022