Методическая разработка раздела Лексика

Я представляю методическую разработку раздела "Лексика. Культура речи"образовательной программы "Русский язык" в 5 классе в помощь аттестующим на квалификационную категорию учителям по УМК М.Т.Баранова, ТА.Ладыженской,Л.А.Тростенцовой. ПППредлагаемая методическая разработка раздела «Лексика. КультКультура речи» - дополнение к существующим учебникам и учебным пособиям по указанному разделу. ЦеЦелью подготовки данных материалов является: - систематизация изученного обучающимися теоретического мате...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка раздела «Лексика. Культура речи»

образовательной программы «Русский язык» в 5 классе


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не бойся необычных идей

и сумасшедших ответов!

Будь смелее и раскованнее

в своих мыслях и фантазиях!

Помни, ты талантлив

и способен на гениальные открытия!

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение воспитательных, развивающих и образовательных целей. В процессе обучения углубляются знания о лингвистике как науке, формируется представление о языке как многофункциональной развивающейся системе, совершенствуются речемыслительные, интеллектуальные и творческие способности, навыки речевого взаимодействия, а также универсальные учебные умения и навыки, необходимые для продолжения обучения и профессиональной деятельности выпускников. Изучение родного языка является важнейшим условием духовного и нравственного развития личности школьника.

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 - 9 классов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 год.

Назначение программы:

- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.

-Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

Структура школьного курса русского языка в 5 классе:

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности

Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 20+6 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

- развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

- воспитание учащихся средствами данного предмета;

- развитие их логического мышления;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

Принцип построения - концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Одним из важных разделов курса русского языка является раздел «Лексика. Культура речи». Лексика изучает словарный состав языка, т.е. богатства, накопленные всеми многочисленными поколениями наших предков, богатства, которые приумножает каждое новое поколение.

Изучая лексику, мы можем узнать, как жили наши пращуры, чем занимались, во что верили.

Предлагаемая методическая разработка раздела «Лексика. Культура речи» - дополнение к существующим учебникам и учебным пособиям по указанному разделу.

Целью подготовки данных материалов является:

- систематизация изученного обучающимися теоретического материала (на основе системы лексических понятий, знаний о речевой норме, динамической теории нормы, ее вариативности, о правильности речи на уровне лексических и фразеологических норм как одном из ее основных коммуникативных качеств);

- формирование речевой культуры обучающегося в области практического владения лексическими и фразеологическими нормами речи, развитие языкового чутья и оценочного отношения к своей и чужой речи;

- воспитание у обучающихся эстетического отношения к языку, чувства личной ответственности за собственное речевое поведение и за состояние речевой культуры общества;

- повышение мотивации обучения.

Основные вопросы темы «Лексика. Культура речи».

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Повторение темы «Лексика». Развитие речи.

Лексические понятия имеют разную степень трудности для понимания. Для их усвоения требуются определенные фоновые знания. Пятиклассники свободно усваивают лексические понятия, связанные со значением слова, поэтому в программу для них включены слово и его лексическое значение, слова с прямым и переносным значением, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы и антонимы. Для усвоения лексических понятий, связанных с употребительностью, стилем, происхождением, у пятиклассников нет еще фоновых знаний - исторических, литературоведческих и др., поэтому эти понятия включены в программу для VI класса. Так получилось ступенчатое изучение лексики, и оно отражено не только в программе, но и в стабильном учебнике Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (научный редактор Н. М. Шанский).

В программу для V класса частично включены отдельные лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы. Так, переносное значение слова обозначается сокращенно перен., разные значения многозначного слова нумеруются цифрами по порядку, у омонимов справа вверху ставятся цифры 1, 2 и т. д. Перечисленные лексикографические понятия необходимы как для лучшего усвоения лексических понятий, так и для организации словарной работы, для формирования у детей умения находить справки о том или ином слове в толковых словарях.

По сравнению с предыдущими изданиями учебника для V класса раздел «Лексика» не претерпел существенных изменений, поэтому все ранее изданные методические указания к учебнику вполне можно использовать. В связи с расширением общих целей изучения русского языка в школе в разделе «Лексика» уточнена функция слова в языке - служит для наименования реалий (предметов, их признаков, действий, признаков действий, количеств). В этом разделе заменены некоторые тексты, улучшены рисунки, введены рамки, в которых дается происхождение лексикологических терминов, использованных в данном разделе.

При изучении лексикологических понятий необходимо руководствоваться следующими принципами (т. е. научными положениями): экстралингвистическим, грамматическим, контекстным. Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление слова и реалии. Для реализации этого принципа в учебнике использованы соответствующие рисунки. Грамматический принцип основывается на сопоставлении лексического и грамматических значений слова. Так, не всякие одинаково звучащие слова являются омонимами: вода стекла (глагол), а стакан из стекла (существительное) - эти слова не омонимы. Контекстный принцип заключается в выяснении конкретного лексического значения слова, которое только и проявляется из словесного окружения. Так, слова как синонимы мы можем определить только в тексте. То же самое происходит и с многозначными словами, с антонимами и т. д. Следовательно, организуя работу над лексическими понятиями, необходимо опираться на какой-либо из описанных принципов или на их сочетание, если потребуется.

Для ознакомления с лексическими понятиями в учебнике имеется, во-первых, материал для наблюдений, во-вторых, коротенькие лингвистические тексты о том или ином лексическом понятии. Материалы для наблюдений состоят из рисунков и вопросов к ним. В лингвистическом тексте перечисляются существенные признаки лексического понятия.

Материал для наблюдения можно использовать двояко: либо он анализируется под руководством учителя, либо учащиеся анализируют его самостоятельно, индивидуально. Лингвистический текст тоже используется двояко: либо учитель на его основе составляет свое слово и сообщает сведения о новом лексическом явлении в своей краткой речи, либо школьники самостоятельно читают этот текст, выявляя существенные признаки явления.

Во всех четырех случаях ведется подготовка к составлению определения изучаемого лексического понятия. В сильном классе пятиклассники могут это сделать самостоятельно (для этого учитель сообщает формулу определения: синонимы - это слова...), проверив себя по учебнику. В слабом классе целесообразно эту формулу заполнить коллективно под руководством учителя.

Для закрепления полученных знаний и формирования соответствующих лексикологических умений используются упражнения нужных для этого типов:

- нахождение изучаемых лексических явлений (среди слов в тексте);

- подбор слов, обозначающих изучаемое понятие;

- составление словосочетаний или предложений с данными группами слов (синонимами, многозначным словом и т. д.);

- нахождение в толковом словаре слов по заданию;

- нахождение лексических ошибок.

2.Цели и задачи.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

  • расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, фразеологии, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;

  • овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения, навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в различных коммуникативных ситуациях);

  • овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.);

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;

  • готовить к единому государственному экзамену по русскому языку.

Цель раздела: Убедиться в необходимости овладения знаниями, умениями, навыками учащихся по теме «Лексика. Культура речи».

Задачи:

а) Познавательные:

•формирование у школьников лингвистического мировоззрения на лексику и фразеологию как на важные языковые явления (лингвистическая компетенция) в процессе систематизации и обобщения полученных знаний;

  • вооружение обучающихся основами знаний о лексике и фразеологии и нормами правильной речи (языковая компетенция);

  • эстетическое воспитание обучающихся средствами русского языка как учебного предмета.

б) Развивающие:

  • развитие речи учащихся, памяти, логического мышления;

  • развитие умения анализировать и обобщать учебный материал;

  • развитие у обучающихся умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;

  • формирование умения самостоятельной работы с книгой, с дидактическим материалом;

  • формирование умения пользоваться справочным материалом (словари, справочники, ресурсы Интернета);

  • развитие у обучающихся потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

в) Воспитывающие:


  • формирование интереса к уроку русского языка через нетрадиционные уроки;

•содействие осознанию обучающимися ценности изучаемого материала, воспитание культуры общения;

  • формирование таких качеств, как трудолюбие, любознательность, сила воли, самостоятельность;

  • воспитание любви к родине, природе, окружающему миру.

Для реализации целей и задач используются следующие методы:

· репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);

· проблемно-поисковый ;

· коммуникативный, опирающийся на живое общение.

Лингворечевая деятельность учащихся организуется по четырём направлениям: а) чтение, работа с готовым текстом; б) работа с языковыми и художественными средствами; в) литературное творчество учащихся, конструирование текстов; г) публичная речь.


  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями .

Наше время - время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Учителю необходимо выполнить социальный заказ. Но как создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения. Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.

В 5-х классах основной целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода.

У учащихся 11-12 лет формируется теоретическое мышление, наблюдается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Поэтому для этого возраста важным является форма подачи учебного материала. Поддерживать познавательный (усвоение нового материала) уровень этого возраста можно и нужно сменой учебной деятельности с применением нестандартных обучающих средств .

Этот возрастной период является переходным, как в биологическом, так и в социальном плане. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, делающим его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами детского объединения (по Марковой А.К.). При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка - познавательная. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение для развития личности. Учитывая специфику восприятия и освоение учебного материала, в подростковом периоде на занятиях в классе принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом, поощряется взаимная помощь, самостоятельный творческий поиск, поддерживается интерес к специальной литературе по изучаемому курсу. Каждое задание предполагает учет индивидуальных особенностей детей, использование возрастной детской психологии. С этой целью на занятиях предлагаются задания различной степени сложности, которые индивидуально ориентированы на темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, уровень подготовленности в школе, мотивы, статус в коллективе, активность.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате освоения учебного материала данного раздела учащиеся должны

уметь:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

- логически мыслить, решать занимательные задачи, ребусы, самостоятельно их составлять;

-соперничать с позиции доброжелательности друг к другу.

В результате использования в процессе обучения лексике и фразеологии предлагаемой методики зафиксировано:

  • повышение осознанного употребления фразеологизмов;

  • рост интереса к значению слова;

  • увеличение обращений к различным источникам для поиска информации;

  • умение учащихся выделять в слове культурный компонент способствует повышению качества творческих работ;

  • проявление интереса учащихся к занятиям русским языком и практическому использованию полученных знаний (проектная и исследовательская деятельность).

Использование данной методики обучения углубляет знания учащихся по ряду предметов гуманитарного цикла (русскому языку, литературе, иностранным языкам и др.), развивает необходимые предметные и надпредметные умения и навыки школьников, что является основой общей компетентности личности.



5. Обоснование используемых в образовательном процессе по

разделу программы образовательных технологий, методов,

форм организации деятельности обучающихся.

В настоящее время возникла необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов, т. е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении, необходим в современной школе. Каждый ученик должен вовлекаться в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной деятельности каждого ученика, применение им на практике этих знаний и осознания где и как, для каких целей эти знания могут быть применены.

Очень действенным методом для совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей являются игровые технологии. Игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит процесс обучения становится более эффективным.

На современном этапе происходит компьютеризация школы, что изменило весь учебный процесс. При изучении лексики применима технология презентаций, которая, с одной стороны, обеспечивает большую наглядность, с другой, облегчает учителю процесс использования этих наглядностей. Технология презентаций повышает мотивацию учащихся на уроке, на определенном этапе может заменить учителя. На компьютер можно возложить дидактические функции. Компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических средств обучения: магнитофон, телевизор; заменяет и другие средства обучения: доску, книгу.

Презентации могут в доступной и наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. В презентациях могут быть использованы опорные схемы, алгоритмы, рисунки. Уроки могут быть полностью построены на презентации, т. е. все этапы урока построены так, что учитель руководит деятельностью учеников посредством презентации, Иногда презентация используется на каком-то этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.

На уроках по изучению темы «Лексики» использую следующие методы организации деятельности:

- частично-поисковый;

- репродуктивный;

- эвристический;

-объяснительно-иллюстративный;

- проблемный.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

В зависимости от задач урока использую групповую, индивидуальную, дифференцированную работу, работу в парах, эффективно проходит взаимопроверка, самоконтроль. Некоторые дети в силу своих способностей и, как следствие этого, обладающие достаточным багажом знаний, не могут выполнить то или иное задание. У них теряется интерес к уроку и, как следствие, к самому предмету. Чтобы этого не случилось, необходимо поддерживать эту группу учеников посильным для них заданием или упражнением. Стимулирующая оценка способствует большей заинтересованности в выполнении работы, поэтому учащиеся трудятся с большей отдачей на уроке.

Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она повышает ответственность учеников за качество учебы, соблюдение учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, формирует правильную самооценку, порядочность и правдивость.

Формы контроля знаний в 5 классе:

тест;

диктант / диктант с грамматическим заданием;

проверочная работа с выборочным ответом;

комплексный анализ текста;

подробное, сжатое изложение;

сочинение повествовательного характера на заданную тему;

письменный ответ на вопрос проблемного характера;

сочинение по картине;

рассказ о случаях из жизни,

описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Обучающиеся качественно выполняют задания по лексике. Итоговая проверочная работа убеждает в 100% усвоении изученного и 80% уровня качества знаний.

6. Система знаний и система деятельности.

Содержание учебного материала должно составляться с учетом возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новую информацию. Знания могут быть задействованы и из других наук, а также учитывать способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Организация учебной деятельности.

Мотивационный этап - это сообщение о том, зачем нужно изучать данный раздел программы, его цели и задачи.

Операционально - познавательный этап. Здесь усваивают тему.

Рефлексивно - оценочный этап. На нем анализируют проделанную работу, на основании поставленных задач и оценкой работы. Подведении итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы.

Коллективная форма деятельности.

Она создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, т.к. заставляет даже слабых учащихся трудиться, чтобы не быть хуже других.

Оценка результатов учебной деятельности.

Необходимо в оценке результатов давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, подчеркивались положительные моменты.

Стиль деятельности учителя.

  1. Авторитарный - задерживает формирование внутренней мотивации.

  2. Демократичный - способствует формированию.

  3. Либеральный - снижает мотивацию учения.

Различные стили формируют различные мотивы.

Методы мотивации.

  1. Эмоциональные: поощрение, порицание, игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание.

  2. Познавательные: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, жизненный опыт.

  3. Волевые: формирование ответственного отношения к труду, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, прогнозирование будущей деятельности.

  4. Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Лексика. Культура речи»

Тема урока

Знания, умения, навыки

Тип урока

ЦОР

1.

Слово и его лексическое значение

Систематизирование полученных ранее знаний по разделу «Лексика. Культура речи», представление слова как единство лексического и грамматического значений, развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок изучения нового материала

Презентация «Лексика. Основные понятия»

2.

Способы выражения лексических значений слов

Различные способы выражения лексических значений; понятие о сочетаемости слов; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок усвоения новых знаний

3.

Однозначные и многозначные слова

Понятие об однозначных и многозначных словах; нахождение общего в значениях многозначных слов; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Творческая лаборатория, групповая работа

4.

Прямое и переносное значения слов

Понятие о прямом и переносном значениях слов; употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок-исследование

5.

Омонимы

Понятие об омонимах; выработка умений различать омонимы и многозначные слова; употребление омонимов в речи; понятии об омоформах и омофонах; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок изучения нового материала

6.

Синонимы

Понятие о синонимах; выработка умений различать лексические оттенки синонимов; знакомство с стилевой неоднородностью синонимов, с употреблением синонимов в речи; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок усвоения знаний

7.

Синонимы

Закрепление понятия о синонимах, их лексических оттенках, о роли синонимов в речи; развитие навыков работы с толковыми словарями

Систематиза-ция и обобщение знаний по теме «Синонимы». Урок-практикум

8.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Развитие интереса к произведениям живописи, наблюдательности, умения описывать картины; развитие навыков монологической речи, развитие умения употреблять синонимы в речи.

Урок развития речи

9.

Антонимы

Понятие об антонимах; роль антонимов в речи; развитие навыков работы с толковыми словарями

Урок усвоения новых знаний

Презентация

10-11

Р.р. Изложение

Развитие навыков составления плана текста, навыков устного и письменного изложения текста.

Урок развития речи

12.

Повторение темы «Лексика»

Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Лексика».Определение уровня усвоения материала у учащихся, умения применять знания на практике. Формирование логического мышления, интереса к слову, его значимости в нашей речи

Урок-зачет


8. Разработка урока

Примерная структура урока (занятия):

• тема, класс (группа), дата проведения;

• комплекс задач;

  • место урока (занятия) в логике раздела;

• оборудование и материалы к уроку (занятию) (рисунки, схемы, таблицы, слайды);

этапы (может быть план-конспект с хронометражем) и виды деятельности обучающихся;

• формы контроля и оценки результатов занятия.


Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Антонимы»

Цель урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие "антоним".

провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

раскрыть роль антонимов в речи;

пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.

Ход урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Слайд № 2.

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

2.Записываем тему урока.

Назовите антонимы (Солнце - тень, близко - далеко, низко -высоко)

Что же такое антонимы? (Слайд № 3).

Антоним - греческое слово: анти - приставка со значением «противоположный», онима - «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

3. Объяснение темы урока.

Антоним, как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда - ложь, плакать - смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт - перелёт, приехать - уехать) и разнокорневые (тёплый - холодный), антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Работа с учебником Наблюдения над материалом параграфа 69, выполнение заданий (с.148).

4. Закрепление изученного материала

1.Игра «Наоборот» слайд № 4.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо - плохо, великан - кроха, потолок - пол, потерял нашёл).

2.Решение грамматических задач.

Слайд № 5.

Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье - неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

Слайд № 6.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Слайд № 7.

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы - близкие по значению слова. А антонимы - противоположные по смыслу слова.)

Слайд № 8.

В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно - скучно; радостный - грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

Слайд № 9. Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!

Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

Слайд № 10.

Устно подберите антонимы

к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

С каким словом возникли сложности? Почему?

(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа - приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья - низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

Слайд № 11.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Слайд № 12.

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая.

Слайд № 13.

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил - был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час - вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

Слайд № 14.

5.Подытожим урок.

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

6.Объяснение домашнего задания.

1.Параграф 69

2 Упр.362 (письменно), 367 (устно).

Использованная литература:

  • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004

  • Русский язык. Практика.5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.- М. Дрофа, 2010.

  • Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс, Москва, «ВАКО»,2011г.






© 2010-2022