Конспект урока по литературе в 7 классе «Пословицы и поговорки»

Конспект урока по литературе в 7 классе «Пословицы и поговорки»  является уроком изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков. В течение урока учащиеся смогут узнать, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение. В данном конспекте представлены комментарии учителя, работа со словарём, работа с учебником, работа с текстами пословиц и творческие задания. Методические приемы: рассказ учителя, работа с учеником, словарная работа, творческие задания.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 7 классе «Пословицы и поговорки»

Автор: Учитель МОУ СОШ с.Родничок Емельянова Наталья Анатольевна

Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок

Цели урока:

Цели: показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение..

Методические приемы: рассказ учителя, работа с учеником, словарная работа, творческие задания.

Оборудование урока: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля, на доске слева пословицы, справа - поговорки, например:

Ученье свет, неученье- тьма. Своя рука- владыка.

Слова- не воробей, Охота пуще неволи.

Вылетит- не поймешь. За словом в карман

Красна изба углами, не лезет.

а стол- пирогами.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы 11-12 вв.: «Слове о полку Игореве», Повети временных лет». Собирание пословиц началось в 15 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас, относятся к 17-18 вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 17 в. Сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Даль заявил: «В образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нрав или испрошенные отголоски нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков». Больше тридцати лет Даль по крупинкам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собранно огромное количество -25 тысяч пословиц и поговорок.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд- четыре тома «Толстого словаря живого великорусского языка» (1862-1866),где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина:»Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сравнение пословиц и поговорок

- Чем отличаются следующие высказывания:

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»

«Своих ошибок не видишь, а за другими замечаешь» и «В своем глазу бревно не видит, а в чужом- соломинку разглядит»

«Очень умный» и «Семи пядей во лбу»

- Чем отличаются эти пары высказываний?

- Чем отличаются пословицы от поговорок, или это и тоже? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком поговорки?

Комментарий учителя:

В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал:»Поговорка, по данному определению, цветочек, а пословица- ягодка; и это верно». И далее: «Это одна первая половина пословицы».

- Как вы думаете, какую ценность для нас и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (Они выражают народную мудрость и отношение к миру.)

Работа со статьей учебника

1. Чтение статьи учебника(стр. 35-36).

2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорки записать их вместе с определениями в тетрадь.

Работа со словарем

Даль изучали, записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявляется особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа», «любовь», «честь», «доблесть»- и прочтите пословицы, который автор приводит в качестве примера бытования слова.

- Как вы понимаете смысл пословиц, приведенных в статье?

Работа с текстами пословиц

- Прочитайте пословицы, приведенные в учебнике, и объясните их смысл.

- Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?

- Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?

- Прочтите статью в учебнике пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры. Как вы это объясните?

Творческие задания

1. После принятия христианства на Русь пришла письменность. Переводилось Библия и другие религиозные книги. Кроме того, приписывались книги авторов Древнего Рима и Древней Греции, в которых оказалось множество афоризмов. Таким образом, кроме устной традиции пословиц, существовала и письменная. Приведите русские народные пословицы, аналогичные переведенным афоризмам:

Из «Менандра»:

Ум- большое богатство для человека.

Желая жениться, расспроси соседей, а потом женись.

Лучше молчать, чем зло говорить.

Получив добро, помни, а сделав- забудь.

Из «Пчелы»:

Меч губит многих, но не столько, сколько злой язык.

Остра оружия- на его конце, остра же ума- в голове.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Сторонись похвалы, стыдись же укора.

Всем угрожать- злою

Ученье имеет корень горький, а ум сладкий.

Как моль вредит одежде и червь дереву, так печаль- сердце мужа (человека).

Из «Лаврентьевской летописи»

Лучше добрая война, чем худой мир.

Не в силе бог, а в праве.

Из «Ипатьевской летописи»

Не место украшает человека, а человека место.

Один камень много горшков переберет.

Когда бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

2. Составьте диалоги с использованием половиц на темы дружбы, труда. Знания, мудрости.

3. Придумайте вопросы к поговоркам и задайте их своему соседу с тем, чтобы он ответил на него поговоркой. Совпали ли задуманная вами и произнесенная им пословицы? Например:

- В какой поговорке говорится , что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферно, которая в нем царит?

(Красна изба не углами, а красна пирогами).

- Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело? (Дело мастера боится).

- Как отлынивают от работы лентяи? ( Работа не волк, в лес не бежит).

Домашнее задание

1. Найдите про пять пословиц, посвященных временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы.

2. Подготовите письменное толкование понравившееся вам пословицы(мини-сочинение).

3. Выполните задания пособия «Читаем, думаем, спорим…»

(с.22-23) ( по выбору учеников).



© 2010-2022