Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н. С. Лескова Однодум

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 10 классе

по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»

учителя русского языка и литература

МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

Житниковой Галины Александровны


Тема урока: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум»

Цели урока:

Образовательные:

1.Организовать деятельность обучающихся по анализу рассказа Н.С.Лескова «Однодум».

2.Учить обобщать, делать выводы при работе с текстом художественного произведения.

Воспитательные:

1.Вызвать интерес к исторической эпохе, необычной жизненной позиции главного героя.

2.Формировать потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании.

Развивающие:

1.Содействовать умению строить монологические высказывания.

2.Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Ход урока:

  1. Слово учителя

Значительное место в творчестве Н.С. Лескова занял большой цикл рассказов о «праведниках». Создавая их, писатель опирался прежде всего на традиции древнерусской литературы, которая стремилась во многих своих творениях нарисовать радетелей за «правду» (жития святых). Таким героям присущи чувство справедливости, жажда деятельного добра и сострадания, бескорыстие, готовность к самопожертвованию.

Лескову импонировали эти герои и их человеческие качества. Цель рассказов Лескова - ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством…». Особой разновидностью «праведников» в художественном мире Лескова стали «чудаки», российские донкихоты (странники). Таким героем донкихотовского склада у Лескова был «праведник» Рыжов из рассказа «Однодум», удивительный человек, выросший в бедности и сиротстве, философ и самоучка.

- Когда был опубликован рассказ «Однодум»?

В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

- Дайте характеристику эпохи, в которую жил герой произведения.

2.Историческая справка.

Характеристика эпохи, в которую жил герой произведения.

Ко времени царствования Екатерины 2 Российская империя благодаря преобразованиям Петра 1 стала мощной мировой державой. Об этом свидетельствуют развитие промышленности, просвещения, расцвет науки, искусства, литературы, ряд выдающихся открытий, изобретений. Но в связи с развитием производственных сил резко обострились социальные отношения. Внутренняя политика Екатерины 2 защищала прежде всего интересы дворянства, купечества: дворяне были освобождены от военной службы, указами 1765-1767 годов помещикам давалось право без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу, всякая жалоба крестьян на помещика тоже каралась каторгой. Бесправие крестьян выражалось в том, что не существовало никаких размеров крестьянских повинностей, оброка, в отработке барщины, широкие размеры приняла торговля людьми (крестьянами), крепостные подвергались истязаниям, в тюрьмах существовали специальные орудия пыток, увеличилось число бунтующих крестьян.

3.Анализ произведения.

- Итак, история человека, жившего в эпоху правления Екатерины 2, внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов», в 14 лет стал «охочим ходоком с почтою», лет в 26 занял должность квартального и был отмечен за службу орденом Святого Владимира. Прожил Рыжов почти 90 лет.

- Какие характеристики имеет герой?

(«мелкотравчатый» - низкое происхождение, из мелких чиновников;

«…породою удался в мать: он был рослый, плечистый, почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья…»;

«…в 14 лет считал грехом есть материн хлеб…»)

- Какие события и факты запечатлелись жителям Солигалича, и какое место они занимают в композиции рассказа?

(экспозиция - происхождение, характеристика героя,

сюжетный ряд - перечисление фактов биографии героя,

кульминация - приезд губернатора,

эпилог, развязка - сообщение о награде и смерти)

- Стояла ли перед Рыжовым цель добиться более или менее серьезного общественного положения? (нет)

- Что было важно показать для Лескова: служебный путь героя или его глубинное содержание?

(Для автора особый интерес представляет жизненная позиция Рыжова.)

- В чем состоит его жизненная позиция?

- О чем его вечная и постоянная забота?

- Какова система ценностных ориентаций героя? (см. гл. 1, 4)

- Какова общая характеристика философии жизни Рыжова? (см. гл.5)

- Как пытались городничий и протопоп склонить Рыжова к лихоимству? (см. гл. 5-6)

- Какие библейские воззрения прилагал к делу квартальный Рыжов? (гл.

- Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

Заполним таблицу:

Добродетель

Подтверждение

законопослушание

- выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб»,

- «даров не приемлю»

Ответственность за свои поступки, добропорядочность

«женитьба - вещь добрая, она от Бога показана: если требуется - я женюсь»

Честность

«ложь заповедью запрещена - я лгать не стану»

правдивость

« я правду всегда говорю и живу по ней…»

совестливость

«делай по совести»

- Какие два периода можно выделить в его нравственном развитии?

(1.Период духовного созревания - гл.2

2.Период деятельности)

Герой склонен к мудрствованию (любомудрию), имеет философский склад ума.

- Какими прозвищами-именованиями наделен Рыжов?

(однодум, библейский муж, полицейский философ, библейский социалист)

Образ жизни и образ мыслей квартального неоднозначно воспринимают окружающие его люди.

- Как чаще всего именуют героя жители и автор-повествователь? (автор-повествователь: загадочный чудак, однодум, библейский чудак, этот чудак, солигаличский антик; простецы: такой-некий-этакой, отчаянный, батюшка)

В глазах обыкновенных людей не такой, как все, странный человек. Его не понимают. Он одинок. Основная его черта - религиозность. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно»

Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная и прочувствованная жизнь квартального вызвала у «надменного» губернатора уважение. «Характер ваш почтителен», - говорит он Рыжову.

- Каков смысл названия рассказа? (неизменен, верен себе всегда, при любых обстоятельствах. «Образа жизни и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

- Какова главная тема рассказа?

Тема личной ответственности за свой жизненный путь. Духовная опора - не в религии, а в культурной традиции, высокой нравственности.

4. Рефлексия.

- О чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало прочтение рассказа?
















2015 год

© 2010-2022