Урок литературы по рассказу Кусака (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шкредова Н.В. ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. педагога Шкредова Наталия Валентиновна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№ 2 «ОЦ» с. Борское Самарской области

Предмет: литература

Класс 7

Учебник: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014

Тема урока: Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака» Л.Н.Андреева.

Тип занятия: комбинированный

Цели урока:

познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия, уметь устанавливать аналогии, выделять и формулировать познавательную цель.

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

коммуникативные: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.

Планируемые результаты:

личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

предметные: формировать умение анализировать текст художественного произведения, развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы, формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов, сжато излагать повествовательный текст.

метапредметные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Ожидаемые результаты: повышение мотивации к самостоятельному чтению, развитие учебно-познавательного интереса, формирование навыков работы в группе, развитие умения осмысленно анализировать не только художественный текст, но и другие виды искусства.

.



Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим, что собака - друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Э.Асадов

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

1 мин

Приветствие учителя

Сообщение темы урока

Запись в тетрадь

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Мотивация к учебной деятельности

2 мин


Скажите, пожалуйста, интересно ли было читать рассказ? Кого рассказ оставил равнодушным? Заставил ли вас о чём-нибудь задуматься?

Выявление желания познакомиться с творчеством автора.

Рассказать биографию писателя.

Хотели бы вы поделиться впечатлениями о прочитанном?

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Целеполагание

2 мин

Выяснение, какие нравственные ценности положены в основу рассказа?

Формулируют цели и задачи

(активно участвовать в уроке; понять, что думают мои одноклассники о произведении, разобраться, почему люди бывают бессердечными, чем тронул рассказ)

Определите ваши цели урока

регулятивные:

планирование, целеполагание, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Проверка домашнего задания

4 мин

Погружение в урок

6 мин

Просмотр ролика «Притча про собаку»

youtube.com/watch?v=Z3BtztSkC0c

Вопросы по рассказу

Каков жанр произведения?

- Кто является главным героем?

-Какова композиция рассказа?

Рассказ биографии писателя

Смотрят и анализируют события

Выразительное чтение фрагментов рассказа

Что вы можете сказать, посмотрев эту притчу. Является ли человек собаке другом?

Какие чувства у вас вызвал рассказ?

Что произвело на вас самое сильное впечатление в рассказе?

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение

Работа в группах

5 мин

Почему рассказ разделен на пять частей?

Озаглавьте каждую часть, подберите цитаты к каждому пункту плана.

Озаглавливают каждую часть, делают записи в тетрадях, рассматривают иллюстрации в презентации и находят цитаты в тексте к ним.

( цитатный план записывают во второй части таблицы по ходу урока)

Составление плана, выбор иллюстрации


Коммуникативные:

- вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- аргументировать свое мнение

10 мин









Физкультминутка

2 мин







3 мин

Распределяет на группы и дает вопросы каждой группе













Задаёт вопросы: как бы вы сформулировали позицию автора?



Предлагает послушать песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Т. и С. Никитиных

Побуждает сделать вывод по рассказу

Каждая группа в течение 5 минут обсуждает ответы на вопросы

Беседа по первой части

отвечают на поставленные вопросы, опираясь на текст

Беседа по второй части

Работают в группах с текстом, делают выводы, строят высказывания

Беседа по третьей части

Выслушивают ответы, дополняют, подтверждают цитированием

Беседа по четвертой части

Слушают, дополняют друг друга, сопереживают

Выполняют движения, смотря физкультминутку


Работа в парах.




Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образами героев.


Формулируют позицию автора

Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны

Кусака

Бездомная, дикая

Доверяла, расцвела, выла

Всё живое страдает

Собака

Учащиеся рассуждают и приходят к выводу, что интонации различны

Дети высказывают свои суждения по данному вопросу

1 гр. - Что отличало эту собаку от дворовых собак?

- Какие чувства рождались в собаке в одиночестве?

- Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?

- Какую роль играет природа в передаче настроение Кусаки?

2 гр. - Как отреагировала собака на появление девочки?

- Что проявила собака в этом эпизоде?

- Какую кличку и почему дали собаке?

- Почему дачники ее не истребили?

3 гр. - Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

- Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

- Что произошло со злобой Кусаки?

- Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

4 гр. - Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею?

- Почему Кусака не могла радоваться до конца?

- Почему она была такая неловкая?

Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

- Попрощалась ли Леля с собакой?



Предлагает составить синквейн


Определите, чем отличается интонация песни от интонации рассказа.

- О чем заставил задуматься рассказ?

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение;

- построение логической цепи рассуждения:

-наблюдение:

-слушание.

Коммуникативные:

- вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- с достаточной полнотой выражать свои мысли

- аргументировать свое мнение;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

- корректировать поведение

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных отношений

Рефлексия деятельности

(итог урока)

3 мин


Что вы ждали от урока? Совпали ли ваши ожидания с тем, что было на уроке?

Вспомним эпиграф.

Как бы вы ответили на вопрос после прочтения рассказа?

Выразить свое отношение к уроку

Дети делятся своими предположениями, дают оценку своей деятельности

Дети обращаются к эпиграфу и отвечают на вопрос, приходя к выводу, что человек не всегда является другом собаки

Дети выбирают все солнышко, т.к. прониклись сочувствием к обездоленным и брошенным братьям нашим меньшим




О чём задумался сегодня впервые?

Познавательные:

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Домашнее задание

2 мин

Предлагает на выбор творческое задание

Написать сочинение-миниатюру

«О чем сегодня задумался впервые?» или «Взаимоотношения человека и животных»

Учащиеся выбирают задание с учетом своих возможностей

Регулятивные:

- самоконтроль.



© 2010-2022