Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о глаголе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 класс по теме «Понятие о глаголе»

Цели урока:

1. Повторить и расширить представление о глаголе как о самостоятельной части речи.

2. Узнать, какие морфологические признаки, характерные для глаголов, ещё не были изучены, что предстоит выучить на последующих уроках, какие морфемные признаки характерны для глаголов.

3. Научиться по морфемным признакам определять часть речи - глагол, выполнять морфологический разбор.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация , таблица «Морфологический разбор глагола», таблица "Общее грамматическое значение глаголов".

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Мы приступаем к изучению самой "живой", "динамичной" части речи. Она яркая, эмоциональная, придаёт нашей речи движение, действие. Как называется эта часть речи? (глагол) Правильно, это глагол. А сейчас запомните и назовите слова этой части речи в отрывке стихотворения, который я прочту.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит река.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- Назовите слова, которые вы запомнили, выпишите их. Устно попробуйте доказать, что это глаголы.

III. Постановка учебной проблемы.

Выполните разбор слова «летит» по плану, который вы видите на слайде. (слайд 3)

(выполняют, но сталкиваются с проблемой, по некоторым пунктам не могут дать ответ).

Вы выполнили задание? (выполнили, но не всё) Почему? (не всё ещё знаем, что-то забыли) Так что мы должны сделать? (повторить и узнать новое об этой части речи) Сформулируйте тему урока и запишите. (Понятие о глаголе)

Какие цели мы должны поставить?

IV. Этап усвоения новых знаний

  1. Какие признаки у глагола вы не смогли определить в морфологическом разборе?

  2. Предположите, какие темы мы будем изучать на последующих уроках.

  3. Выделите окончания глаголов, которые вы выписали из стихотворения (слайд 4). О чём вам может рассказать окончание? Какие окончания характерны для глаголов?

  4. Выполните морфемный разбор глаголов по вариантам (1 - приехал, 2- рассказал, 3 - смеётся).

  5. Взаимопроверка работ (слайд 6).

Обменяйтесь работами и проверьте правильность выполнения задания.

  1. Беседа по вопросам, подводящая к выводу.

Вывод: ярким морфемным признаком глагола является окончание, по которому можно определить лицо, время, число, спряжение глагола. Морфологические признаки глагола раскрываются в его морфемном составе.

  1. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол? (сказуемым) Какова синтаксическая роль глагола?

Сформулируйте выводы по выполненным заданиям: что это за часть речи, какие морфологические признаки характерны, синтаксическая роль.

V. Работа с текстом. Закрепление навыка использования знаний в новой ситуации.

Задания:

озаглавить текст;

вставить наиболее подходящий по смыслу, точный глагол;

обозначить корни с чередованием и условия выбора гласной.

Текст.

Мы … удобное место, … дров, … костёр, … из рюкзаков свои припасы и … их под деревом. Потом … удочки и … … рыбу.

Но вот над рекой … солнце, и мы … от восторга.

Проверка работы. Какую функцию выполняют глаголы?

VI. Работа в группах. Закрепление алгоритма, определение значения глаголов.

Каждой группе раздаются таблицы "Общее грамматическое значение глаголов".

Задание: распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение; определите морфологические признаки глаголов.

Карточка "Общее грамматическое значение глагола"

Трудовая
деятельность

Умственная
деятельность

Перемещение
в пространстве

Состояние
человека

Состояние
природы

- знобит

- плавает

- учиться

- собираются

- подморозило

- чувствовала

- повторяла

- цементировать

- проговорит

- шагает

- вечереет

- выращивала

- радуется

- мечтать

- путешествовала

- шефствует

Подведём итоги. Как вы справились с заданием?

VII. Итоги урока

Что нового вы узнали о глаголе?

Какую речевую функцию выполняет глагол?

По каким признакам можно «узнать» глагол?

Почему глагол нам необходим в речи?

VIII.Домашняя работа

П. 71, упр. 281 или составить интеллект-карту «Морфологические признаки глагола».



© 2010-2022