ПРОГРАММА МАСТЕР - КЛАССА «Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы как способ формирования метапредметных компетенций»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 61»



ПРОГРАММА МАСТЕР - КЛАССА

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы как способ формирования метапредметных компетенций»


Категория слушателей: учителя русского языка и литературы

Автор: Алекбаева Кадрия Вафировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Набережные Челны

2013



Оглавление

Пояснительная записка………………………………….……......................3

Содержание мастер-класса …………………………………………………7

Методические рекомендации по реализации учебной

программы……………………………………………………………………9

Учебно-тематический план ……………........................................................9

Планируемые результаты…………………………......................................12

Требования к уровню освоения программы мастер-класса …………….12

Материально-техническое обеспечение ……………………………….....14

Литература …………….……………..……………………………………….15





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения выдвигают требование применения в обучении метапредметного подхода. Метапредметный подход в обучении был разработан учёными А. В. Хуторским, Ю. В. Громыко и некоторыми другими. Главным в метапредметном подходе является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, которые учат самостоятельно добывать знания.

Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Метапредметный подход - это раскрытие философских понятий и категорий средствами учебного предмета на основе речемыслительной деятельности учащихся. Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков русского языка позволяет активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость. Исследовательская работа несёт в себе и воспитательный эффект. Ученики становятся более коммуникабельными, включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на факультативных занятиях, конференциях. Работа с метапредметами с успехом может проходить на уроках литературы. Где, как не на уроках литературы, мы можем с учениками рассуждать, раскрывая смысл таких философских категорий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героизм, любовь и ревность, семья, патриотизм, память? И помогают в этом художественные произведения, изучаемые на уроках. Таким образом, метапредметный подход к изучению литературы осуществляет промысливание, а не запоминание важнейших понятий литературы; переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета (в данном случае литературы); использование исследовательского метода на разном учебном материале (художественные произведения).

Работа по данной программе позволяет реализовать требования к личностным и метапредметным результатам обучения. Исходя из вышеизложенного, не трудно сделать вывод: метапредметы нужны с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Ценностью данного мастер-класса является то, что обучение по данной программе позволит учителям русского языка и литературы организовать свою работу на реализацию метапредметных результатов:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

- овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- определять общие цели и пути её достижения: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык и литература».

- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Цель мастер-класса:

  • выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;

  • рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках русского языка и литературы как способ формирования метапредметных компетенций.

Задачи мастер-класса:

  • проанализировать требования ФГОС и методическую литературу по вопросу метапредметного обучения;

  • разработать систему преподавания русского языка и литературы на основе метапредметного подхода как средства формирования ключевых компетенций у учащихся;

  • развивать творческие, человекосообразные возможности уроков, способствовать освоению инноваций на уроках

  • раскрыть содержание каждого этапа обучения;

  • изучить историю развития метапредметного содержания в школьной практике;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 занятие (3 часа).

Введение. Цели и задачи обучения. Метапредметный подход

в обучении русскому языку и литературе как средство формирования

ключевых компетенций. Знакомство с центром дистанционного образования «Эйдос» Рефлексия дня.

2 занятие (3 часа).

Метапредметное содержание образовательных стандартов. Учебный предмет и метапредмет. Технология урока-исследования. Рефлексия дня.

3 занятие (3 часа).

Метапредметные темы в учебных предметах. Метапредметные и исследовательские компетенции. Практическая работа по плану-конспекту урока по теме «Сказки Арины Родионовны и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. А С Пушкина » «Кладовая солнца» М.М.Пришвина. «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого. «Дети подземелья» В.Г.Короленко. Стихотворения А.С.Пушкина. Рефлексия дня. - лекция

4 занятие (3 часа).

Разработка составление и внедрение методических разработок, сопровождающих инновацию. Проблема художественной правды. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина- лекция.

Рефлексия дня.

5 занятие (3 часа).

Разработка метапредметных эвристических заданий. Практическая работа. Художественный текст в процессе литературного исследования. «После бала» Л.Н.Толстого. Рефлексия дня.

6 занятие (3 часа).

Метапредметный подход к проектированию уроков с элементами исследования - лекция. Рефлексия дня.

7 занятие (3 часа).

Разработка плана метапредметного урока - исследования. Практическая работа. Рефлексия дня.

8 занятие (3 часа).

Разработка плана метапредметного урока русского языка. Деловая игра. Рефлексия дня.

9 занятие (3 часа).

Актуализация знаний предыдущего дня. Особенности контроля и оценки образовательных достижений учащихся в процессе освоения ими метапредметного содержания образования. Практическая работа «Валидность и надежность инструментария и процедур оценки» Рефлексия дня.

10 занятие (3 часа).

Актуализация знаний предыдущего дня. Реализация метапредметного подхода во внеурочной деятельности. Литературное краеведение. Деловая игра «Формы работы во внеурочной деятельности». Рефлексия дня..

11 занятие (3 часа).

Обмен мнениями, обсуждение работ.

12 занятие (3 часа).

Защита сценариев фрагмента урока русского языка и литературы

в целом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Одна из особенностей мастер - класса, условие для его освоения - необходимость закрепления полученных теоретических знаний на практике. Слушателям необходимо осознать, что исследовательский метод в обучении очень важен, так как: учащиеся становятся активными участниками получения нового знания, развивается их самостоятельность, аналитическое и творческое мышления, развивается познавательная активность, обеспечивается более прочное усвоение знаний, делает учебную деятельность более привлекательной для учащихся, ориентирует их на комплексное использование знаний.

Учебно-тематический план

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы как способ формирования метапредметных компетенций»

(наименование программы)

Цель: разработать систему преподавания русского языка и литературы на основе метапредметного подхода как средства формирования ключевых компетенций у учащихся. Рассмотреть исследовательский принцип как способ формирования метапредметных компетенций.

Категория слушателей учителя русского языка и литературы

Срок обучения_36 час, 3 часа в неделю, 12 часов в месяц (час., нед., мес.,)

Форма обучения очная

Режим занятий 3 часа в день (час. в день) (час. в день)

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практ., лаб., семинарские занятия

11.

Введение. Определение цели, задачи программы. Термины.


3


2


1


Вопросы для самоконтроля

2.

Основное содержание. Метапредметное содержание образовательных стандартов. Учебный предмет и метапредмет



3



2



1


Индивидуаль-

ная активность

3.

Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследовательский метод как способ формирования метапредметных компетенций


3


2




1

Индивидуальная активность

4.

Разработка составление и внедрение методических разработок, сопровождающих инновацию.

6

3

3

Индивидуальная активность

.5.

Разработка метапредметных эвристических заданий.


9


3




6

Составление сценария урока, выступление

6.

Метапредметный подход к проектированию уроков с элементами исследования


3


2




1

Индивидуальная активность

7.

Разработка плана метапредметного урока - исследования

3

2

1


Индивидуальная активность

8.

Особенности контроля и оценки образовательных достижений учащихся в процессе освоения ими метапредметного содержания образования.


3



1


2

Практическое занятие

5

9.

Итоговый контроль усвоения знаний

3

3

Защита фрагмента урока

ИТОГО


36


16


4


16


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • иметь представление о сути метапредметного подхода в образовании;

  • разбираться в основных понятиях: метапредметные и исследовательские компетенции, универсальные учебные действия, метапрограмма, фундаментальный образовательный объект и др.;

  • получить опыт разработки метапредметных заданий для своих уроков;

  • разработать план-конспект метапредметного урока;

  • защитить собственную разработку, получить отзывы коллег;

  • научиться производить рефлексию собственной деятельности.



ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ МАСТЕР - КЛАССА

Должны знать:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

  • понимание метапредметности в трактовке Ю. В. Громыко и А. В. Хуторского;

  • компоненты метапредметного содержания в обучении;

  • смысл терминов «фундаментальные образовательные объекты» и «универсальные способы действий», «метапредметные и исследовательские компетенции»;

  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного исследовательским методом;

  • уровни действий учащихся на исследовательском уроке;

  • этапы построения сценария занятия, реализующего исследовательский подход;

  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.

Должны уметь:

  • передавать универсальный способ работы, выходя за рамки своего предмета в другие области знаний;

  • ясно представлять, какую базовую способность необходимо формировать у школьников во время учебного занятия;

  • диагностировать базовую способность в ходе обучения школьников;

  • импровизировать, опираясь на сценарий, а не на план урока;

  • составлять и внедрять методические разработоки, сопровождающих инновацию

Формы аттестации и контроля знаний

  • на каждом занятии - активность слушателей мастер-класса;

  • после изучения каждого блока - аттестация в виде моделирования ситуаций на уроке;

  • в конце курса - защита фрагмента урока литературы в условиях перехода к ФГОС.



МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



№ п/п

Наименование

Количество (шт)

1

Интерактивная доска

1

2

Проектор

1

3

Ноутбук или компьютер

1

5

Видеокамера

1

6

Фотоаппарат

1




















Литература

  1. Блинова Е. О роли совместного планирования исследования на уроке rpp.nashaucheba.ru/docs/index-134851.html

  2. Громыко Н.В., Громыко Ю.В. Понятие сценария урока. Формирование филологической культуры. Учебная книга. М.: Пушкинский институт, 2003

  3. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. - Иркутск, 2009

  4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. / standart. edu. ru/.

  5. Коновалова О.Ю. Учебно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций. /festival.1september.ru/articles/100689/.

  6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2008. - №5.

  7. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1september.ru/articles/100689/.

  8. Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения, gisap.eu/ru/node/1384

  9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

  10. Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7.

  11. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты eidos.ru/journareferatwork.ru



15


© 2010-2022