Поурочный план по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс Русская речь

Тема урока: Буквы гласных звуков; буквы согласных звуков, звуковое значение букв е, ё, ю, я; функции букв Ь, Ъ; правила обозначения мягкости согласных.

Цели урока: 1. познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Е,Ю,Я. Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два; способы обозначения мягкости

2.развивать умения различать двоякую роль букв Е,Ё,Ю,Я; располагать слова в алфавитном порядке. Работать над развитием речи учащихся

3. Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.

Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Блиц - опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает "Фонетика"?

- В какой речи используются звуки?

- А в письменной речи?

- Что такое буквы?

- Подберите синоним к слову "алфавит".

- Что такое алфавит, или азбука?

2) Расположить слова в алфавитном порядке:

Буря, буран, мороз, вьюга, пороша*, метель, поземка*.

- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").

- Сколько букв в русском алфавите?

- На какие группы они делятся?

- Сколько гласных букв? Какая позиция для них является сильной?

- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных?

III. Проверка домашнего задания- упр. 25 стр. 16

IV. Объяснение нового материала.

Поурочный план по русскому языку

1. В русском языке 21 согласная буква, Ь,Ъ звуков не обозначают. Звуков же согласных всего 36. Почему? Да потому, что большинство образуют твердую и мягкую пару (15 пар). Но всегда твердыми бывают [ж] [ш] [ц], только всегда мягкими являются [ч], [щ], [й]

В русском языке : гласных букв- 10, а гласных звуков- 6(Таблица а э о у ы я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы], [и]

- Почему так?

- Запишите транскрипцию слов: тема, нёс, люк, мята

- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я? (После согласных).

- Каких? (Мягких).

- Сколько звуков они обозначают? (Один).

- Сделайте вывод.

- Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

- Докажите это.

(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока).

2. Запись темы урока.

- Определите, в каких позициях буквы е, ё, ю, я дают два звука?

Ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём (в начале слова; после Ь и Ъ знаков; после гласной)

V. Закрепление материала.

1. Игра "1" или "2".

Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.

2 Фонетический анализ слов.

- Назвать слова, в которых количество букв и звуков совпадает. (если совпадает хлопок)

I вариант: юг, баян, льёт, поезд.

II вариант: юноша, вьюн, поёт, маяк.

VI. Домашнее задание.

Придумать текст об осени, используя буквы е,ё,ю,я с двойным звучанием

VII. Подведение итогов урока.





© 2010-2022