- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы
Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сеитягяева А.Н. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №10
Тема урока: Пословицы и, поговорки, афоризмы
как разновидность фразеологизмов.
Учитель: Сеитягяева Алие Неримановна
Поурочный план
Класс:6 Дата________
Тема урока: Пословицы и, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов.
Цели:
Познавательная: Расширить знания учащихся о фразеологизмах.
Развивающая: научить шестиклассников правильно понимать и объяснять значение фразеологических оборотов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи.
Оборудование: Учебник, учебные тексты, раздаточный материал, мультимедийные средства, иллюстрация к фразеологизмам, таблицам по фразеологии, «Фразеологический зверинец», «Фразеологический словарь русского языка».
Тип урока: Урок-КВН.
Ход урока
-
Организация класса.
Объявление темы, задач и целей урока.
-
Работа по теме.
Учитель:
Мы начинаем КВН. Для чего? Для кого?
Чтоб не осталось в стороне никого, некого!
Дорогие друзья! Дверь в клуб веселых и находчивых Вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?».
-
Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение. (Вопросы задаются командам по очереди).
-
Водой не разольешь - неразлучные друзья.
-
Как в воду опущенный - грустный человек, у которого неприятности.
-
Толочь воду в ступе - выполнять бесполезную работу.
-
Носить воду решетом - выполнять бесполезную работу.
-
Воды не замутит - очень тихий человек.
-
Как в воду глядел - угадал, предсказал.
-
Как две капли воды - очень похожи.
-
Прошли огонь, воду и медные трубы - все испытали.
Учитель:
Наши гости входят в состав многоуважаемого жюри и сейчас подведут итоги первого конкурса - разминки.
Мы продолжаем путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко. Здесь понадобятся ваши знания и «веселое лукавство ума», как поет в своей песне Владимир Высоцкий:
Много прекрасного в этой стране:
Можно запутаться и заблудиться.
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть - и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело.
Учитель:
Перед вами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы нашей разминки включали это слово. Итак, вопрос: скажите в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово «вода» (кроме названных). За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
(Утопишь в ложке воды, концы в воду, как с гуся вода, много воды утекло, мутишь воду, много воды утекло, вилами по воде писано, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды и т.д.).
Учитель:
А теперь вспомните фразеологизмы со словом «вода» в украинском языке (товкти воду в ступi, нерозлийвода, лити воду на чийсь млин, як с гуски вода, вода й камiнь точить).
Слово жюри.
Обратите внимание ребята, на то, что многие из названных вами словосочетаний могут употребляться и как устойчивые словосочетания, и в прямом значении. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло?». Как вы понимаете эту фразу? Правильно, мы просто слагаем о том, что из разбитого кувшина утекло много воды. А если мы говорим: «С тех пор много воды утекло»? Да, здесь речь идет о времени.
Вопрос:
Я буду называть сочетания слов, а вам нужно составить предложения, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значении, то есть вошли в состав фразеологического оборота.
-
Гладишь по голове.
-
Кормишь завтраками.
-
Вырвать с корнем.
-
Поставить в тупик.
-
Ходишь на цыпочках.
-
Протянуть руку.
-
Выйти из строя.
-
Сесть в лужу.
-
Намылить шею.
-
Прокладывать дорогу.
Слово жюри.
Подведение итогов конкурса, общий счет.
Учитель:
Командам было дано домашнее задание: инсценировать известные фразеологизмы (дело в шляпе, водить за нос, носить на руках, утереть нос и т. д).
Сейчас команды по очереди покажут свои инсценировки, а противники должны назвать загадочный фразеологизм.
Слово жюри.
Учитель: В соревнованиях команд КВН всегда бывает конкурс капитанов. Будет такой конкурс и у нас. Перед капитанами стоит задача: вытягивая по очереди карточки, на которых написаны имена собственные, вспомните, в какие фразеологические обороты они входят.
Ерема: (Я ему про Фому, а он мне про Ерему);
Емеля: (Мели Емеля, твоя неделя);
Фома ( Фома неверующий);
Макар (Куда Макар телят не гонял);
Сенька (По Сеньке и шапка);
Сидор (драть как сидорову козу);
Лазарь (Наобум Лазаря, Лазаря петь);
Филя (филькина грамота);
Учитель: Второе задание для капитанов, - закончить загадки-складки.
Дружнее этих двух ребят
на свете не найдешь.
О них обычно говорят:
водой… (не разольешь).
Мы исходили городок
буквально вдоль и…( поперек).
И так устали мы в дороге,
что еле…(волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
окажешь…(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
поют, кто в лес…(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
от этой песни уши…(вянут).
Слово жюри.
Учитель:
А сейчас задание всем командам. Я показываю картинки, на которых изображено, как бы поняли значение русских фразеологизмов иностранцы. А вы должны эти фразеологизмы назвать.
Учитель: Следующее название командам: напишите фразеологизмы-синонимы к данным:
Поминай, как звали - (след простыл);
Куры не клюют - (хоть пруд пруди);
Водить за нос - (морочить голову);
Глядеть в оба - (держать ухо востро);
Закрывать глаза на что-то - (смотреть сквозь пальцы);
Ни слуху, ни духу - (ни ответа, ни привета);
Пальчики оближешь -(язык проглотишь).
Слово жюри.
Учитель: А теперь назовите антонимы к фразеологизмам:
Жить душа в душу - (как кошка с собакой);
Чуть свет - (на ночь глядя);
Хоть пруд пруди - (как кот наплакал);
Рукой подать - (куда Макар телят не гонял);
Дать волю языку - (держать язык за зубами);
Шуточные вопросы:
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
Есть ли ноги у газеты, у книги? (Держать вверх ногами).
В каком фразеологизме враги именуются друзьями? (Ненавидеть друг друга).
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два).
Что общего у слов дуга, бараний рог, три погибели? (Согнуть).
Слово жюри.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем выборочный диктант. Запишите все фразеологизмы, которые будут встречаться в тексте, который я прочитаю.
Глупые слова.
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно пронюхали о находке, вот кружится одна, другая, третья… Того гляди, утащат среди бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись - лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало, от греха подальше. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать.
Слово жюри.
Учитель: Перед вами фразеологический зверинец. Задание: вспомнить и записать фразеологизмы, в которых бы упоминались бы животные, которые есть в этом зверинце.
Учитель: И последний наш конкурс - «Окончи фразеологизм».
Золотые…Изо дня...Ломать…Лакомый… От нечего…Лицом…Спустя…Не сводить…Зарубить… Мастер…Не долго…Ни живой…До поры…Несолоно…С горем…Калачом…Как рукой…Прикусить…Как снег…Выбиться…Не к селу…Волчий…По головке…Взбрести… Вывести…Плестись…Насиженное…С минуты…Тише воды…Само собой…Поминай…Кривить…Легок…
Слово жюри. Подводятся итоги конкурса и общий итог.
Учитель:
Подводит итоги урока, называет лучших участников и оценки, которые получили дети. Команда - победительница награждается медалью «Знаток русского языка».
Домашнее задание: Записать фразеологизмы со словами «нога» (1 ряд) и «голова» (2 ряд).
Резерв урока.
Есть ли лицо у земли? (Стереть с лица земли).
Можно ли что-нибудь переливать из пустого соседа? (Переливать из пустого в порожнее).
Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).
Есть ли у вопроса ребро? (Поставить вопрос ребром).
Говорят: искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (Его уж и след простыл).
Какое блюдо может быть в голове у людей? (Каша).
Что это?
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неопрятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. Ее «просит» рваная обувь, она в голове у путаника? (Каша).
Ее проглатывают, упорно не желая с кем- нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).
Заметать следы.
На всех парусах
Поставить на карту
Глаза разбежались
Зажимать критику