Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №10











Тема урока: Пословицы и, поговорки, афоризмы

как разновидность фразеологизмов.


Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы




Учитель: Сеитягяева Алие Неримановна







Поурочный план


Класс:6 Дата________

Тема урока: Пословицы и, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов.

Цели:

Познавательная: Расширить знания учащихся о фразеологизмах.

Развивающая: научить шестиклассников правильно понимать и объяснять значение фразеологических оборотов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи.

Оборудование: Учебник, учебные тексты, раздаточный материал, мультимедийные средства, иллюстрация к фразеологизмам, таблицам по фразеологии, «Фразеологический зверинец», «Фразеологический словарь русского языка».

Тип урока: Урок-КВН.

Ход урока


  1. Организация класса.

Объявление темы, задач и целей урока.

  1. Работа по теме.

Учитель:

Мы начинаем КВН. Для чего? Для кого?

Чтоб не осталось в стороне никого, некого!

Дорогие друзья! Дверь в клуб веселых и находчивых Вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?».

  • Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение. (Вопросы задаются командам по очереди).

  • Водой не разольешь - неразлучные друзья.

  • Как в воду опущенный - грустный человек, у которого неприятности.

  • Толочь воду в ступе - выполнять бесполезную работу.

  • Носить воду решетом - выполнять бесполезную работу.

  • Воды не замутит - очень тихий человек.

  • Как в воду глядел - угадал, предсказал.

  • Как две капли воды - очень похожи.

  • Прошли огонь, воду и медные трубы - все испытали.

Учитель:

Наши гости входят в состав многоуважаемого жюри и сейчас подведут итоги первого конкурса - разминки.

Мы продолжаем путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко. Здесь понадобятся ваши знания и «веселое лукавство ума», как поет в своей песне Владимир Высоцкий:

Много прекрасного в этой стране:

Можно запутаться и заблудиться.

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть - и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело.

Учитель:

Перед вами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы нашей разминки включали это слово. Итак, вопрос: скажите в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово «вода» (кроме названных). За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

(Утопишь в ложке воды, концы в воду, как с гуся вода, много воды утекло, мутишь воду, много воды утекло, вилами по воде писано, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды и т.д.).

Учитель:

А теперь вспомните фразеологизмы со словом «вода» в украинском языке (товкти воду в ступi, нерозлийвода, лити воду на чийсь млин, як с гуски вода, вода й камiнь точить).

Слово жюри.

Обратите внимание ребята, на то, что многие из названных вами словосочетаний могут употребляться и как устойчивые словосочетания, и в прямом значении. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло?». Как вы понимаете эту фразу? Правильно, мы просто слагаем о том, что из разбитого кувшина утекло много воды. А если мы говорим: «С тех пор много воды утекло»? Да, здесь речь идет о времени.

Вопрос:

Я буду называть сочетания слов, а вам нужно составить предложения, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значении, то есть вошли в состав фразеологического оборота.

  1. Гладишь по голове.

  2. Кормишь завтраками.

  3. Вырвать с корнем.

  4. Поставить в тупик.

  5. Ходишь на цыпочках.

  6. Протянуть руку.

  7. Выйти из строя.

  8. Сесть в лужу.

  9. Намылить шею.

  10. Прокладывать дорогу.

Слово жюри.

Подведение итогов конкурса, общий счет.

Учитель:

Командам было дано домашнее задание: инсценировать известные фразеологизмы (дело в шляпе, водить за нос, носить на руках, утереть нос и т. д).

Сейчас команды по очереди покажут свои инсценировки, а противники должны назвать загадочный фразеологизм.

Слово жюри.

Учитель: В соревнованиях команд КВН всегда бывает конкурс капитанов. Будет такой конкурс и у нас. Перед капитанами стоит задача: вытягивая по очереди карточки, на которых написаны имена собственные, вспомните, в какие фразеологические обороты они входят.

Ерема: (Я ему про Фому, а он мне про Ерему);

Емеля: (Мели Емеля, твоя неделя);

Фома ( Фома неверующий);

Макар (Куда Макар телят не гонял);

Сенька (По Сеньке и шапка);

Сидор (драть как сидорову козу);

Лазарь (Наобум Лазаря, Лазаря петь);

Филя (филькина грамота);

Учитель: Второе задание для капитанов, - закончить загадки-складки.

Дружнее этих двух ребят

на свете не найдешь.

О них обычно говорят:

водой… (не разольешь).

Мы исходили городок

буквально вдоль и…( поперек).

И так устали мы в дороге,

что еле…(волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

окажешь…(медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

поют, кто в лес…(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

от этой песни уши…(вянут).

Слово жюри.

Учитель:

А сейчас задание всем командам. Я показываю картинки, на которых изображено, как бы поняли значение русских фразеологизмов иностранцы. А вы должны эти фразеологизмы назвать.

Учитель: Следующее название командам: напишите фразеологизмы-синонимы к данным:

Поминай, как звали - (след простыл);

Куры не клюют - (хоть пруд пруди);

Водить за нос - (морочить голову);

Глядеть в оба - (держать ухо востро);

Закрывать глаза на что-то - (смотреть сквозь пальцы);

Ни слуху, ни духу - (ни ответа, ни привета);

Пальчики оближешь -(язык проглотишь).

Слово жюри.

Учитель: А теперь назовите антонимы к фразеологизмам:

Жить душа в душу - (как кошка с собакой);

Чуть свет - (на ночь глядя);

Хоть пруд пруди - (как кот наплакал);

Рукой подать - (куда Макар телят не гонял);

Дать волю языку - (держать язык за зубами);

Шуточные вопросы:

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).

Есть ли ноги у газеты, у книги? (Держать вверх ногами).

В каком фразеологизме враги именуются друзьями? (Ненавидеть друг друга).

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два).

Что общего у слов дуга, бараний рог, три погибели? (Согнуть).

Слово жюри.

Учитель: А сейчас мы с вами проведем выборочный диктант. Запишите все фразеологизмы, которые будут встречаться в тексте, который я прочитаю.

Глупые слова.

Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно пронюхали о находке, вот кружится одна, другая, третья… Того гляди, утащат среди бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись - лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало, от греха подальше. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать.

Слово жюри.

Учитель: Перед вами фразеологический зверинец. Задание: вспомнить и записать фразеологизмы, в которых бы упоминались бы животные, которые есть в этом зверинце.

Учитель: И последний наш конкурс - «Окончи фразеологизм».

Золотые…Изо дня...Ломать…Лакомый… От нечего…Лицом…Спустя…Не сводить…Зарубить… Мастер…Не долго…Ни живой…До поры…Несолоно…С горем…Калачом…Как рукой…Прикусить…Как снег…Выбиться…Не к селу…Волчий…По головке…Взбрести… Вывести…Плестись…Насиженное…С минуты…Тише воды…Само собой…Поминай…Кривить…Легок…

Слово жюри. Подводятся итоги конкурса и общий итог.

Учитель:

Подводит итоги урока, называет лучших участников и оценки, которые получили дети. Команда - победительница награждается медалью «Знаток русского языка».

Домашнее задание: Записать фразеологизмы со словами «нога» (1 ряд) и «голова» (2 ряд).

Резерв урока.

Есть ли лицо у земли? (Стереть с лица земли).

Можно ли что-нибудь переливать из пустого соседа? (Переливать из пустого в порожнее).

Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).

Есть ли у вопроса ребро? (Поставить вопрос ребром).

Говорят: искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (Его уж и след простыл).

Какое блюдо может быть в голове у людей? (Каша).

Что это?

Ее заваривают, затевая какое-нибудь неопрятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. Ее «просит» рваная обувь, она в голове у путаника? (Каша).

Ее проглатывают, упорно не желая с кем- нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).

Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы

Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмыУрок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмыУрок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмыУрок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмыУрок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы

Заметать следы.

На всех парусах

Поставить на карту

Глаза разбежались

Зажимать критикуУрок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмыУрок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы


© 2010-2022