Урок русского языка для 5 класса «Лексика. Словарное богатство русского языка»

Одной из важнейших задач развития ре­чи учащихся является управ­ление процессами обогащения словаря школьников, упорядочение словарной работы, вы­деление основных её направлений и их обоснование.В данной методической разработке представлен конспект урока для учащихся 5 класса по теме: «Лексика. Словарное богатство русского языка» по учебнику под редакцией В.В.Бабайцевой.На уроке ребята знакомятся с основными понятиями лексикологии.Главная цель  на уроке по изучению лексики - научить школьников п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка 5 класс


Загородских Лариса Витальевна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МАОУ СОШ №4 Пермский край г. Чайковский


Тема урока: Лексика. Словарное богатство русского языка.

Цели урока:

  1. Дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику).

  2. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;

  3. Учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.

Формируемые на уроке УУД:

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;

- умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация;

- умение воспринимать текст как смысловое целое;

- умение находить ответы на вопросы в тексте;

- умение делать выводы.

Коммуникативные:

- умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- саморегуляция эмоционального состояния;

Личностные:

- умение определять правила работы в группах;

- умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;

- саморефлексия.

Мотивационный этап


  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на

наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо присядем.


  1. Выход на тему урока совместно с учащимися.

Перед вами два текста. Прочитайте их и определите, что общего в этих текстах? (Учащиеся читают тексты. Делают вывод, что в обоих текстах речь идёт о берёзе)

Молодцы, а теперь скажите, чем они отличаются? (Об одном и том же дереве говорится по-разному. В первом тексте автор говорит о берёзе как о символе России, о свойствах этого дерева. Во втором тексте автор не даёт точного описания дерева, им, прежде всего, руководят чувства, он воспевает красоту этого дерева…)

Действительно, читая первый текст, мы овладеваем лишь научной информацией, точными данными о берёзе и её свойствах, не испытывая при этом никаких чувств. Второй же текст, стихотворение Сергея Есенина, помогает нам образно представить красоту берёзу, пережить вместе с лирическим героем чувства, которые он испытал увидев её.

Скажите, с помощью чего автору удаётся создать красоту, благодаря чему мы можем представить себе образ этой картины? (С помощью красивых образных слов)

Вы правы, благодаря множеству красивых, выразительных слов.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Молодцы, действительно, тема нашего урока «Словарное богатство русского языка».


  1. Использование приёма «Верю - не верю» для проверки первичных знаний.

Слово сопровождает вас всюду, и на сегодняшний день вы наверняка уже немало о нём знаете. Но что-то, возможно, ещё остаётся неизвестным. Чтобы уточнить ваши знания, проведём небольшую проверку.

У вас на партах лежат листочки с таблицей, я предложу вам несколько

утверждений по теме нашего урока, а вы выберете «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы. (Зачитывается утверждение. Учащиеся отмечают в первой колонке знаком «+», если согласны с утверждением, знаком «-», если не согласны)


  1. Верите ли вы, что слово - основная единица языка?

  2. Верите ли вы, что лексикология - это наука о словарном составе языка?

  3. Верите ли вы, что слова языка образуют его словарный состав, или лексику?

  4. Верите ли вы, что словарный запас школьника составляет примерно 3600 слов?

  5. Верите ли вы, что слово «Даль» может обозначать не только далёкое место, видимое глазом?


  1. Совместное целеполагание.

Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы

думаете, почему? (Не хватает знаний по теме)

С какими словами вы не встречались раньше? (Лексикология, лексика)

Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с основными понятиями)

А для чего это нужно? Указать жестом на тему урока (Чтобы обогатить свой словарный запас)

Обогащение словарного запаса - вот основная цель нашего урока.

Отложите листочки в сторону, мы к ним ещё вернёмся.

Основной этап


  1. Приём «Мудрые совы» для получения новой информации по теме урока и её осмысления.

А сейчас добудем знания, которых нам сегодня, как мы убедились, не хватает.

Обратимся к тексту, над содержанием которого вы будете работать в парах. Он находится на ваших партах.

Итак, первое: прочитайте текст и ответьте на вопросы по тексту, пользуясь карандашом. (Дети читают текст, отвечают на вопросы)

Слова как значимые единицы языка служат для наименования

предметов (стол, гроза, дуб и т.д.), их признаков (деревянный, ночной, могучий и т.д.), их действий (сломаться, разразиться, качать и т.д.), количества (пять, семнадцать, сто и т.д.).

Слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Лексика изучается в специальном разделе науки о языке -

лексикологии.

Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова

исчезают, потому что перестаёт существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т.д.

Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Трудно

сосчитать все слова русского языка и включить их в словари, даже самые большие.

Известно, что лексикон (запас слов) школьника составляет примерно

3600 слов, а взрослого - 12000 слов.

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре,

достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов.

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.


  1. Найдите и подчеркните в тексте основные понятия. (лексика, лексикология, лексикон)

  2. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной.

  3. Подумайте, какой вывод по тексту можно сделать для себя? (нужно стремиться к пополнению и обогащению своего словарного запаса)

(Дети работают в парах, отвечая на вопросы, после этого ведётся проверка:

Работа с понятиями

дети называют понятия, учитель размещает их на доске; затем учитель демонстрирует карточку со значением одного из понятий: «К какому понятию можно отнести это значение?». Ребята соотносят значения с понятиями, затем учитель задаёт вопрос: «Какое понятие из трёх вы будете использовать, говоря о себе?»

Вывод

Подводя итог сказанному, учитель спрашивает: «То есть, что именно вы будете обогащать?» - лексикон)


  1. Организация работы по созданию толкового словаря.

В 19 веке жил один замечательный человек, который собирал … слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Так родился «Толковый словарь живого великорусского языка». Это четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено 200000 русских слов.

Сегодня мы тоже будем собирать слова, чтобы создать свой «Толковый словарь». В одном таком словаре мы соберём слова, так или иначе, имеющие отношение к природе.

Времени у нас немного, и чтобы слов получилось как можно больше, разделимся на группы.

Каждая группа получит лист, который станет частью «Толкового словаря».

На листе будет указана тема, к которой вы будете подбирать слова. Слов должно быть по 3 в каждой группе. В правом столбике вы запишете сами слова, а в левом - дадите толкование этим словам.

1 группа (4 человека) будет собирать «лесные» слова.

2 группа - «полевые и луговые» слова.

3 группа - «речные»

4 группа будет подбирать слова, обозначающие явления природы.

5 группа вспомнит названия и даст своё объяснение обрядовым праздникам.

Приступаем к работе, на выполнение у вас есть 3 минуты. (дети подбирают слова, дают объяснение, учитель в группах говорит о том, чтобы были назначены выступающие, помогает выстроить полный ответ: «Наша группа подбирала слова по теме…» )

Проверим, что у вас получилось, называя пока только слова. (Учащиеся зачитывают слова, дают объяснение только того, которое попросит учитель)

Молодцы, хорошо поработали, а теперь, посмотрите на слова на слайде.


  • ЗЛАК -

  • АГРАФЕНЫ-КУПАЛЬНИЦЫ -

  • КОВЫЛЬ -

  • ДОЖЖ -

  • ЛАГУНА -

Их 5, как и количество групп. По толковому словарю Даля определите, какое слово должно быть записано в словаре вашей группы. Найдите его и расскажите всем, что оно обозначает. (Учащиеся работают с толковым словарём, находят и записывают своё слово и дают его толкование)

Учитель размещает листы со словами в «Толковый словарь» на доске, делает вывод:

Молодцы ребята, посмотрите, как много слов вы написали, и это ещё далеко не полный словарь. На будущее: если вам встретится незнакомое, новое для вас слово, куда вы обратитесь? (В «Толковый словарь»)

Конечно, помните: словари - ваши помощники!

Учитель убирает с доски значения понятий

«Лексика, лексикология, лексикон»


Рефлексивно-аналитический этап


  1. Использование приёма «Верю - не верю» для определения уровня усвоения полученных знаний.

Вернёмся к таблице «Верю - не верю», где вы либо соглашались, либо не соглашались с утверждениями по теме урока. Попробуем это сделать снова и посмотрим, получили ли вы новые знания по теме урока.

(Учащиеся работают с таблицей во второй колонке, сравнивают и проверяют ответы)

Изменились ли ваши ответы? Почему в некоторых пунктах произошли изменения? (Да. Так как получили новые знания)

А теперь сверим ответы.

(Учитель демонстрирует на слайде утверждения. Учащиеся проверяют свои ответы)


  1. Оценка результативности урока.

Поднимите руку те, у кого получился такой же вариант. (В случае неправильных ответов, учитель говорит о том, что это лишь первый урок по теме. Есть над чем ещё задуматься)

Вернуться к цели урока


Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели? (Да. Мы познакомились с новыми понятиями, пополнили и обогатили свой словарный запас)

На следующих уроках вы продолжите работу по расширению и обогащению вашего лексикона, познакомитесь с новыми понятиями. Ведь, чем больше человек знает, тем богаче его речь, тем свободнее он себя чувствует и точнее может выразить свои мысли.


  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы не случайно начали говорить о берёзе, к тому же, одна из групп подбирала слова, обозначающие названия обрядовых праздников на Руси. Так вот в России есть замечательный обрядовый праздник «Святой Троицы», в этом году он будет 23 мая. В этот день в берёзовых рощах вьют венки, пускают их на воду, водят хороводы. Давайте и мы тоже встанем в круг. Почему круг? Потому что по древнеславянским обычаям круг - это оберег. Оберегая народные традиции, оберегая все знания, полученные на уроке, всё доброе и хорошее, завершим урок, продолжив фразы, которые вы видите на слайде:

Мне было трудно…

Мне показалось интересным…

Теперь я знаю…

Я сегодня на уроке понял…

Меня удивило…

Рефлексия учителя


Подводят итог по теме нашего урока, мне хочется добавить :

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Мне было легко работать с вами. Спасибо, ребята, вам за урок!


© 2010-2022