Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

Тема урока

Кол-во час

Требования к уровню подготовки учеников


Дата проведения

План

Факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык - это прежде всего язык русского народа, русской нации

01.09-05.09

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Знать предмет изучения синтаксиса отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных знать порядок синтаксического разбора простого предложения Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять слово сочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.

3

Пунктуация. Пунктуацион­ный разбор

1

Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора.

Уметь составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью.

4-5

Лексикология и фразеология

2

Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синони­мы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные сло­ва», «жаргонизмы», «устаревшие слова».

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

6-7

Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова

2

Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы де­лятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфоэпии. Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический разбор слова, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

08.09-12.09

8-9

Словообразова­ние и морфемика. Морфемный и словообразовательный разбор.

2

Знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, спо­собы образования слов; знать о связи орфографии со словообразо­ванием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, про изводить мор­фемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм.

10- 12

Морфология и орфография. Морфологичес­кий разбор слова

3

Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать формы изменения глагола; как опре­деляется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологичес­кого разбора изученных частей речи; знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике. Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глаго­ла, образовывать указанные формы глагола, производить морфоло­гический разбор изученных частей речи; уметь группировать сло­ва по имеющимся в них орфограммам; подбирать при меры с изу­ченными видами орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; графически обозначать условия выбора пра­вильных написаний; определять тип и стиль текста; языковые сред­ства, характерные для указанного стиля; определять основную мысль текста; уметь передавать свое впечатление от картины в форме письма.

15.09-19.09

13

Контрольный диктант

1

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора.

14

(Р) Текст. (Р) Стили лите­ратурного

языка

1

Знать определение текста, название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца; смыс­ловые типы текстов.

Уметь составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте; доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений; определять тип текста, до­казывать принадлежность текста к названному типу; делить текст на абзацы; озаглавливать текст.

15

Р.р. Публицистический стиль речи.

1

Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать.

16

Причастие как часть речи

1

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у прича стий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным час тям речи в форме рассуждения.

17

Причастие как часть речи

1

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении.

22.09-26.09

18

Склонение причастий

1

Знать о склонении полных причастий в единственном и множествен ном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

19-20

Причастный обо­рот. Выделение причастного обо­рота запятыми

2

Знать определение причастного оборота; что в предложении при­частный оборот является одним членом предложения (определени­ем); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме.

Уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к ко­торым они относятся; определять место причастного оборота по от­ношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным обо­ротом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.


21

(Р) Описание внешности че­ловека

1

Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности опи­сания внешности человека: структуру текста, языковые особенно­сти (в том числе специальные «портретные слова»).

Уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»); определять роль описания от­дельных элементов внешности человека для передачи особеннос­тей его характера; различать официально-деловой и художественный стили описания человека.

22

Действительные и страдательные причастия

1

Знать определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий.

Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и стра­дательных причастий.

29.09-03.10

23

Краткие и пол­ные страдатель­ные причастия

1

Знать о том, что страдательные причастия настоящего и прошед­шего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изме­нения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий; ударение в кратких страдательных при­частиях (взята, переведена, прuвезена и др.).

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударе­ние в полных и кратких страдательных причастиях.

24-25

Действительные причастия насто­ящего времени. Гласные в суф­фиксах действи­тельных причас­тий настоящего времени

2

Знать, как образуются действительные причастия настоящего вре­мени; суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать действительные причастия настоящего време­ни; правильно выбирать и писать гласные у(ю) и а(я) в действи­тельных причастиях настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.


26

Действительные причастия про­шедшего време­ни

1

Знать, как образуются действительные причастия прошедшего вре­мени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего време­ни; разграничивать действительные причастия настоящего и про­шедшего времени, группировать словосочетания с названными при­частиями; заменять в предложении глаголы действительными при­частиями настоящего и прошедшего времени.

27

(Р) Изложение с изменением фор­

мы действующего лица Упр. 100

1

Знать особенности изложения с изменением формы действующего лица. Уметь составлять вопросный план исходного текста; выявлять

ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с измене­нием лица.

06.10-10.10

28-29

Страдательные

причастия насто­ящего времени. Гласные в суф­фиксах страда­тельных причас­тий настоящего времени

2

Знать, как образуются страдательные причастия настоящего вре­мени; суффиксы страдательных причастий настоящего времени; ус­ловия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причас­тий настоящего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные причастия настоящего времени страда­тельными; правильно выбирать и писать гласные е и и в суффик­сах страдательных причастий настоящего времени; графически обо­значать условия выбора правильных написаний; уметь выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот.

30

Страдательные

причастия про­шедшего времени.

1

Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего вре­мени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего време­ни; находить страдательные причастия прошедшего времени; опре­делять форму причастий.

31

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких стра­дательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях.

Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

32-33

Одна и две бук­вы н в суффик­сах страдатель­ных причастий прошедшего вре­мени. Одна бук­ва н в отгла­гольных прила­гательных

2

Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн В причастиях; условия выбора н и нн В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения страдательных причастий про­шедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах; знать слова-исключения; ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего време­ни; разграничивать страдательные причастия прошедшего времени отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн В суф­фиксах причастий и отглагольных прилагательных; графически обо­значать условия выбора правильных написаний; уметь писать сло­ва-исключения; уметь правильно ставить ударение в полной фор­ме действительных и страдательных причастий прошедшего времени (поднявший - поднятый, начавший - начатый и др.).

13.10-17.10

34-35

Одна и две бук­вы н в суффик­сах кратких стра­дательных при­частий и в крат­ких отглаголь­ных прилага­тельных

2

Знать об условиях перехода причастий в прилагательные; знать ус­ловия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причас­тий и в кратких отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отгла­гольных прилагательных, выбор н и нн В суффиксах.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедше­го времени, заменять глаголы краткими страдательными причасти­ями, разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные; правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь описывать внешность друзей, знакомых по фотографии.

36

(Р) Выборочное

изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А.

Шолохова «Судьба человека» ) Упр. 130

1

Знать особенности выборочного изложения (воспроизведение од­ной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности.

Уметь определять основную мысль изложения; выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека); состав­лять план изложения; излагать подтему исходного текста.

37

Морфологический разбор при­

частия

1

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письмен­ный) причастия.

20.10-24.10

38

Контрольный диктант

1

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять морфологический разбор причастия.

39-40

Слитное и раз­дельное написа­ние не с прича­стиями.

2

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с при­частиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, свя­занные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке приме­ров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями ).

41

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий про- шедшего времени

1

Знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффик сах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи. Уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм.

42-43

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы С ним знакомы» У. 145-146

2

Уметь собирать материалы к сочинению: определять, что относит ся к теме будущего сочинения; фиксировать свои наблюдения и мысли; систематизировать материалы; в письменной форме состав лять собственный текст- описание внешности человека по лич ным наблюдениям.

05.11-07.11

44

Повторение

1

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами.

45-46

Контрольный диктант и его анализ

2

Уметь правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, морфологически разбирать причастия, делать синтаксичский разбор предложения с причастным оборотом, видеть суффиксы причастий.

47

Деепричастие как часть речи

1

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глаго­ла и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозна­ченные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные дей­ствия, в предложениях; определять синтаксическую роль дееприча­стия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий.

10.11-14.11

48-50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричаст­ном обороте

3

Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричаст­ных оборотов на письме.

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопре­деленной формой глагола деепричастиями и деепричастными обо­ротами; распространять предложения за счет включения в них дее­причастного оборота: правильно расставлять запятые при одиноч­ном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

51

Раздельное на писание не с деепричастиями

1

Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

52

Деепричастия несовершенного вида

1

Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (черпая, балуясь и др.).

53-54

Деепричастия совершенного вида

2

Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями, находить и выделять на письме деепричастные обороты совершенного вида.

17.11-21.11

55-56

(Р) Сочинение- рассказ на ос нове картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. У. 187

2

Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

24.11-28.11

57

Морфологический разбор деепричастия

1

Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.

58

Повторение

1

Уметь распознавать деепричастия; по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи. Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

01.12-05.12

59-60

Наречие как часть речи

2

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям;. находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

61-62

Смысловые группы наречий

2

Знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

63

Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») У. 211

1

Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей. Уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу.

08.12-12.12

64-65

Степени сравнения наречий

2

Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наре чия и прилагательные в форме сравнительной степени.

66

Морфологический разбор наречия

1

Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия.

67

Сочинение-рассуждение на тему "Прозвища" У. 217

1

Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему.

68-70

Слитное и раз дельное написание не с наре чиями на -о и

3

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивaть наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

15.12-19.12

71-73

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наре чий

3

Знать условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, графически обозначать условия выбора правильных написаний

74-75

Одна и две бук вы н в наречиях на -о и

2

Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

22.12-26.12

76

Описание действий

1

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и устранять

ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля.

77

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. У. 240

1

Знать особенности жанров публицистического стиля -- репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения. Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения.

78

Буквы о и е по сле шипящих на конце наречий

1

Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наре чий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

79-80

Буквы о и а на конце наречий

2

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

12.01-16.01

81

Подробное изложение с эле ментами сочине ния Упр. 248

1

Знать характеристики подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.

82

Описание действий чело века по картине Е. Н. Широкова

«Друзья»

Упр. 249

1

Знать особенности описания внешности и действий человека, ком позицию рассказа по картине. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).

83-85

Дефис между частями слова в

3

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания.

86-87

Слитное раздельное написание приставок в образованных от существительных и количественных числительных

2

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем

19.01-23.01

88

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и. неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением Ь после шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

89-90

Повторение

2

Уметь распознавать наречия. Знать группы наречий, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила.

91-92

Контрольный диктант Работа над ошибками

2

Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора.

26.01-30.01

93-94

Категория состояния как часть речи

2

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

95-96

Морфологический разбор категории состояния

2

Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния.

02.02-06.02

97

Сжатое изложение с описанием состояния природы. (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») Упр. 281

1

Знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме).

98

Сочинение на лингвистическую тему Упр. 282

1

Уметь создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему.

99

Самостоятельные и служебные части речи..

1

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их

100-101

Предлог как часть речи

2

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.

09.02-13.02

102-103

Употребление предлогов.

2

Знать об однозначных и многозначных предлогах. Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием под ходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.

104-105

Непроизводные и производные предлоги

2

Знать неморфологический способ образования производных пред логов; отличия производных предлогов от непроизводных. Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благода ря, согласно, воnреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

16.02-20.02

106

Простые и составные предлоги

1

Знать, какие предлоги являются простыми, какие - составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.

Уметь находить простые и составные предлоги; группировать сло­восочетания с простыми и составными предлогами.


107

Морфологический разбор предлога

1

Знать порядок морфологического разбора предлога.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письмен­ный) предлога.


108-109

Рассказ-ре портаж на ос нове увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному на чалу. Упр. 307

2

Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий че­ловека.


110-112

Слитное и раз дельное написаниe производ ных предлогов

3

Знать условия выбора слитного и раздельного написания производ­ных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

24.02-27.02

113

Союз как часть речи

1

Знать определение союза как служебной части речи; синтаксичес­кую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; опреде­лять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, меж­ду простыми предложениями в составе сложного; уметь пользо­ваться в речи союзами-синонимами.

114

Простые и со­ставные союзы

1

Знать, какие союзы являются простыми, какие - составными. Сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отече­ственного языка».

Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложе­ния с составными союзами.

115-116

Союзы сочини­тельные и под­чинительные

2

Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные.

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочини­тельными и подчинительными союзами; разграничивать сложносо­чиненные и сложноподчиненные предложения.

02.03-06.03

117

Запятая между простыми предложениями в союзном слож­ном предложении.

1

Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении.

Уметь находить границу между простыми предложениями в соста­ве союзных сложных; употреблять запятую между простыми пред­ложениями в составе союзных сложных; определять грамматичес­кие основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

118-119

Сочинительные союзы

2

Знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные); перечень союзов, входящих в каждую группу; текстообразующую роль союзов.

Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; рас­полагать части составных союзов (как..., так и, не только...,но и, не то..., не то и др.) перед разными однородными члена­ми и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запя­тую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам

120-121

Подчинитель­ные союзы

2

Знать группы подчинительных союзов по значению; перечень сою­зов, входящих в каждую группу.

Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; со­ставлять сложные предложения из простых с использованием под­чинительных союзов; составлять сложные предложения с подчини­тельными союзами по указанным схемам.

09.03-13.03

122

Морфологический разбор со­юза

1

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письмен­ный) союза.


123-124

Сочинение­рассуждение на дискуссионную тему «Книга ­наш друг и со­ветчик»

Упр. 343

2

Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля.

Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указан­ную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.


125-127

Слитное напи­сание союзов также, тоже, чтобы, зато.

3

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, что­бы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с части­цами, местоимения с предлогом...

Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной ор­фограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

16.03-20.03

128-129

Повторение све­дений о предло­гах и союзах

2

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски.

130

Контрольный диктант

1

Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора.

131

Частица как часть речи

1

Знать определение частицы как части речи. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола.

132-133

Разряды частиц. Формообразующие частицы

2

Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами. Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении.

30.03-03.04

134-136

Смысловые частицы

3

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

137-138

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.

06.04-10.04

139-140

Сочинение­ рассказ с ис­пользованием

сюжета карти­ны (К Ф. Юон«Конец зимы. Полдень» )

Упр. 382

2

Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе.

Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; про износить этот текст (не читая).


141

Морфологичес­кий разбор час­тицы

1

Знать порядок морфологического разбора частицы.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письмен­ный) частицы.


142-143

Отрицательные частицы не и ни

2

Знать, что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни.

Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни слу­жит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания.

13.04-17.04

144-145

Различение час­тицы и пристав­ки не­

2

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными ча­стями речи.

Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графиче­ски объяснять условия выбора правильных написаний; группиро­вать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые ­включали бы причастия с частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

146-147

Сочинение-

рассказ по дан­ному сюжету I Упр. 402

2

Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога.

Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одно­го из его героев.

20.04-24.04

148-149

Частица ни, приставка ни -,

союз ни - ни

2

Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни - ни.

Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни-, союз ни ­- ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний.


150

Повторение

1

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности, передачи разных смысловых оттенков речи, различать "не" - "ни", безошибочно употреблять с разными частями речи.

151-152

Контрольный

диктант.

Работа над

ошибками, допу­щенными уча­щимися в кон­трольном дик­танте.

2

Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить звучащий текст в соответствии с нормами письма.

27.04-30.04

153-154

Междометие

как часть речи

2

Знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и

служебных частей речи; производные и непроизводные междоме­тия; употребление междометий в значении других частей речи.

Уметь находить междометия в предложении; группировать предло­жения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интона­ционно выделять междометия.

155-156

Дефис в междо­метиях. Знаки препинания при междометиях

2

Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках пре­пинания при междометиях.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора прав ильных написаний; вы­делять междометия знаками препинания; составлять диалог, вклю­чая в него междометия; выразительно читать предложения с меж­дометиями

157

Разделы науки о русском язы­кe.

1

Знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стра­не, его место в международной жизни.

Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международ­ной жизни в форме научного описания.

04.05-08.05

158

Текст. Сти­ли речи

1

Знать признаки текста; виды текста, их отличие друг от друга; сти­ли речи и их особенности, их отличие друг от друга; группировку жанров по стилям речи.

Уметь определять вид текста, принадлежность текста к стилю ре­чи; группировать жанры по стилям речи; доказывать принадлеж­ность текста к стилю речи.


159

Контрольное сочинение на предложенную тему I Упр.428

1

Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях своего класса в жанре заметки информационного характера. Определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи, определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки, соблюдать нормы литературного языка.

160

Фонетика. Графика

1

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о язы­ке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; по­рядок фонетического разбора слова.

Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфа­вита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов.

161

Лексика

и фразеология

1

Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лекси­ческого значения от грамматического; общее и различное у сино­нимов, антонимов; роль диалектных, жаргонных, профессиональ­ных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка.

Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять лексическое и грамматическое зна­чение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение.

162

Морфемика. Словообразова­ние

1

Знать определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образо­вания слов; порядок разбора слова по составу и словообразователь­ного разбора.

Уметь рассказывать о строении и образовании слов в форме науч­ного описания; группировать слова по способам их образования; обозначать состав слов и подбирать исходное слово; производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

11.05-15.05

163-164

Морфология

2

Знать определение морфологии как раздела науки о языке; опре­деление части речи; три группы частей речи в русском языке; мор­фологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова.

Уметь рассказывать о частях речи в форме научного описания; оп­ределять части речи в предложении; определять синтаксическую роль указанных частей речи; производить морфологический разбор слов

165-166

Орфография

2

Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы; опознавательные приметы орфограмм; места орфограмм в слове и между словами; условия выбора орфограмм.

Уметь рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания; находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; определять места нахож­дения орфограмм, виды орфограмм; графически обозначать усло­вия выбора правильных написаний.

167

Синтаксис

1

Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назна­чение словосочетаний и предложений в языке; строение словосо­четаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию вто­ростепенных членов предложения; синтаксический разбор предло­жения.

Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в слово­сочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, каки­ми членами предложения они являются; находить предложения с деепричастными оборотами; сложные предложения.

18.05-22.05

168-169

Пунктуация

2

Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о свя­зи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки различ­ных знаков завершения; условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложе­ния, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять усло­вия выбора постановки знаков препинания.

170

Контрольный

диктант.

1

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста. Языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.


© 2010-2022