- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Вводное занятие по теме Русский язык и культура речи
Вводное занятие по теме Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богданова Г.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение. 1.Язык и речь.
Цели:
Дать понятие о национальном русском языке и его разновидности, о русском литературном языке и его признаках, языковой норме и типах норм. Определить сходство и различие между языком и речью.
Время: 2 часа.
Литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений. М:. Издательск. Ценр «Академия», 2011, стр. 17-21, 46-47.
2. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. В.Д.Черняк. - СпБ.: САГА:М.: ФОРУМ, 2007, стр.
3. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов на Дону: «Феникс», стр. 71 - 81.
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Персидский поэт и мыслитель
XIII в. Саади
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
Коротко охарактеризуйте данные разделы науки о языке.
Лингвистика
Лексикология
Фразеология
Фонетика
Орфоэпия
Графика
Словообразование
Морфология
Синтаксис
Орфография
Пунктуация
Стилистика
Учение о стилях речи, средствах языковой выра-
зительности и условиях использования их в речи
Культура речи
Раздел языкознания, изучающий практическую
реализацию в речи норм литературного языка
П. Новый материал.
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Как вы понимаете слова Саади?
Сократ когда-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Именно «увидел», а не «услышал». Почему он именно так сказал? Попробуем разобраться. Первое впечатление о человеке мы получаем по его внешнему виду, но это не может стать окончательным мнением о нем. Ведь только пообщавшись с ним, мы понимаем, что это за человек, о чем он думает, к чему стремится, о чем говорит, как строит высказывание, какие слова употребляет. Недаром говорят в народе: «По одежке встречают - по уму провожают». А как мы определим, умен ли человек? Только пообщавшись с ним. Следовательно, речь человека - это показатель его интеллекта.
Слова «язык» и «речь» являются многозначными. Давайте определим значения этих слов.
ЯЗЫК
РЕЧЬ
1. подвижный мускулистый орган в ротовой полости;
2. блюдо, приготовленное из языка;
3. способность человека говорить, выражать свои мысли (отнялся язык);
4. способ, манера выражения, свойственные кому-либо ( у него злой язык);
5. объект или предмет, имеющий удлинённую, сужающуюся к концу форму (язык пламени);
6. народ, этнос (И назовёт меня всяк сущий в ней язык. А. С. Пушкин);
7. пленный (взять языка);
8. стиль речи, присущий кому-либо (язык Пушкина);
9. способность говорить, выражать словами мысль
1. индивидуальная манера говорить (невнятная речь);
2. способность говорить, выражать словами мысль;
3. публичное выступление ( произнести речь);
4. разговор, беседа (ото всюду слышалась речь)
Язык и речь совпадают лишь в одном значении: способность говорить, выражать словами мысль.
Но между этими понятиями существенная разница
-
Язык
Речь
1. Нематериален
2. Отражает коллективный опыт
3. Конечен
1. Материальна
2. Индивидуальна
3. Бесконечна
Язык - это средство общения, а речь - результат использования языковых средств. Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное. Общее (язык) выражается в частном (речи).
Язык - это система знаков и символов, речь - это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только в речи.
Единицами языка являются: фонема (на фонетическом уровне), слово, предложение и словосочетание.
Единица речи - высказывание. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.
Основными функциями языка /речи являются:
-
информационная - передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
-
коммуникативная - функция общения;
-
экспрессивная - непосредственное выражение чувств, эмоций;
-
эстетическая - функция воздействия;
-
фатическая - установление контакта между участниками общения.
-
метаязыковая - использование языка для описания предмета.
Особенности устной и письменной формы речи
Русский литературный язык
2 формы
УСТНАЯ
-
Предполагает наличие
Собеседника
-
Спонтанность - неподготовленность
-
Нормы снижены
(разговорный стиль)
-
Реакция собеседника: одобрение - неодобрение
ПИСЬМЕННАЯ
-
Предполагает отсутствие собеседника (обращена к отсутствующему)
-
Подготовленная речь
(работа над формой и содержанием)
-
Строгие нормы ЛЯ
-
Отсутствие реакции одобрения - неодобрения
Национальный язык и его разновидности
Национальный язык (н.я.)- язык данного народа (нации), взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков. Литературный язык - это исторически сложившаяся высшая форма национального языка.
Нелитературные варианты языка:
1) Диалекты - территориальные разновидности речи..
Примеры: векша (белка), гашник (пояс), околица (обл.), кочет (обл.).
2) Профессионализмы. Примеры: баранка, лапша.
3) Жаргон. Примеры: читалка
НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
(правила использования речевых средств)
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ
(написание слов)
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ
(произношение)
-
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
(образование слов)
-
ЛЕКСИЧЕСКИЕ
(употребление слов)
-
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
(употребление форм слов)
-
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
(построение слов и предложений)
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
(постановка знаков)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
(правильное использование языка в разных ситуациях и сферах общения
Для устной речи
Для письменной речи
-
Орфоэпические нормы (правильное произношение и ударение)
-
Орфографические и
-
пунктуационные нормы
Для устной и письменной речи
-
Лексические нормы
-
Морфологические нормы
-
Синтаксические нормы
-
Стилистические нормы
По степени обязательности для говорящего различаются:
1. Обязательные нормы закрепляют только один вариант как единственно верный; магази'н
2. Вариантные (не строго обязательные, нормы предусматривают возможность свободного выбора вариантов: например, возможно употребление следующих существительных и в муж. и в жен. роде: манжет - манжета
3. Равноправные варианты - дублеты (параллельные формы, говорящий может выбрать любую из них: творо'г - тво'рог
Ш. Закрепление изученного
1)Заполните свободные клетки таблицы:
Литературный язык
Образцовый вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях
Нелитературный вариант языка, используемый людьми на определенных территориях в сельской местности
Нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев городского населения и придающий ей неправильный и грубый характер
Нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении между представителями некоторых социальных групп
Задание. Как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык.
Задание. Прочитайте пословицы и поговорки со словом язык. Раскройте смысл каждого изречения. Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как средстве общения.
Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.
Задание. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите те из них, которые характеризуют говорящего, разделив их на две группы: положительно оценивающие и отрицательно.
Боек на язык. Держать язык за зубами/на привязи. Длинный язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остер на язык. Проглотить язык. Попадать на язык. Развязать язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тянуть/ дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный/подвешенный язык. Язык заплетается. Язык без костей. Язык прилип/присох к гортани. Язык не повернется/не поворачивается сказать. Языком трепать/чесать/болтать/молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Черт дернул за язык. Будто/ словно/точно корова языком слизнула. Как языком слизнуло. Показывать/показать язык. Язык на плече. Вертится на языке/на кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Говорить на разных языках.
Домашнее задание. (на выбор)
1. Подобрать 7 - 10 пословиц, поговорок, афоризмов по теме «Слово, язык, речь».
2. Объясните понятие «экология речи». Дайте 3-4 совета школьнику-иностранцу, как избежать «загрязнения» речи. Запишите их.
Индивидуальное задание.
- (работа в библиотеке) Составьте каталог книг по культуре речи.
-Сообщения:
А) Обращение в русском языке;
Б) ТЫ, ВЫ-общение.
В) Речевой этикет.
Народная мудрость. Подобрать пословицы и поговорки о речевых нормах поведения.