- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по произведению Сказка о рыбаке и рыбке
Конспект урока по произведению Сказка о рыбаке и рыбке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевчик Л.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения
Тема Какие вопросы задают сказки?А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
-
Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
-
Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
-
Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
-
Формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
-
прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и ветхой землянки,
-
рисунок рыбки у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки, обложка для будущей книги «Сказка о рыбаке и рыбке»,
-
тексты напечатанных пословиц,
-
альбом « Палех. Искусство древней традиции.»
-
книга «Сказки А.С.Пушкина»,
-
портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве.
Ход урока
1.Орг.момент
-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости и им будет приятно увидеть,чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.
а) Работа со словариком настроения
Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.
2. Актуализация знаний учащихся
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
-Как вы понимаете эти слова?
3.Сообщение темы и цели урока.
-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.
4. Рассказ о поэте.
-А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.
(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.
2. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
- Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
3. Работа со сказкой.
1. Анализ сказочных примет.
- Давайте, ребята, докажем, что это произведение - сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой - золотая рыбка,
« жили тридцать лет и три года» - магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки
2. Характеристика героев - персонажей сказки
- Назовите главных героев сказки.
- Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
( на доске карточки со словами:
старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)
- Почему вы так считаете?
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
- Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
3. Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите данные рисунки. СЛАЙДЫ
- Что на них изображено?
- Везде ли море одинаково? Почему?
( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)
- Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?
- Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?
( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)
ФИЗМИНУТКА
4. Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
5. Работа с пословицами.
- Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.
- Объясните смысл каждой пословицы.
( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)
7. Выразительное чтение отрывков из сказки.
-Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?
(Анализ ответов детей)
8. Работа с рисунками детей.
-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».
-Как ещё можно использовать эти иллюстрации?
-Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке». Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)
(Показ альбома)
2.Итог. Рефлексия
Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой. Теперь я передаю вам эту игрушку, а вы по очереди называете . что нового вы узнали на этом уроке