Конспект интегрированного урока русского языка и литературы по рассказу Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»

Замысел урока заключается в стремлении познакомить обучающихся с биографией и творчеством Юрия Коваля. Сценарий урока составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока общеметодологической направленности. Урок учит анализировать произведения малой прозаической формы, постигать глубинный смысл рассказов, видеть образы и символы и разгадывать их. Умения, формирующиеся на уроке могут применяться на других уроках (работа со словарем, умение анализировать и сопоставлять, выдел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы по рассказу Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами» учителя русского языка и литературы Ольховой С.А.

Тема урока: «Образы и символы в рассказе Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, толковый словарь русского языка, тексты, раздаточный материал, портрет писателя, минеральная вода, стаканы.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения новых элементов.

Универсальные учебные действия:

Личностные - развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-эстетических отношений.

Познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текстов художественной литературы, знаково-символические действия, включая моделирование.

Коммуникативные - умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.

Регулятивные - способность планировать реализацию учебных задач, контролировать и оценивать свои действия по результату.

Ход урока:

1. Мотивация

Учитель: Бывает ли тебе грустно…, когда ты стараешься побыть наедине с собой…, остаться в таком месте, где тебя никто не потревожит? Какое же это место?

Примерные ответы учеников: Любимый уголок - своя комната, место на опушке леса, берег родной реки и др.

Учитель: Послушайте запись (звуки водной стихии на фоне классической музыки П.И. Чайковского «Времена года - Октябрь: Осенняя песнь»). При прослушивании делайте пометы на розданных листочках о чувствах, возникающих у вас от услышанного. Слова на должны быть одной части речи.

О чём эти звуки? Что они пробудили? Что вам представилось?

Какие слова вы записали? Это слова какой части речи?

Примерные ответы учеников: Это звуки, которые мы может услышать, находясь у воды: плещутся волны, журчит ручей. Они навеяли воспоминания о походе, рыбалке.

Учитель: Можно ли говорить о том, что музыка помогает вам фантазировать и представлять?

Примерные ответы учеников: Да.

2. Актуализация

Учитель: Как одним словом назвать то, что вам представилось? Эту картинку?

Примерные ответы учеников: В нашем воображении появились символы и образы.

Учитель: Где мы можем встретить образы? Сформулируйте тему и цели урока на основе ответов.

Примерные ответы учеников: В художественном произведении. Таким образом, тема сегодняшнего урока следующая «Образы и символы в рассказе Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Цели урока: проанализировать рассказ и выявить созданные в нем символы и образы.

Работа учеников-консультантов. (Слово об авторе)

1 консультант:

Детство, семья
Коваль Юрий Иосифович, детский писатель, сценарист мультфильмов, детских кинофильмов, автор и исполнитель песен, художник и скульптор родился 9-го числа в феврале месяце 1938 года в городе Москва. Он был младшим братом политолога и историка Бориса Иосифовича Коваля. Родители: отец был на службе в уголовном розыске, мать работала в психиатрической больнице главным врачом. Детские годы писателя пришлись на войну. В это время он заболел костным туберкулёзом.

Образование

Юрий Коваль закончил педагогический институт и один год работал в Татарии в сельской школе. Его специальность была "преподаватель литературы, русского языка, истории и рисования". Во время учёбы в институте он увлёкся скульптурой, мозаикой и фреской, занимался рисунком и живописью

Консультант 2:

Творческий путь писателя
В Москве Юрий Коваль стал работать учителем в средней школе для рабочей молодёжи. Писал он в это время под псевдонимом довольно оригинальным - "Фим и Ам Курилкины, сотрудничал с журналом "Детская литература". Он написал свою первую "Сказку о том, как строился дом", повесть для детей, в 1966 году. Затем Коваль стал заниматься только писательским трудом и публиковался в "Мурзилке" и других журналах. Громкий успех принес ему рассказ "Алый" о жизни на погранзаставе. Юрий Коваль открыл им серию "пограничных" рассказов. На сценарий рассказа "Алый" был снят фильм.

Юрий Иосифович Коваль стал писать произведения для детей в начале 60-х годов. Он был награждён дипломом Аркадия Гайдара в 1983 году и был лауреатом конкурса на лучшее литературное произведение для детей. При жизни было опубликовано более 30 книг. Произведения для взрослых менее известны, чем детская литература. Роман "Суер-Выер" был отмечен премией на Международном конгрессе писателей-фантастов в 1996 году. Книга была посвящена Бэлле Ахмадулиной.

Вопросы консультантов:

Какое образование имел писатель?

В каких сферах культуры попробовал себя?

В чем специфика его рассказов?

Какое произведение Коваль посвятил Бэлле Ахмадулиной?

Выразительное прочтение фрагмента произведения (диалогическое чтение)

Учитель: Вам стало известно, что Ю. Коваль является автором многих произведений для детей. О чем же произведение, которое вы читали дома?

Примерные ответы учеников: Это произведение о мальчике и девочке, которые задумались о смысле жизни.

Учитель: Сейчас я предлагаю выразительно прочитать фрагмент рассказа по ролям.

(Чтение диалога героев по ролям)

3. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа с пометами

Учитель: Спасибо нашим актерам. Их выразительное чтение помогло правильно понять настроение произведения. Каково же оно?

Примерные ответы учеников: Настроение произведения грустное, герои задумчивые, переживающие за себя и окружающих.

Учитель: Дома, читая рассказ, вы делали пометы: (! - важно для понимания идеи рассказа; + мне это знакомо, ? - это требует дополнительного объяснения).

Разберём слова с пометой «?». Посмотрите значение этих слов в словаре.

Опираясь на пометы «!», заполните кластер, находящийся у вас на партах.

А) Выделение главных образов.

Б) Какие еще образы есть в рассказе? Что герои одушевляют?

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы по рассказу Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»

Работа в группах

Учитель: При входе в учебный кабинет вы брали разноцветные фигурки. Теперь объединитесь по группам по цвету. Должно получиться три группы.

Задание 1

1 группа выписывает эпитеты из произведения;

2 группа выписывает олицетворения;

3 группа слова с корнем -вод- и слова, символизирующие воду.

Группа готовит ответ на вопрос, с какой целью автор использует найденные вами средства.

Задание 2

Найдите в последнем абзаце произведения фразу, содержащую эпитет, олицетворение и слово вода.

Примерные ответы учеников: «Вода с закрытыми глазами»

4. Включения изученного в систему знаний

Учитель: Какое слово в этом словосочетании главное?

Примерные ответы учеников: Вода. Группа 3 рассказала о том, что вода в произведении играет важную роль, а если обратиться к теме урока, то выясним, что роль воды еще и символична.

Учитель: Какова же символика воды в рассказе?

Примерные ответы учеников: Вода в рассказе везде: ручей, облака, вода в кружке. Можно предположить, что Нюра пришла к ручью с целью успокоиться, рассказать природе о своих проблемах, поэтому вода в рассказе является символом успокоения и умиротворения.

Учитель: Какой еще символ присутствует в рассказе? В чём он проявляется? Где мы его видим?

Примерные ответы учеников: В рассказе есть также символ осени, который проявляется в состоянии природы и героев: «Он случайно появился среди пасмурной осени», «каким коротким будет этот день», «поляны, заваленные опавшим листом», «Ты чего невесёлая?».

Эксперимент

Учитель: На протяжении всего рассказа Нюра не выпускает кружку из рук. Как она пьет воду? Почему?

Примерные ответы учеников: Нюра пьет воду с закрытыми глазами. Возможно, так вода кажется вкуснее.

Учитель: У каждого из вас на парте стоит стакан с водой. Возьмите его и выпейте немного воды так, как это делает Нюра. Что вы чувствуете?

Примерные ответы учеников: Появилось чувство спокойствия. Можно сделать вывод, что вода обладает целительными свойствами.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Составьте синквейн в парах по сегодняшнему уроку.

Примерные ответы учеников: Осень. Грустный, холодный. Унывать, пить, исцелиться. Вода обладает целительными свойствами. Вода

Учитель: Зачитайте свои синквейны.

Домашнее задание: 1. Сделайте иллюстрации к рассказу.

2. Раскрасьте рассказ: каждая часть речи - определенный цвет.



© 2010-2022