Конспект на тему: Главные и второстепенные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект на тему :Главные и второстепенные члены предложенияУрок-путешествие по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Главные и второстепенные члены предложения

Цель:

  • повторить изученные правила орфографии, развитие орфографической зоркости;

  • закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения, способах их выражения;

  • повторить грамматические разборы;

  • развивать творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, связную речь;

  • развивать познавательный интерес к предмету "русский язык";

Оборудование:

1. Слайды со сказочными иллюстрациями на интерактивной доске.

2. Карточки для групповой работы.

3. Схема - "Теремок".

4. Портрет Пушкина.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Слова учителя.

Посмотрите, ребята, на этот сказочный домик. Вспомните, какую тему мы изучили и попробуйте угадать, кто живет в сказочном домике?

(В домике два этажа, на верхних окошках схемы подлежащего и сказуемого , на нижних - дополнения, определения, обстоятельства. Названия членов предложения закрыты. Дети сначала определяют по схемам члены предложения, потом открывают окошки. Остаются две длинных полоски на верхнем и нижнем этажах. Угадывают, что скрыто за полосками).

2. Повторение теории.

Давайте подробнее расскажем о сказочных обитателях. У каждой группы есть карточки для работы. Найдите задание №1. (Приложение 1)

  • 1 группа. На какой вопрос отвечают определения? Что они обозначают? Какой части речи относятся? Какую часть речи поясняют?

  • 2 группа. На какой вопрос отвечают дополнения? Что они обозначают? К какой части речи относятся?

  • 3 группа. На какой вопрос отвечают обстоятельства? Что они обозначают? К какой части речи относятся?

- Все ли мы открыли окошечки у домика?

- Про каких жителей мы еще не вспомнили? (главные члены предложения)

- Расскажите про них. На какой вопрос отвечают главные члены предложения? Что они обозначают? Как они связаны между собой? Как по другому называют главные члены предложения?

3. Словарно-орфографическая работа. (Самопроверка)

(Учитель сначала диктует слова, а затем дети сверяют с написанным на интерактивной доске)

На доске: Золотая рыбка, у самого синего моря, кораблик подгоняет, с морскою тиной, невеста молодая, гостей встречает, в светлой горнице, гоняешь стаи туч.

- На какую тему даны словосочетания? (На сказочную).

- Сказочная тема поможет нам обобщить изученный материал. Мы отправимся в сказочное путешествие, и в этом нам поможет А.С. Пушкин.

4. Повторение синтаксического разбора.

Прочитайте предложение на доске. Из какой сказки взята это строка?

Выполните разбор (1 человек у доски)

И с невестою своей обвенчался Елисей.

Переходим к заданию №4.

А.

Вспомните, из каких сказок взяты предложения. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

  • Стал он кликать золотую рыбку.

  • Лебедь белая плывет, злого коршуна клюет.

  • Царь Дадон к шатру спешит.

Б.

  1. Вспомните, из каких сказок взяты предложения.

  2. Запишите предложения в соответствии со схемами.

  3. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала.

  • Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет.

  • Черт ли сладит с бабой гневной?

В.

  1. Вспомните, из каких сказок взяты предложения.

  2. Закончите предложение.

  • Жил старик со своею старухой:.

  • Кто-то терем прибирал:.

  • Там ступа с бабою-ягой:.

Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

5. Работа с текстом.

Задание: расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст.

Кто быстрее. Сравнить с записью на доске после проверки.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

(С.Я.Маршак "Заметки о Пушкине")

  1. Определите тему текста.

  2. Какова его главная мысль.

  3. Обсудите в группе варианты заглавия текста.

Просмотр иллюстраций по сказкам Пушкина (на интерактивной доске).

Конспект на тему :Главные и второстепенные члены предложения

6. Работа по развитию речи.

А) Составить три предложения по сказочной иллюстрации. Одно разобрать по членам.

Б) Расположите строки в таком порядке, чтобы получился фрагмент сказки Пушкина. Вспомните, как называется эта сказка. Найдите предложение, соответствующее схеме.

Топот по двору раздался:
Час обеда приближался,

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

В) Продолжите текст Маршака, начиная со слов: "В мою жизнь Пушкин вошел, когда:"

1. Когда вы в первый раз услышали сказки Пушкина?

2. Кто вам их читал?

3. Какие сказочные герои вам больше всего запомнились?

IV. Итог.

- Вам понравился сегодняшний урок? Чем? Что запомнили?

Что повторили? Что удалось лучше всего? Над чем еще надо работать? Работы чьих ребят вам больше всего понравились?

V. Выставление оценок с комментарием.

Поделиться…



© 2010-2022