Урок литературы «Человек сильнее всякой нечистой силы»

Урок литературы в 6 классе «Человек сильнее всякой нечистой силы». Задача урока - сформировать понятие нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла. Тезис. Сформировать отношение детей к «нечистой силе» через изучение культурного наследия своего народа. На уроке учащиеся попытаются выяснить, каким образом изображается мир добра и зла в стихотворениях известных поэтов, использовавших персонажей славянской мифологии, а также узнать их суждения о том, как же человек противостоит нечистой силе. Рекламный заголовок урока «Человек сильнее всякой нечистой силы », знак препинания не поставлен. Его ребята должны поставить в конце урока. Каким было представление древних славян и русских поэтов о нечистой силе, можно узнать, услышав работу в г...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Человек сильнее всякой нечистой силы !

Урок русской словесности в 6 классе .

Учитель Фисюк В.С.

Школа № 9

Рекламный заголовок . « Человек сильнее всякой нечистой силы …»

Задача. Формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла.

Сверхзадача. 1) Подвигнуть детей к изучению культурного наследия своего народа и его отражения в творчестве русских поэтов и писателей.

2) Развивать монологическую речь учащихся,

последовательно излагая материал.

3) Развивать образное мышление, опираясь на личностную оценку учащихся.

4) Использовать в работе практические методы обучения.

Концепция. Воспитывать у учащихся личностное отношение к проявлениям нечистой силы через культурное наследие славянских народов, традиций и обычаев.

Тезис. Сформировать отношение детей к « нечистой

силе » через изучение культурного наследия своего народа

Ход урок.

I Организационный момент.

II Вступительное слово учителя.

Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок по той причине, что на уроке у нас гости. У меня в руках две полоски. Одна светлая, другая - темная . Светлая -олицетворение добра, темная -зла . Добро и Зло. Эти два понятия сопровождают человека с тех пор ,как появилась жизнь на земле .Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как изображен мир добра и зла в стихотворениях известных поэтов, которые использовали персонажи славянской мифологии , а также услышим ваши суждения о том, как противостоит человек нечистой силе.

Рекламный заголовок нашего урока «Человек сильнее всякой нечистой силы »

Обратите внимание, что знак препинания не поставлен. Его мы должны поставить в конце урока , а также посмотрим , хватит ли нам светлой полоски, чтобы полностью закрыть темную.

Как вы сами понимаете , что такое нечистая сила ?(Ответы учащихся).

Кого мы можем отнести к нечистой силе? (Ответы учащихся).

Каким было представление древних славян и русских поэтов о нечистой силе , мы узнаем , услышав работу в группах.

Слово первой группе. Демонстрируется отрывок из мультфильма «Приключение домовенка » .

Карточка №1.

К каким языческим богам восходит образ домового? С какой стихией он связан? Где его место в доме? Как должны вести себя хозяева по отношению к домовому?

Как воспринимает домового А. С. Пушкин? Прочтите. Найдите эпитеты, характеризующие домового.

Хранителем чего, по мнению поэта, является домовой? Прочтите.

Понравился ли вам домовой А.С. Пушкина и почему?

Слово второй группе.

Карточка №2

Выпишите и объясните с помощью толкового словаря следующие слова и словосочетание из стихотворения Е.А. Курдакова «Леший»:

трутовик, канет, тенет, курбатый, щур ,пращур ,чур меня.

В какие игры может играть леший?

Найдите образное выражение, связанное с этим мифологическим персонажем. Соответствует ли образ, созданный поэтом, славянскому мифологическому персонажу?

Каково отношение автора к лешему?

Приведите примеры пословиц и поговорок, связанных с лешим.

Почему человек оказался сильнее лешего?

Слово учителя на фоне шума прибоя :

Ночь .Холод Тьма .

Пир идет в царстве зла.

Море стонет, бушует .

Нечистая сила ликует.

Слово третьей группе.

Карточка №3

1)Как описывается русалка в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»? Прочтите.

2) Как вы считаете , русалка поэта:

а) тоскующая, влюблённая;

б) завлекающая;

в)мстящая.

3) Почему царевич побеждает чары морской царевны? И почему он «задумчиво» едет прочь после этой победы?

На кого больше похожа русалка на обложке вашего учебника? Совпадает ли ее изображение с первоначальными представлениями древних славян?

Кого из греческой мифологии напоминают русалки?

Слово учителя:

А что это за таинственный свет видим мы в окошках мрачного домика ? (На столе третьей группы стоит домик, где поселились черти.)

(Далее идет сценка и танец чертей.)

Карточка №4

1) Объясните с помощью толкового словаря значения слов и словосочетаний в стихотворении поэта А.А.Блока «Старушка и чертенята»: Троица, околица, святые места, мощи, ладан, святыня, Купина, лобызать.

2)Какими изображены чертенята в стихотворении поэта? Прочтите.

3)Почему старушка оказалась сильнее нечистой силы? Как сами чертенята объясняют ее силу?

Творческая работа (составление синквейна). Каждая группа составляет синквейн по своему образу.

Например: Черт

Лукавый, жестокий.

Дразнит, заманивает , соблазняет.

Черт- страшное существо нечистой силы.

Искуситель.

Учитель на доске записывает вывод каждой группы:

Домовой- Покровитель.- Добро

Леший- Злой дух-.(Зло )

Русалки-Сирены-. (Зло )

Черт- Искуситель (Зло).

Слово учителя:

Как можно это нам сейчас представить,

Изобразить ,прочувствовать, понять,

И что злу можем противопоставить,

Придет фантазия на помощь нам опять.

Защита плаката двумя учащимися.

( Царство тьмы, Царство теней, Царство ночи- Царство света, Царство любви, Царство гармонии, Царство блаженства.)

Слово учителя на фоне музыки:

Давайте на миг представим, что мы в мире Блаженств. Закрыли глаза, потянуться. Руки в стороны - вверх - в стороны - вниз ,в стороны -вверх - в стороны - вниз. Вытянули ноги. Расслабились. Вращаем головой к правому плечу - назад - к левому плечу - вперед, а теперь - в обратную сторону. Думаем только о том, как хорошо. Потянулись. Сели ровно. Открыли глаза.

А теперь обращаемся к нашему рекламному заголовку и ставим знак препинания в конце него .

Все группы ставят восклицательный знак .

Слово учителя:

Мы предлагаем рекомендации по противостоянию нечистой силе.

НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ НЕЧИСТОЙ СИЛЕ

ЖИВИ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМ

ТЕБЯ МИРОМ.

НЕ ВЕРЬ.

НЕ БОЙСЯ.

ВЕРЬ В СВОЕГО АНГЕЛА-ХРАНИТЕЛЯ.

ЛЮБИ ЖИЗНЬ.

ВЕДИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

БУДЬ МИЛОСЕРДЕН.

ТВОРИ ДОБРО.

В унисон этой фразе звучат слова Ирины Токмаковой.

« В каждом человеке живет маленький солнечный зайчик.

Если ко всему- всякому живому существу отнестись с добром, только не притворяться , только по-настоящему, то в нем этот солнечный проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.

Если тебе вдруг покажется , что человек - злой или делает

плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это

значит просто , что солнечный зайчик очень крепко уснул.

Ты постарайся разбудить его и увидишь ,как все будет хорошо!!!

А теперь посмотрим, что произошло со светлой полоской. Светлая полоска, которая должна была закрыть темную полосу, как торжество добра над злом превратилась в солнечные лучики

МИЛОСЕРДИЯ

ЛЮБВИ

ГАРМОНИИ

ИСКРЕННОСТИ

ДОБРА

Эти лучики мы хотим подарить нашим гостям с пожеланием, чтобы эти чувства никогда не погасли в ваших и наших сердцах. И тогда никакая нечистая сила нам не страшна.

Подвожу итоги, комментирую оценки.

Домашнее задание: написать сочинение « Твори добро».


© 2010-2022